Дело № 2-126/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижнеудинск                22 февраля 2012 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Татаринцевой Е.В.,

при секретаре - Водневой Г.В.,

с участием:

истца - Вологдиной Н.В.,

представителя ответчика - администрации Нижнеудинского муниципального образования Дроздовой В.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вологдиной Н.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Вологдина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Нижнеудинского муниципального (далее МО) образования о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование поданного искового заявления она указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В период владения жилым домом она произвела реконструкцию указанного жилого помещения, в связи с чем его площадь увеличилась, что отразилось в технической документации. В регистрационной службе ей отказали в регистрации права собственности на дом из-за несоответствия площадей, указанных в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности. Она обратилась с заявлением к первому заместителю главы Нижнеудинского МО с целью получить заключение, что строение, расположенное по адресу: <адрес>, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и в ходе реконструкции не допущены существенные нарушения строительных и градостроительных норм и правил, представила все необходимые документы, однако никаких документов по её обращению ей предоставлено не было. Обратилась с заявлением в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру о проведении проверки по факту отказа в предоставлении ей ответа на обращение, на что ей был дан исчерпывающий ответ, а потом и дан ответ администрацией Нижнеудинского МО, в котором рекомендовано обратиться за судебной защитой её прав в связи с тем, что у неё отсутствовало разрешение на строительство. Просит признать за ней, Вологдиной Н.В., право собственности на самовольную постройку - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из одной жилой комнаты и кухни, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - <данные изъяты> кв.м, летней кухни, гаража, навеса, уборной, стоимостью <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Вологдина Н.В. изменила предмет иска и просила суд признать за ней право собственности на самовольную постройку - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В остальной части исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года приобрела дом по адресу: <адрес>. Перезимовала в доме, а в апреля ДД.ММ.ГГГГ года позвонила в администрацию Нижнеудинского МО по поводу постройки пристроя, на что ей сказали, что раз земельный участок, её, она может делать, что хочет. Она наняла бригаду и в течение лета ей посроили пристрой и веранду. Пристрой выстроен в сторону огорода. Кроме того, она убрала все перегородки в доме и переставила в другое место печь. К осени ДД.ММ.ГГГГ года строительство было завершено. В 2011 году она обратилась в отдел архитектуры по поводу выдачи документа на ввод в эксплуатацию реконструированного дома, в течение полугода ей никто не ответил, после обращения в прокуратуру, ей был дан ответ, что дом соответствует всем градостроительным нормам.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Нижнеудинского МО Дроздова В.С. исковые требования Вологдиной Н.В. признала, о чем представила суду соответствующее заявление. Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году Вологдиной Н.В. был приобретен жилой дом небольшой площади, что подтверждается документами. В ДД.ММ.ГГГГ году от истца поступило заявление о том, чтобы они произвели осмотр дома, из-за того, что произошло провисание угла, якобы из-за постройки соседей. С выездом на место было установлено, что истцом самовольно выстроен пристрой, и в границу с соседним земельным участком построен навес, а постройки соседей никакой угрозы не создают, то есть застройщик сам создал такие условия. В марте ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Федеральную регистрационную службу с заявлением о регистрации жилого дома после реконструкции, но в регистрации права было отказано. После этого, в конце ДД.ММ.ГГГГ года Вологдина Н.В. обратилась с заявлением об обследовании её дома после реконструкции, о том, что реконструированный дом не создает угрозы для соседей. Она не возражает признать право собственности на реконструированный дом, разрешение на возведение хозяйственных построек не выдается, их строительство только согласовывается. Навес Г1 истицей убран, хозяйственные постройки: навес (Г1), летняя кухня (Г2), навес (Г3), гараж (Г4), расположены на земельном участке на границе смежных участков.

Выслушав истца Вологдину Н.В., представителя ответчика - администрации Нижнеудинского МО Дроздову В.С., исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению, а признание иска принятию судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц по следующим основаниям.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Вологдиной Н.В. был приобретен у Журавкова М.В. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - <данные изъяты> кв.м, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. Договор содержит штампы о регистрации его ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.

Факт регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, за Вологдиной Н.В. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.

Из технического паспорта, составленного филиалом Областного Унитарного предприятия «Областной центр Технической инвентаризации - Областное БТИ» Нижнеудинский центр технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построенный в ДД.ММ.ГГГГ году, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую - <данные изъяты> кв.м.

Согласно заявлению Вологдиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному главе Нижнеудинского МО Архангельскому, она просила провести обследование строения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет сохранения постройки, не нарушающей права и охраняемое законом интересы других лиц.

Как видно из ответа первого заместителя главы Нижнеудинского МО Ереминой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Вологдиной Н.В., ей отказано в приемке в эксплуатацию реконструированного жилого дома по адресу: <адрес>, так как при подаче заявления ей не были представлены в администрацию необходимые документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на реконструкцию, схема планировочной организации земельного участка, технический паспорт.

В соответствии с п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Поскольку Вологдина Н.В. не имела разрешения на реконструкцию дома, то данная реконструкция является самовольной постройкой.

Согласно п.2 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Абзацем 1 п.3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Из свидетельства о государственной регистрации права , выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Вологдина Н.В. является собственником земельного участка категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации существующего жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как видно из акта обследования земельного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе зам.начальника Управления по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации Нижнеудинского МО - Дроздовой В.С., главного специалиста Управления по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации Нижнеудинского МО - Гуриной Л.Н., ведущего специалиста Управления по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации Нижнеудинского МО - Залещенок О.В., с выездом на место по обращению Вологдиной Н.В., проживающей по адресу: <адрес>, произвели обследования земельного участка <адрес> на предмет нарушения земельного законодательства. В результате обследования установлено, что на земельном участке по <адрес>, согласно технической документации, расположен бревенчатый жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ году к жилому дому был пристроен брусчатый жилой пристрой. В результате реконструкции общая площадь жилого дома фактически составляет <данные изъяты> кв.м. Собственник жилого дома разрешение на реконструкцию жилого дома не получал. Жилой дом расположен в границах земельного участка, являющегося собственностью Вологдиной Н.В., и соответствует нормам СНиП 2.07.01-89 «Планирование и застройка городских и сельских поселений». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Возведенный жилой дом не создает препятствий к свободному доступу смежных земельных участков. Хозяйственные постройки: навес (Г1), летняя кухня (Г2), навес (Г3), гараж (Г4), расположены на земельном участке на границе смежных участков. Эксплуатация хозяйственных строений невозможна в полном объеме в пределах фактических границах земельного участка, что противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89 (постройки следует размещать от границ на расстоянии не менее 1 метра).

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Нижнеудинского МО Дроздова В.С. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году Вологдиной Н.В. был приобретен жилой дом небольшой площадью, что подтверждается документами. В конце ДД.ММ.ГГГГ года Вологдина Н.В. обратилась с заявлением об обследовании её дома после реконструкции, о том, что реконструированный дом не создает угрозы для соседей. Она не возражает признать право собственности на реконструированный дом.

Поскольку самовольно возведенный Вологдиной Н.В. пристрой не нарушает прав и охраняемы законом интересов других лиц, выстроен Вологдиной Н.В. на принадлежащем ей земельном участке с соблюдением градостроительных и строительных норм, то исковые требования Вологдиной Н.В. о признании права собственности на самовольно реконструированный дом по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять от администрации Нижнеудинского муниципального образования признание иска.

Иск Вологдиной Н.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

Признать за Вологдиной Н.В. право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности Вологдиной Н.В. на указанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Судья         Е.В. Татаринцева