Дело № 2-694/2011



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии отказа от заявленных требований

и прекращении производства по делу

г. Нижнеудинск                                                                                 21 сентября 2011 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи - Пакилевой Е.В.,

при секретаре - Фаизовой А.Р.,

с участием:

помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В., предъявившей поручение об участии от имени прокурора в рассмотрении гражданского дела от *****

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-694/2011 по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования в сети «Интернет» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо путем размещения, предусмотренных ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведений на официальном сайте <адрес> или муниципального образования <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования в сети «Интернет» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо путем размещения, предусмотренных ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведений на официальном сайте <адрес> или муниципального образования «<данные изъяты>», мотивируя свое обращение следующим.

Так, Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в период июля-августа 2011 года была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой были выявлены следующие нарушения. ст.1 Федерального закона от ***** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г.№149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В соответствии с п.4 ст.8 указанного Закона не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления (ст. 1 вышеназванного Закона). Согласно п.3 ст.1 указанного ФЗ РФ - пользователь информацией - гражданин, организация, общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом. К числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относит открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом. В соответствии с п.2 ст.6 названного Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. В силу ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает право пользователей информации получать достоверную информацию и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8). Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Согласно ч.1 ст. 10 указанного выше Закона, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Постановлением администрации <данные изъяты> МО от ***** было утверждено Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования. Данное Положение было опубликовано в вестнике <данные изъяты> сельского поселения от *****. Проведенная проверка показала, что указанным Положением не предусмотрено обеспечение информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> МО в сети «Интернет». Проведенной проверкой также было установлено, что администрацией <данные изъяты> МО информация о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» не размещалась, тогда как такая информация подлежит размещению именно администрацией поселения, как исполнительно-распорядительным органом (согласно ст.34, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») не размещалась. Указанный факт подтверждается информацией администрации <данные изъяты> МО от ***** . Из информации мэра <адрес> от ***** следует, что по состоянию на ***** в администрацию не поступали обращения со стороны глав муниципальных образований первого уровня по вопросам размещения информации о деятельности органов местного самоуправления поселения на официальном сайте муниципального района, тогда как ***** с главами поселений было проведено совещание по указанному вопросу. Кроме того, в соответствии с вышеуказанной информацией размещение информации о деятельности органов местного самоуправления поселений возможно на официальном сайте муниципального района на основании подписания дополнительных соглашений. Выводы администрации <данные изъяты> МО о достаточном размещении информации о деятельности органов местного самоуправления поселения посредством местных Вестников и на доске объявлений в администрации не могут в полном объеме обеспечить право неопределенного круга лиц на получению такой информации, поскольку количество Вестников ограничено тиражом (10 экз.), а размещаемая на доске объявлений информация не всегда доступа для всех желающих лиц, поскольку в состав 1 поселения входят несколько населенных пунктов, а администрация размещается только в одном из них. Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» было определено содержание информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления. Несоблюдение администрацией <данные изъяты> МО вышеназванных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи, с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц. Кроме того, в силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, подрывает конституционный принцип правового государства, и, соответственно, нарушает интересы РФ, в связи, с чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что одним из принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, а широта полномочий отсутствие или неполнота административных процедур - следствие проявления коррупционных рисков. Несоблюдение администрацией <данные изъяты> МО требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления поселения нарушает права граждан на доступ к получении такой информации, так как неопределенность в деятельности администрации создает почву для коррупционных проявлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан и организаций на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также позволит должностным лицам органов местного самоуправления поселения из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть свободный доступ к этой информации. Частью 1 ст.23 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Согласно ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. от требований по исковому заявлению к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования в сети «Интернет» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо путем размещения, предусмотренных ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведений на официальном сайте <адрес> или муниципального образования <данные изъяты> отказалась, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление. В своем заявлении представленном суду также указала, что правовые последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.

В подтверждение заявленных доводов отказа от иска помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. представила суду акт сдачи-приемки оказанных услуг от *****, договор об оказании услуг связи юридическому лицу, постановление за от ***** «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования», Положение «о порядке организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования» которые приобщены к материалам гражданского дела.

Ответчик - глава администрации <данные изъяты> муниципального образования Шуруева Н.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах своей неявки суду не сообщила.

В силу положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Проанализировав представленные доказательства, суд принимает во внимание, что отказ от исковых требований помощником Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. сделан добровольно, он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правовые последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны.

При таких обстоятельствах суд считает возможным принять отказ от заявленных исковых требований и прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст. ст. 173, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от требований по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования в сети «Интернет» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо путем размещения, предусмотренных ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведений на официальном сайте <адрес> или муниципального образования <данные изъяты> и производство по делу прекратить в связи с отказом помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от иска.

Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение суда о принятии отказа от иска может быть подана частная жалоба в Иркутский облсуд через Нижнеудинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий, Судья: