О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о принятии отказа от заявленных требований и прекращении производства по делу г. Нижнеудинск 20 сентября 2011 года Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи - Пакилевой Е.В., при секретаре Фаизовой А.Р., с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В., действующей на основании поручения об участии от имени прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-713/2011 по заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора об оспаривании отдельных норм Устава <данные изъяты> муниципального образования, У С Т А Н О В И Л: Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании п.5 ч.1 ст.6, п.15 ч.1 ст.6, п.19 ч.1 ст.6, п.26 ч.1 ст.6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 07.09.2009г. №13, от 28.06.2010г. № 19, от 19.05.2011г. № 32) противоречащими Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В обоснование поданного заявления Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления <адрес> было установлено следующее: На заседании Думы <данные изъяты> МО 24 декабря 2005 года был утвержден Устав <данные изъяты> МО. Впоследствии в данный Устав были внесены изменения и дополнения, которые были надлежащим образом опубликованы и зарегистрированы в органах юстиции. Так, изменения и дополнения были внесены решением Думы <данные изъяты> МО от 7 сентября 2009 года №13. Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве Юстиции <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за номером № и опубликован в Вестнике <данные изъяты> МО № от ДД.ММ.ГГГГ. Изменения и дополнения были внесены решением Думы <данные изъяты> МО от ДД.ММ.ГГГГ №. Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за номером № и опубликован в Вестнике <данные изъяты> МО № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, последние изменений и дополнений были внесены в Устав <данные изъяты> МО решением Думы поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №. Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве юстиции <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за номером № и опубликован в Вестнике <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № - далее по тексту Устав <данные изъяты> МО в новой редакции. Вместе с тем, анализ норм Устава <данные изъяты> МО в новой редакции показал, что отдельные нормы требуют корректировки в связи с изменениями федерального законодательства. Так, по состоянию на 02.08.2011 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует, в том числе, в редакции Федеральных законов от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 25.07.2011 № 263-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П) - далее по тексту Федеральный закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 11 июля 2011 года №192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации был опубликован в «Российской газете» №153 от 15.07.2011 и «Собрании законодательства РФ» от 18.07.2011 №29 ст. 4283 и вступил в силу с 26.07.2011. Федеральный закон от 18 июля 2011 года №224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» №159 от 22.07.2011 и «Собрании законодательства РФ» от 25.07.2011 №30, ст. 4572 и в соответствии со статьей 6 Федерального закона он вступил в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 18 июля 2011 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был опубликован в «Собрании законодательства РФ» от 25.07.2011 № 30, ст. 4590 и «Российской газете» №160 от 25.07.2011 и в соответствии со ст. 71 Федерального закона он вступает в силу с 1 августа 2011 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Федеральный закон от 18 июля 2011 года №243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» №159 от 22.07.2011 и «Собрании законодательства РФ» от 25.07.2011 №30, ст. 4591 и в соответствии со статьей 16 Федерального закона он вступил в силу со дня его официального опубликования., то есть с 22.07.2011. Федеральный закон от 19 июля 2011 года №246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» №159 от 22.07.2011 и «Собрании законодательства РФ» от 25.07.2011 №30, ст. 4594 и вступил в силу с 02.08.2011. В соответствии с пунктами 5, 15, 20 и 27 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ); - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ); - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 15.06.2007 № 100-ФЗ, от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ); - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ). В нарушение вышеизложенных норм закона, в пунктах 5, 15, 19 и 26 ч.1 ст. 6 Устава Заречного МО в новой редакции вопросы местного значения поселения не были приведены в соответствие с требованиями закона и действуют в следующей редакции соответственно: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - создание условий для массового отдыха жителей Поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; - утверждение генеральных планов Поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель Поселения; - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Поселения. Учитывая, что администрацией <данные изъяты> МО были подготовлены изменения в Устав поселения, решением Думы <данные изъяты> МО от 19 мая 2011 года №32 данные изменения были утверждены, зарегистрированы органами юстиции и опубликованы в официальном источнике, необходимо дополнительное внесение изменений в Устав с целью приведения отдельных норм в соответствие с требованиями закона. Согласно ч.2 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В связи с чем, противоречие норм Устава требованиям федерального законодательства и недопустимо и требует принятие неотложных мер с целью исключения недопущения нарушения прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования. Статьей 2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было предусмотрено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, изложенные в Уставе <данные изъяты> МО вопросы местного значения в настоящее время не соответствуют требованиям закона, чем нарушается установленный в Российской Федерации законопорядок и права граждан на осуществление местного самоуправления. В силу норм ст.ст.1, 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, конституций (уставов), федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства. Статья 13 ГК РФ предусматривает, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными. Статья 12 ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав, в том числе признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Поэтому Нижнеудинский межрайонный прокурор просит суд признать: - п. 5 ч.1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 7 сентября 2009 года №13, от 28 июня 2010 года №19, от 19 мая 2011 года за №32) противоречащим п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) и не действующим с 1 августа 2011 года. - п. 15 ч.1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 7 сентября 2009 года №13, от 28 июня 2010 года №19, от 19 мая 2011 года за №32) противоречащим п.15 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ) и не действующим со 2 августа 2011 года. - п. 19 ч.1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 года (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 7 сентября 2009 года №13, от 28 июня 2010 года №19, от 19 мая 2011 года за №32) противоречащим п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 15.06.2007 № 100-ФЗ, от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ) и не действующим с 22 июля 2011 года. - п. 26 ч.1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24 декабря 2005 (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 7 сентября 2009 года №13, от 28 июня 2010 года №19, от 19 мая 2011 года за №32) противоречащим п.27 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) и не действующим с 1 августа 2011 года. В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. отказалась от заявленных требований о признании пунктов 5,15,19 и 26 ч. 1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 07.09.2009г. №13, от 28.06.2010г. №19, от 19.05.2011г. № 32) противоречащими п. 5,15,20 и 27 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) и не действующими, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление. В подтверждение устранения <данные изъяты> МО нарушений требований законодательства помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. представила суду решение Думы <данные изъяты> муниципального образования сельского поселения «О рассмотрении проекта Решения Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> муниципального образования»» от 19.08.2011г. № 34, а также приложение к указанному решению - проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> муниципального образования», из которых следует, что в пункты 5,15,19 и 26 ч. 1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования внесены изменения и дополнения. Судом разъяснены помощнику Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 173, ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Глава <данные изъяты> МО Романенко А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки в судебное заседание суду не представил. Возражений против удовлетворения требований прокурора также не представил. Заявлений, ходатайств суду от него не поступало. В соответствии с п. 3 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины из неявки неуважительными. Суд принимает во внимание, что отказ от заявленных требований помощником Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. сделан добровольно, он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Правовые последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять отказ от заявленных требований и прекратить производство по делу. Руководствуясь ст. ст. 173, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Принять отказ помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от заявленных требований о признании пунктов 5,15,19 и 26 ч. 1 ст. 6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утвержденного решением Думы 24.12.2005г. (в ред. решений Дум <данные изъяты> муниципального образования от 07.09.2009г. №13, от 28.06.2010г. № 19, от 19.05.2011г. № 32) противоречащими п. 5,15,20 и 27 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) и не действующими, и производство по делу прекратить в связи с отказом помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от заявленных требований. Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение суда о принятии отказа от иска может быть подана частная жалоба в Иркутский облсуд через Нижнеудинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий, Федеральный судья Е.В. Пакилева