Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижнеудинск 16 ноября 2011 года Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Усовой О.В., с участием истца Гергеледжи В.П., представителя ответчика Ефременко С.В., действующего на основании доверенности от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гергеледжи В.П. к администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Гергеледжи В.П. обратился в Нижнеудинский городской суд с иском к администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании Гергеледжи В.П. иск поддержал и пояснил, что относится к категории детей-сирот, поскольку его отец Гергеледжи П.С. умер ******, <данные изъяты>. В апреле 2008 года он был поставлен на учёт на внеочередное получение жилого помещения. Жилого помещения за истцом закреплено не было, поскольку его родители своего жилья не имели. Он зарегистрирован по постоянному месту жительства и проживает в <адрес>, однако это жильё ему не принадлежит. В установленный законом срок Гергеледжи В.П. администрацией муниципального района муниципального образования «<адрес>» жилое помещение предоставлено не было. Гергеледжи В.П. просит суд обязать администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>, площадью не менее 28 кв.м. Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» по доверенности от ****** Ефременко С.В. иск Гергеледжи В.П. не признал и пояснил, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселений. Действующее законодательство не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями. Абзац 2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти обеспечить по месту жительства вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и не имеющих закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профессионального образования, по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законом Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в <адрес>» муниципальное образование «<адрес>» наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ также устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В бюджете <адрес> было предусмотрено предоставление муниципальному образованию «<адрес>» на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году <данные изъяты> тыс. руб. Затем эта сумма была уменьшена на <данные изъяты> тыс. руб. На оставшуюся сумму в <данные изъяты> тыс. руб. было приобретено 6 жилых помещений. В октябре 2011 года муниципальному образованию «<адрес>» из федерального бюджета выделено <данные изъяты> тыс. руб. и на эти средства можно приобрести 10-11 жилых помещений. В 2011 году Нижнеудинским городским судом вынесено 22 решения о предоставлении жилых помещений, которые уже вступили в законную силу. Комиссией по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение о приобретении 11 жилых помещений детям-сиротам, по которым приняты решения суда, что подтверждается протоколом № от ******. <адрес> на 2012 год ещё не утверждён, будут ли в 2012 году предоставлены средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам, неизвестно. В муниципальном образовании «<адрес>» отсутствуют муниципальный жилищный фонд. <адрес> является дотационным, не может и не должен расходовать средства местного бюджета на осуществление государственных полномочий. Согласно ч.3 ст.20 ФЗ №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В связи с тем, что <адрес> не выделяет необходимых средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, ответчик не может на должном уровне исполнять переданные ему законом полномочия. В соответствии с подп. «д» п.4 Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма, утверждённого Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> №-мпр от ******, администрация формирует список детей-сирот по дате поступления заявления и документов. Администрация осуществляет государственные полномочия в пределах выделенных <адрес>ю средств, не отказывает истцу в предоставлении жилья, которое будет ему приобретено после поступления средств из областного бюджета. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определённым законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Кроме того, ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно свидетельству о рождении №, выданному ****** Гайдарским сельским Советом народных депутатов <адрес> Республики Молдова, Гергеледжи В.П. родился ****** в <адрес> Республики Молдова у Гергеледжи П.С. и Гергеледжи О.И., о чём в книге регистрации актов о рождении ****** произведена запись №. Согласно свидетельству о смерти серии № №, выданному ****** <адрес>ом <адрес>, Гергеледжи П.С. умер ****** в <адрес>. Из распоряжения администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» от ****** № следует, что Гергеледжи В.П. назначен попечитель Патрушева Н.Е., так как отец умер, а мать <данные изъяты>. <данные изъяты> В соответствии с общим правилом, установленным ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Исключение из общего правила закреплено ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях. Распоряжением главы Алзамайского муниципального образования Патрушева Н.Е. от ****** №-р подтверждается, что Гергеледжи В.П. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Справкой от ****** № администрации Алзамайского муниципального образования подтверждается, что Гергеледжи В.П. распоряжением администрации Алзамайского муниципального образования от ****** №-р принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и включён в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение жилья по<адрес>. Паспортом гражданина РФ серии № №, выданным ****** отделением УФМС России по <адрес>, подтверждается регистрация истца в <адрес> <адрес>. Из справки от ****** директора филиала ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнеудинский центр технической инвентаризации Никитиной Т.Ф. следует, что за Гергеледжи В.П. в <адрес>, в том числе в г.<адрес> жилого помещения не числится. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданному Нижнеудинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ****** №, информация о правах Гергеледжи В.П. