Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижнеудинск 26 сентября 2011 года Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Усовой Н.В., с участием истицы Старосветской О.В. и её представителя Качанова С.А., представителя ответчика Пономаревой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-737-11 по иску Старосветской О.В. к администрации муниципального района муниципального образования <данные изъяты> о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Старосветская О.В. обратилась в Нижнеудинский городской суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании Старосветская О.В. иск поддержала и пояснила, что относится к категории детей-сирот, поскольку ****** её отец Старосветский В.А. умер, а мать Тебенькова Т.В. <данные изъяты>. До 2010 года Старосветская О.В. проживала у попечителя, затем училась в ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» и прервала обучение в связи с рождением ребёнка. Жилья за ней закреплено не было. В сентябре 2006 года Старосветская О.В. распоряжением №747 от 01 сентября 2006 года поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Зарегистрирована Старосветская О.В. в пос. <адрес>, однако это жильё ей не принадлежит. В настоящее время истица живет в нанимаемом жилом помещении в <адрес>. Обратившись в марте 2011 года за получением жилья в администрацию муниципального района муниципального образования <данные изъяты>, Старосветская О.В. получила уведомление №132 от 18 марта 2011 года о том, что её заявление принято и что жильём она будет обеспечена после поступления денежных средств из бюджета <адрес>. Старосветская О.В. и её представитель Качанов С.А. просят суд обязать администрацию муниципального района муниципального образования <данные изъяты>, на которую законом <адрес> возложены государственные полномочия <адрес> по обеспечению жильем данной категории лиц, предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, площадью не менее 28 кв.м. Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования <данные изъяты> по доверенности от ****** Пономарева Т.А. иск Старосветской О.В. не признала и пояснила, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселений. Действующее законодательство не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями. Абзац 2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти обеспечить по месту жительства вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и не имеющих закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профессионального образования, по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законом Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» муниципальное образование <данные изъяты> наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ также устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В бюджете Иркутской области было предусмотрено предоставление муниципальному образованию «Нижнеудинский район» на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> тыс. руб. Затем эта сумма была уменьшена на <данные изъяты> тыс. руб. На оставшуюся сумму в <данные изъяты> тыс. руб. было приобретено <данные изъяты> жилых помещений. В администрацию <адрес> поступило <данные изъяты> заявления от детей-сирот о предоставлении жилых помещений. В 2011 году Нижнеудинским городским судом вынесено <данные изъяты> решений о предоставлении жилых помещений, на рассмотрении в суде находится ещё <данные изъяты> исковых заявления, однако средств на исполнение решений нет. В муниципальном образовании <данные изъяты> отсутствуют муниципальный жилищный фонд. Нижнеудинский район является дотационным, не может и не должен расходовать средства местного бюджета на осуществление государственных полномочий. В соответствии с подп. «д» п.4 Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма, утверждённого Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №317-мпр от 17 ноября 2010 года, администрация формирует список детей-сирот по дате поступления заявления и документов. Администрация осуществляет государственные полномочия в пределах выделенных Иркутской областью средств, не отказывает истице в предоставлении жилья, которое будет приобретено после поступления средств из областного бюджета. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений. В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определённым законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Кроме того, ч.4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно свидетельству о рождении серии № №, выданному ****** Уковским поссоветом <адрес>, Старосветская О.В. родилась ****** в пос. <адрес> у Тебеньковой Т.В. и Старосветского В.А., о чём в книге регистрации актов о рождении ****** произведена запись №. Из свидетельства о смерти серии № №, выданного ****** Уковским поселковым отделом управления ЗАГС <адрес> и <адрес>, следует, что Старосветский В.А., ****** года рождения, умер ****** в <адрес>, о чём ****** составлена запись акта о смерти №. <данные изъяты> В соответствии с общим правилом, установленным ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Исключение из общего правила закреплено ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях. Как следует из решения Нижнеудинского городского суда <данные изъяты>, с января 2006 года Старосветская О.В. жила в семье попечителя Поповой Т.К. Распоряжением № от ****** заместителя мэра муниципального района муниципального образования <данные изъяты> Козловского А.И. Старосветская О.В. признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей, поскольку отец умер, а мать <данные изъяты>. Согласно справке № от ****** директора ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Старосветская О.В. с ****** по ****** училась в вышеуказанном образовательном учреждении по очной форме дневного отделения на бюджетной основе и на полном государственном обеспечении. Находилась в отпуске по уходу за ребёнком со свободным посещением занятий с ****** по ******. Доводы Старосветской О.