Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижнеудинск 18 января 2012 года Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В., при секретаре Поймикиной А.Р., с участием: истца - Бугримова М.Б., представителя ответчика - Ефременко С.В., действующего на основании доверенности от *****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-60/2012 по иску Бугримова М.Б. к администрации муниципального района муниципального образования <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Бугримов М.Б. обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» предоставить ему - Бугримову М.Б., жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. <данные изъяты>, находящееся в черте г. <данные изъяты>, площадью не менее 28 кв.м. В судебном заседании Бугримов М.Б. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требованиях и суду пояснил, что относится к категории детей-сирот, поскольку его родители умерли до наступления его совершеннолетия, мать Белых Л.А. умерла *****, отец Бугримов Б.М. умер *****. Жилого помещения за Бугримовым М.Б. закреплено не было, поскольку его родители своего жилья не имели. В 2009г. после окончания Профессионального лицея № у него возникло законное право на внеочередное получение жилого помещения. В октябре 2010 года Бугримов М.Б. обратился с просьбой о предоставлении ему жилого помещения в администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>», однако в установленный законом срок жилое помещение предоставлено не было. Бугримов М.Б. просит суд возложить обязанности на администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. <данные изъяты>, находящееся в черте г. <данные изъяты>, площадью не менее 28 кв.м. Представитель ответчика - администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» по доверенности от ***** Ефременко С.В. иск Бугримова М.Б. не признал и пояснил, что действительно истец Бугримов М.Б., как лицо из числа детей-сирот, в соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РФ поставлен на учет на внеочередное получение жилья. Соответствующий статус Бугримова М.Б., как и наличие у него права на внеочередное получение жилья по договору социального найма ответчик не оспаривает, но однако ссылался на то, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется на основании субвенций из областного бюджета. Поскольку на сегодняшний день они такими денежными средствами не располагают, а потому нет возможности приобрести жилье истцу и заключить с ним договор социального найма. Жилье будет ими приобретено после поступления финансовых средств из областного бюджета, поэтому просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений. В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Согласно п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Иным определённым законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям, оставшимся без попечения родителей, или лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями. Кроме того, ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно предъявленному истцом паспорту серии №, его предъявителем является Бугримов М.Б., ***** рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный в <адрес>. Фотография в паспорте соответствует внешности участвующего в судебном заседании истца. Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному ***** <адрес> <адрес>, Бугримов М.Б. родился ***** в <адрес> и его родителями являются Бугримов Б.М. и Белых Л.А., о чём в книге регистрации актов о рождении ***** произведена запись за №. Согласно свидетельству о смерти серии №, выданному ***** Управлением ЗАГС <адрес> <адрес>, Белых Л.А. умерла ***** <адрес>. Согласно свидетельству о смерти серии №, выданному ***** управлением ЗАГС <адрес> <адрес>, Бугримов Б.М. умер ***** <адрес>. В соответствии с общим правилом, установленным ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Исключение из общего правила закреплено ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях. Согласно представленному истцом диплому о начальном профессиональном образовании серии <адрес>3, регистрационный номер №, выданному ***** Областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональныйлицей №», решением Государственной аттестационной комиссии от ***** Бугримову М.Б. присвоена квалификация электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линей высокого напряжения и контактной сети 3 разряда, по профессии электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линей высокого напряжения и контактной сети. Справкой администрации <данные изъяты> муниципального образования от ***** подтверждается, что Бугримов М.Б. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с *****, предоставляемом по договору социального найма и включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение жилья. Из справки директора ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнеудинского центра технической инвентаризации следует, что по реестровым книгам бюро технической инвентаризации за Бугримовым М.Б. домовладений и приватизированной квартиры не числится. Домовладение по адресу: <адрес> числится за Приходько Н.К. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданному Нижнеудинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ***** №, информация о правах Бугримова М.Б. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Законом Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» регламентирован порядок учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам этой категории, в том числе процедуру обращения детей-сирот в уполномоченный орган с заявлением, представления необходимых документов, рассмотрения уполномоченным органом заявления и принятия решения о предоставлении жилого помещения. Согласно ст.4 вышеуказанного Закона жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 кв.м. С учётом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта. В силу ст.5 Закона №50-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счёт средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Копией заявления от ***** подтверждается факт обращения Бугримова М.Б. в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о предоставлении жилья, поскольку он является лицом из числа детей-сирот. Согласно уведомлению от ***** № председателя комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории <адрес> Козловского А.И., жилое помещение по договору социального найма Бугримову М.Б. будет приобретено после поступления финансовых средств из областного бюджета. Сторонами не оспаривается факт отсутствия у Бугримова М.