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданному Нижнеудинским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> ****** №, запрашиваемая информация о правах Гергеледжи В.П. на объекты недвижимого имущества не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Гергеледжи В.П. не зарегистрированы. Законом Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» регламентирован порядок учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам этой категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 вышеуказанного Закона жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 кв.м. С учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта. В силу ст.5 Закона №50-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Ответчиком не оспаривается факт отсутствия у Гергеледжи В.П. закреплённого за ним жилого помещения. В соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации, закрепив за гражданами, перечисленными в п.п.1 и 3 ч.2 ст.57 право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку внеочередников, поскольку не терпит отлагательства разрешение вопроса обеспечения жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. Пункт 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определил окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращением опеки и попечительства, окончанием службы в Вооруженных Силах РФ, возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как и другие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очерёдность лиц равной категории. В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает очерёдность предоставления жилого помещения. Согласно п.4 ч.1 ст.12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплён в ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, в то время как ч.2 названной статьи Жилищного кодекса РФ содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди, поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь. Жильё детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Законом Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года муниципальное образование «<адрес>» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения, либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статья 6 этого Закона предусматривает, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном <адрес>. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Как следует из пояснений суду представителя ответчика Ефременко С.В., в бюджете <адрес> было предусмотрено предоставление муниципальному образованию «<адрес>» на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> тыс. руб. Затем эта сумма была уменьшена на <данные изъяты> тыс. На полученную из бюджета сумму приобретено шесть жилых помещений. В октябре 2011 года муниципальному образованию «<адрес>» из федерального бюджета выделено <данные изъяты> тыс. руб. и на эти средства можно приобрести 11 жилых помещений. В 2011 году Нижнеудинским городским судом вынесено 22 решения о предоставлении жилых помещений, которые уже вступили в законную силу. Комиссией по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение о приобретении 11 жилых помещений детям-сиротам, по которым приняты решения суда, что подтверждается протоколом № от ******. <адрес> на 2012 год не утверждён, будут ли в 2012 году предоставлены средства ответчику на приобретение жилых помещений для детей-сирот, неизвестно. Таким образом, на администрацию муниципального образования «<адрес>» в установленном законом порядке возложены государственные полномочия <адрес> по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. При этом не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда <адрес> и предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить на администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Гергеледжи В.П. жилое помещение по договору социального найма. Приказом №317-мпр от 17 ноября 2010 года в редакции от 27 декабря 2010 года Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма. Пункт 4 данного Положения регламентирует порядок действий органа местного самоуправления, подп. «б» предусматривает принятие органом местного самоуправления по поступившему заявлению в срок, установленный законом области №50-ОЗ решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а подп. «д» - формирование списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по дате поступления заявления и документов. Таким образом, вышеуказанное Положение предусматривает, что в соответствующий список, предусмотренный Приложением №1 к Положению, включаются лица, в отношении которых уже принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Суд учитывает, что, приняв Гергеледжи В.П. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчик до настоящего времени не принял решение о приобретении ему жилого помещения. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Применительно к предмету данного спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 Закона Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года с учётом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. Таким образом, при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Гергеледжи В.П. по договору социального найма, должна быть принята во внимание вышеуказанная норма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Гергеледжи В.П. к администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» в порядке исполнения Закона Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по оговорам социального найма в Иркутской области» предоставить Гергеледжи В.П., ****** года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, находящееся в черте <адрес>, площадью не менее 28 кв.м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи кассационной жалобы через Нижнеудинский городской суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий, Федеральный судья Китюх В.В. Копия верна Китюх В.В. Решение вступило в законную силу «____»_____________2011г. Судья Китюх В.В. Подлинное решение находится в материалах гражданского дела №2-918/2011 вНижнеудинском городском суде Иркутской области. Секретарь суда___________________________ Дата выдачи:_____________________________