Дело № 2-731/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижнеудинск       06 октября 2011 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Татаринцевой Е.В.,

при секретаре - Корчилава Е.В.

с участием:

представителя истца - ст.помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

представителей ответчика - главного врача Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Шестакова О.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования - Левашиной Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-731/2011 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения (далее МБУЗ) «<данные изъяты>» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование заявленных исковых требований Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения требований пожарной безопасности в МБУЗ «<данные изъяты>». В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов, что является нарушением п. 40 (ППБ 01-03), а также пути эвакуации отделаны горючим материалом, что является нарушением п. 53 (ППБ 01-03). В помещении рентген кабинета, в нарушение п. 57 (ППБ 01-03) эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушение нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку). Кроме того, в состав учреждения входят структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, а именно: здание хирургического отделения, расположенное по адресу: <адрес>, где в нарушение п. 6.18* (СНиП 21-01-97*) и п. 2.1.21(ППБ 101-89) отсутствуют самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах в лестничных клетках, тамбурах и холлах. Кроме того, в помещении хирургического отделения эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку), что не соответствует п. 57 (ППБ 01-03). В здании терапевтического отделения, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение п. 16 (ППБ 01-03) план эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствует действительной планировке здания, а также в нарушение п.40 (ППБ 01-03) сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов. В здании пищеблока (больничной кухни), расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение требований п.57 (ППБ 01- 03) эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку, электропроводка частично проложена по горючему основанию), кроме того, пожарный щит не укомплектован в соответствии с требованиями норм п. 108 прил. 3 (ППБ 01-03); помещение холодного склада не укомплектовано первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями норм п. 108 прил. 3 (ППБ 01-03). Также в здании детского отделения МБУЗ «<данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес>, в нарушение п. 52 ППБ 01-03 двери эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей из здания, а также эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку, электропроводка частично проложена по горючему основанию), что не соответствует п. 57 (ППБ 01-03). В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Статьей 2 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 года за № 4838, которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно Уставу МБУЗ «<данные изъяты>», имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, в связи с чем учреждение должно пользоваться данным имуществом в соответствии с законодательством РФ, однако, как установлено проведенной проверкой, использование переданного в оперативное управление имущества МБУЗ «<данные изъяты>», осуществляется с нарушением правил пожарной безопасности. Круг лиц, которые подвергаются опасности, находясь в учреждении здравоохранения, не является постоянным, кроме того, в здании данного учреждения (как общественного места) могут находиться лица, круг которых индивидуализировать не представляется возможным, в связи с чем, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ просит установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании ст.помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. уточнила исковые требования и просила суд: обязать МБУЗ «<данные изъяты>» устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, убрать горючую отделку путей эвакуации; в помещении рентген кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, в помещениях хирургического отделения, расположенного по адресу: <адрес>, в здании пищеблока (больничной кухни), расположенного, по адресу: <адрес>, в здании детского отделения, расположенного по адресу: <адрес>, произвести монтаж электропроводки, в соответствии с требованием п.2.1.21 и п. 2.1.37 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР 05.10.1979 года. В остальной части доводы искового заявления поддержала. Суду пояснила, что ранее неоднократно проводились проверки исполнения требования пожарной безопасности ответчиком, руководитель организации привлекался к административной ответственности, выносились предупреждения об устранении нарушений правил пожарной безопасности, однако меры административного воздействия должного результата не дали, поэтому прокурор обратился с иском в суд.

Представитель ответчика - главный врач МБУЗ «<данные изъяты>» Шестаков О.А. исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признал, о чем представила суду соответствующее заявление. Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» Левашина Е.В. также признала заявленные Нижнеудинским межрайонный прокурором исковые требования.

Выслушав ст.помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., представителя ответчика - главного врача МБУЗ «<данные изъяты>» Шестакова О.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» Левашину Е.В., исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению, а признание иска принятию судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона (далее ФЗ) от 21.12.1994 № 69-Федерального закона (ред. от 18.07.2011) «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Статьей 20 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии со ст.16 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

На основании указанной нормы приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838.

Согласно п.1 ППБ 01-03, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Нижнеудинского межрайонного прокурора Литвиновой О.А. совместно с государственным инспектором Нижнеудинского района по пожарному надзору Едаковым П.В. и старшим специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Нижнеудинском районе Иноземцевой А.И. с участием главного врача МБУЗ «<данные изъяты>» Шестаковым О.А. была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан в части санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях МБУЗ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>.

В ходе проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: в здании поликлиники: сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов п. 40 (ППБ 01-03); в полу на путях эвакуации допущены перепады высот менее 45 см п. 6.28* (СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.3.4); высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м., ширина менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.2.5); пути эвакуации отделаны горючим материалом п. 53 (ППБ 01-03); в помещении рентген кабинет: высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.2.5); в помещениях эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку) п. 57 (ППБ 01-03); в здании хирургического отделения: отсутствуют самозакрывающиеся двери с уплотнениями в притворах в лестничных клетках, тамбурах и холлах п. 6.18* (СНиП 21-01-97*) п. 2.1.21 (ППБ 101-89); высота ступеней лестниц не соответствует требованиям п. 6.30* (СНиП 21-01-97*); ЦСО в полу на путях эвакуации допущены перепады высот менее 45 см (трубы отопления) п. 6.28* (СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.3.4); в помещениях эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушение нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку) п. 57 (ППБ 01-03); в здании терапевтического отделения: высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.2.5); план эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствует действительной планировке здания п. 16 (ППБ 01-03); сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов п. 40 (ППБ 01-03); в помещениях эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку, электропроводка частично проложена по горючему основанию) п. 57 (ППБ 01-03); высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.2.5); в полу на путях эвакуации допущены перепады высот менее 45 см - п. 6.28* (СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009 п. 4.3.4); пожарный щит не укомплектован в соответствии с требованиями норм п. 108 прил. 3 (ППБ 01-03); помещение холодного склада не укомплектовано первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями норм п. 108 прил. 3 (ППБ 01-03); в здании детского отделения: двери эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей из здания п. 52 (ППБ 01-03); в помещениях эксплуатация электропроводки осуществляется в нарушении нормативных требований по электроэнергетике (соединение жил проводов выполнено на скрутку, электропроводка частично проложена по горючему основанию) п. 57 (ППБ 01-03); высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, ширина менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*; статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 1.13130.2009, п. 4.2.5).

Факт нахождения здания поликлиники по адресу: <адрес>, детского отделения, расположенного по адресу: <адрес>, здания рентген - кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, здания хирургического отделения, расположенного по адресу: <адрес>, здания терапевтического отделения, отделения сестринского ухода и родильного отделения, расположенного по адресу: <адрес>, в оперативном управлении МБУЗ «<данные изъяты>» подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес>, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Из Устава МБУЗ «Алзамайская городская больница (п.1.4) следует, что учредителем учреждения является муниципальное образование «Нижнеудинский район», функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район».

В соответствии со ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно абз.7 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Нижнеудинский межрайонный прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять от главного врача Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Шестаков О.А. признание иска.

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: в здании поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, убрать горючую отделку путей эвакуации; в помещении рентген кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, в помещениях хирургического отделения, расположенного по адресу: <адрес>, в здании пищеблока (больничной кухни), расположенной, по адресу: <адрес>, в здании детского отделения, расположенного по адресу: <адрес>, произвести монтаж электропроводки, в соответствии с требованием п.2.1.21 и п. 2.1.37 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР 05.10.1979 года.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждение здравоохранение «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет, перечислив её на расчетный счет <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение десяти дней.

Судья         Е.В.Татаринцева