Б. закреплённого за ним жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается справкой начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> об отсутствии у Бугримова М.Б., *****г.р., проживающего по адресу: <адрес>, закрепленного за ним жилья. Таким образом, представленные суду документы подтверждают статус Бугримова М.Б. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве которого истец поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу приведенных выше норм закона, приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Так, Бугримов М.Б. до достижения совершеннолетия относился к категории детей-сирот, а по достижению совершеннолетия является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители умерли, в связи с чем, на день достижения возраста 18 лет Бугримов М.Б. оставался без попечения обоих родителей. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он принят до достижения им возраста 23 лет. Факт отсутствия у истца жилого помещения, находящегося в собственности либо занимаемого по договору социального найма, также подтверждено доказательствами, исследованных в судебном заседании. Законом Бугримову М.Г. гарантировано право на получение жилого помещения вне очереди, которое до настоящего времени ему по договору социального найма не предоставлено. В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиком не оспаривается. В соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации, закрепив за гражданами, перечисленными в п.п.1 и 3 ч.2 ст.57 право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Отсутствие в ЖК РФ данного указания, по мнению суда, говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку внеочередников, поскольку не терпит отлагательства разрешение вопроса обеспечения жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. Пункт 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определил окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращением опеки и попечительства, окончанием службы в Вооруженных Силах РФ, возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как и другие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очерёдность лиц равной категории. В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливает очерёдность предоставления жилого помещения. Согласно п.4 ч.1 ст.12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплён в ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, в то время как ч.2 названной статьи Жилищного кодекса РФ содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди, поэтому право граждан на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке также не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь. Жильё детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено сразу после обращения данных граждан с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Законом Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года муниципальное образование «<адрес>» наделено на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области, либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения, либо закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Статья 6 этого Закона предусматривает, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. На администрацию муниципального образования «<адрес>» в установленном законом порядке возложены государственные полномочия Иркутской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. При этом не принято и какого-либо закона о порядке предоставления детям, оставшимся без попечения родителей, жилья из жилищного фонда Иркутской области и предусмотрено соответствующее финансирование расходов на обеспечение этих государственных полномочий. Следовательно, суд вправе возложить на администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» обязанность, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому полагает обоснованными исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Бугримову М.Б. жилое помещение по договору социального найма. Приказом № 317-мпр от 17 ноября 2010 года в редакции от 27 декабря 2010 года Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма. Пункт 4 данного Положения регламентирует порядок действий органа местного самоуправления, подп. «б» предусматривает принятие органом местного самоуправления по поступившему заявлению в срок, установленный законом области №50-ОЗ решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а подп. «д» - формирование списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по дате поступления заявления и документов. Таким образом, вышеуказанное Положение предусматривает, что в соответствующий список, предусмотренный Приложением №1 к Положению, включаются лица, в отношении которых уже принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Суд учитывает, что, приняв Бугримова М.Б. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчик до настоящего времени не принял решение о приобретении ему жилого помещения. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенные выше нормы об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма Бугримову М.Г. не связывают их применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения, в связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании. Применительно к предмету данного спора норма предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ст.4 Закона Иркутской области №50-ОЗ от 22 июня 2010 года с учётом конструктивных и иных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. Таким образом, при определении размера площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Бугримову М.Б. по договору социального найма, должна быть принята во внимание вышеуказанная норма, а обязанность по предоставлению Бугримову М.Г. жилого помещения в черте Нижнеудинского муниципального образования по договору социального найма возлагается на ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Бугримова М.Б. к администрации муниципального района муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию муниципального района муниципального образования «<адрес>» в порядке исполнения Закона Иркутской области №52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предоставить Бугримову М.Б., ***** года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. <данные изъяты> Иркутской области, находящееся в черте г. <данные изъяты> Иркутской области, площадью не менее 28 кв.м. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий, Судья: Е.В. Пакилева