Дело № 2-690/2011



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу

г. Нижнеудинск                                                                            20 сентября 2011 года

Нижнеудинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Пакилевой Е.В., при секретаре Фаизовой А.Р.,

с участием:

помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В., действующей на основании поручения об участии от имени прокурора от ******,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-690/2011 по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования и включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального образования о возложении обязанности определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования и включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования.

В обоснование заявленных исковых требований Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в период июля-августа 2011 года была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. В ходе проведенной проверки прокуратурой были выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в указанной сфере правоотношений. Частью 1 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Согласно частей 9 и 10 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. В силу ч.8 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение Думы <данные изъяты> МО от 31 августа 2010 года №16 было утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <данные изъяты> муниципального образования». Указанное решение было опубликовано в Вестнике <данные изъяты> городского поселения от ******. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 указанного Положения в состав муниципального имущества муниципального образования входит: муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну муниципального образования; муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий; муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении муниципальных учреждений; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных Федеральными законами и законами Иркутской области. При этом, п. 5.1 раздела 1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <данные изъяты> муниципального образования» прямо предусмотрено, что муниципальное имущество подлежит обязательному учету путем ведения реестра муниципальной собственности МО. Объектами учета Реестра являются движимое и недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования (п.5.3 раздела 1 Положения): а) муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями; б) муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями; в) имущество муниципальной казны; Ведение Реестра муниципального имущества <данные изъяты> муниципального образования отнесено к компетенции администрации поселения, как исполнительно-распорядительный орган (согласно ст.34, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Вместе с тем, проведенная проверка показала, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ <данные изъяты> муниципального образования не определены, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. Данные обстоятельства подтверждаются реестром муниципального имущества по администрации <данные изъяты> муниципального образования, из которого следует, что автомобильные дороги в данный реестр не включены, юридически не оформлены (информация администрации <данные изъяты> муниципального образования от ******). Единственным объектом, составляющим массу муниципального имущества <данные изъяты> муниципального образования является здание администрации. На заседании Думы <данные изъяты> МО ****** был утвержден Устав <данные изъяты> МО. Впоследствии в данный Устав были внесены изменения и дополнения, которые были надлежащим образом опубликованы и зарегистрированы в органах юстиции. Так, изменения и дополнения были внесены решением Думы <данные изъяты> МО от ****** . Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве <адрес> ****** за номером и опубликован в Вестнике <данные изъяты> сельского поселения от ****** . Изменения и дополнения были внесены решением Думы <данные изъяты> МО от ****** . Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве <адрес> ****** за номером и опубликован в Вестнике <данные изъяты> сельского поселения от ****** а. Кроме того, последние изменений и дополнений были внесены в Устав <данные изъяты> МО решением Думы поселения от ****** за . Устав <данные изъяты> МО в новой редакции был зарегистрирован в Министерстве юстиции <адрес> ****** за номером ****** и опубликован в Вестнике <данные изъяты> сельского поселения от ****** - далее Устав <данные изъяты> МО в новой редакции. Согласно Устава <данные изъяты> муниципального образования, из статьи 6 следует, что в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения Поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в т.ч. на предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, что предусматривается осуществлением в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в подпрограмме, в том числе в 2010 году на основании нормативного акта Правительства Российской Федерации, а в период 2011 - 2015 годов - в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой, условиями и порядком их предоставления, которая приведена в приложении № 4 к настоящей подпрограмме. В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, распределение которых между субъектами Российской Федерации приведено в Приложении №5, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 №848 (редакции от 21.12.2010, с изменениями от 22.12.2010) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)». Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов. В связи с чем, нарушаются также интересы граждан на осуществление местного самоуправления, рациональное и эффективное использования муниципальных ресурсов, так как неопределенность в деятельности администрации создает почву для коррупционных проявлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления поселения, а также позволит должностным лицам администрации поселения из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть данные о муниципальных ресурсах. В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации. Таким образом, несоблюдение администрацией <данные изъяты> муниципального образования требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации. В связи, с чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в суд также в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Нижнеудинский межрайонный прокурор просит суд возложить обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального образования определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования и включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. отказалась от заявленных исковых требований о понуждении администрации <данные изъяты> муниципального образования определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования и включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора в полном объеме (в реестр муниципальной собственности дороги включены), о чем представила суду письменное заявление.

В подтверждение своих доводов помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаева М.В. представила суду Реестр: Перечень автомобильных дорог <данные изъяты> муниципального образования, из которого следует, что в него включены автомобильные дороги с указанием их наименования, сведений об их собственнике, протяженности, технической категории, вида разрешенного использования, места расположения, даты ввода в эксплуатацию, стоимости и сведений включения в реестр.

Помощнику Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. судом разъяснены последствия отказа истца от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 173, ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В своем заявлении представленном суду и в судебном заседании Полетаева М.В. пояснила, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств суду от него не поступало.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд принимает во внимание, что отказ от исковых требований помощником Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. сделан добровольно, он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правовые последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны.

При таких обстоятельствах суд считает возможным принять отказ от заявленных исковых требований и прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст. ст. 173, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от заявленных исковых требований о понуждении администрации <данные изъяты> муниципального образования определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования и включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> муниципального образования и производство по делу прекратить в связи с отказом помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаевой М.В. от иска.

Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение суда о принятии отказа от иска может быть подана частная жалоба в Иркутский облсуд через Нижнеудинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий,

Федеральный судья                                                                                 Е.В. Пакилева