В. в этой части подтверждаются выданным ****** отделом по <адрес>) управления службы ЗАГС <адрес> свидетельством серии № о рождении Старосветского И.О., ****** года рождения, матерью которого является Старосветская О.В. Распоряжением № от ****** заместителя мэра муниципального района муниципального образования <данные изъяты> Козловского А.И. подтверждается принятие Старосветской О.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер очереди <данные изъяты>. Справкой от ****** ведущего специалиста администрации Уковского муниципального образования Бурмакиной Е.Н. подтверждается принятие Старосветской О.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, очередь <данные изъяты> Из справки от ****** директора ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнеудинский центр технической инвентаризации Никитиной Т.Ф. следует, что Старосветская О.В. собственного, муниципального и приватизированного жилья не имеет. Законом Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» регламентирован порядок учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам этой категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 вышеуказанного Закона жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 кв.м. С учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта. В силу ст.5 Закона №50-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Согласно уведомлению № от ****** председателя комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории <адрес> Козловского А.И. жилое помещение по договору социального найма будет приобретено Старосветской О.В. после поступления финансовых средств из областного бюджета. Сторонами не оспаривается факт отсутствия у Старосветской О.В. закреплённого за нею жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается уведомлением № от ****** об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Старосветской О.В. на объекты недвижимого имущества. В соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п.п.1 и 3 ч.2 ст.57 право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку внеочередников, поскольку не терпит отлагательства разрешение вопроса обеспечения жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. Пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определил окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращением опеки и попечительства, окончанием службы в Вооруженных Силах РФ, возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очерёдность лиц равной категории. В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает очерёдность предоставления жилого помещения. Согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплён в ч.1 ст.57 ЖК РФ, в то время как ч.2 названной статьи ЖК РФ содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди, поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь. Жильё детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Законом Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения, либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статья 6 этого Закона предусматривает, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Как следует из пояснений суду представителя ответчика Пономаревой Т.А., в бюджете <адрес> было предусмотрено предоставление муниципальному образованию <данные изъяты> на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> тыс. руб. Затем эта сумма была уменьшена на <данные изъяты> тыс. На полученную из бюджета сумму приобретено <данные изъяты> жилых помещений. Таким образом, на администрацию муниципального образования <данные изъяты> в установленном законом порядке возложены государственные полномочия <адрес> по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. При этом не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда <адрес> и предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить на администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом РФ, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Старосветской О.В. жилое помещение по договору социального найма. Приказом №317-мпр от 17 ноября 2010 года в редакции от 27 декабря 2010 года Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма. Пункт 4 данного Положения регламентирует порядок действий органа местного самоуправления, подп. «б» предусматривает принятие органом местного самоуправления по поступившему заявлению в срок, установленный законом области №50-ОЗ решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а подп. «д» - формирование списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по дате поступления заявления и документов. Таким образом, вышеуказанное Положение предусматривает, что в соответствующий список, предусмотренный Приложением №1 к Положению, включаются лица, в отношении которых уже принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Суд учитывает, что, приняв Старосветскую О.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчик до настоящего времени не принял решение о приобретении ей жилого помещения. В соответствии со ст.50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Применительно к предмету данного спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 Закона Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года с учётом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. Таким образом, при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Старосветской О.В. по договору социального найма, должна быть принята во внимание вышеуказанная норма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Старосветской О.В. к администрации муниципального района муниципального образования <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования <данные изъяты> в порядке исполнения Закона Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в <адрес>» предоставить Старосветской О.В., ****** года рождения, уроженке пос. <адрес>, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>, площадью не менее 28 кв.м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи кассационной жалобы через Нижнеудинский городской суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий, Федеральный судья КитюхВ.В.