Дело № 2-90/2012



                                                                                                                                 Дело № 2-090-12

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижнеудинск                                                                                                        15 февраля 2012 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Морозюка В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Любибоговой Н.В.,

с участием истца Клюкина Н.Н.,

представителей ответчика по доверенности Фелеменюк И.М. и Суркова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело      по иску Клюкина Н.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе о признании права на включение в специальный стаж отдельных периодов деятельности, о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной     пенсии по старости,

                                                              У С Т А Н О В И Л :

Клюкин Н.Н. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе, в котором просит признать его право на включение в стаж работы с непосредственно на лесозаготовках периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать отказ в назначении ему пенсии в связи с работой на лесозаготовках незаконным и необоснованным, обязать пенсионный фонд     назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своего иска Клюкин Н.Н. указал, что на протяжении более 10 лет работал на лесозаготовках, в т.ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» в качестве <данные изъяты>. Незадолго до достижения возраста 57 лет он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной пенсии с уменьшением возраста. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Клюкин Н.Н. считает, что отказ Пенсионного фонда является незаконным и необоснованным, поскольку Пенсионный фонд формально подходит к рассмотрению вопросов, его работа была     тяжелой, а следовательно она должна засчитываться в льготный стаж именно как работа на лесозаготовках, и соответственно предоставлять право на досрочную пенсию, в т.ч. с уменьшением возраста. В судебном заседании Клюкин Н.Н. просил признать решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным и необоснованным, признать его право на включение в его специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать пенсионный фонд назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

         Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе по доверенности Фелеменюк И.М. исковые требования Клюкина Н.Н. не признала, пояснив, что поскольку с 01.01.1992 г. действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который выделил работу на лесозаготовках, в т.ч. работу в <данные изъяты>, в самостоятельное основание для назначения досрочной пенсии по старости, с указанной даты     работа в качестве <данные изъяты> при решении вопроса о назначении досрочной пенсии квалифицируется не как работа с тяжелыми условиями труда, а как работа непосредственно на лесозаготовках. Разница заключается в том, что работа непосредственно на лесозаготовках с соответствии с законами, действовавшими с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, не предоставляла и не предоставляет права на назначение пенсии с уменьшением возраста.     Периоды работы на лесозаготовках до ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд РФ принимает в качестве основания для назначения досрочной пенсии и по пп.2 п.1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по пп.7 п.1 ст.27 этого же закона, в зависимости от того, что более выгодно гражданину, обращающемуся за пенсией. Но периоды такой работы после 01.01.92 г. засчитываются только по пп.7 п.1 ст.27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в ином случае был бы нарушен принцип равных прав граждан на назначение пенсии. Поскольку согласно записей в трудовой книжке в 1994-95 гг. истец работал в <данные изъяты>, основания заявления им требований об отнесении этого же периода в работе <данные изъяты> в ООО «<данные изъяты>» ответчику непонятны. Работа в качестве <данные изъяты> не предоставляет права на досрочную пенсию, поскольку выполнялась истцом не на лесосеке, не верхнем или промежуточном склада, а непосредственно в <адрес>. т.е. на нижнем складе. Поскольку     продолжительность работы истца как непосредственно на лесозаготовках, так и работы с тяжелыми условиями труда составляет 6 лет 0 месяцев 25 дней, т.е. значительно меньше необходимых 12 лет и 6 месяцев, в назначении пенсии ему обоснованно отказано. Для назначения пенсии со снижением возраста истцу необходим стаж работы с тяжелыми условиями труда в возрасте 57 лет - 7 лет 6 месяцев, в возрасте 58 лет - не менее 6 лет и 3 месяцев. В иске просила отказать.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе по доверенности Суркова С.В. в судебном заседании также просила в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, проверив доводы каждой стороны в полном объеме, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявление Клюкина Н.Н. не подлежащим     удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право     на труд в условиях, отвечающих требованиям     безопасности и гигиены, на вознаграждение     за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется     социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать     как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан      льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости     от ряда объективно значимых     обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться     законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют     конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

         В сфере пенсионного обеспечения      соблюдение принципа равенства, гарантирующего     защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления     специальных норм пенсионного обеспечения, должны     определяться исходя     из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.                                                                                                

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.     Подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 этого же закона предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Этим же подпунктом предусмотрено, что в случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют необходимую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия мужчинам назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

При этом в соответствии с п.2 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Как следует из исследованных в судебном заседании заявления Клюкина Н.Н. и решения от ДД.ММ.ГГГГ, Клюкин Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, при этом пенсионным фондом принято решение отказать ему в досрочном назначении пенсии в связи с недостаточной продолжительностью работы, дающей право на досрочное трудовой пенсии.        

Как следует из трудовой книжки Клюкина Н.Н. и вкладыша в неё, а также результатов расчета трудового стажа Клюкина Н.Н., приобщенных к его пенсионному делу, общий трудовой стаж Клюкина составляет более 33 лет, в связи с чем суд находит установленным наличие у Клюкина Н.Н. страхового стажа более 25 лет. При исследовании судом трудовой книжки истца и вкладыша в неё установлено, что согласно произведенных в них записей, Клюкин Н.Н. работал в Нижнеудинском леспромхозе комбината «<данные изъяты>» чокеровщиком леса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Нижнеудинском леспромхозе комбината «<данные изъяты>» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Нижнеудинском леспромхозе комбината «<данные изъяты>» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, там же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клюкин Н.Н. работал в <данные изъяты>. Прочие записи в трудовой книжке суд находит не имеющими отношения к предмету спора. Продолжительность работы Клюкина Н.Н. в качестве водителя автомобиля на вывозке леса и чокеровщика составляет 6 лет и 25 дней.

Факт и продолжительность истца в качестве <данные изъяты>.

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в     качестве      <данные изъяты>, обоснованно учтены Пенсионным фондом в т.ч. как работа Клюкина Н.Н. с тяжелыми условиями труда.

Истец Клюкин Н.Н. в судебном заседании пояснил, что обосновать свои требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты>» навальщиком-свальщиком он не может, поскольку действительно в указанный период работал в <данные изъяты>, а ООО «<данные изъяты>» в те годы еще не существовало.

Суд находит необоснованными исковые требования Клюкина Н.Н. о включении в его стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно записей в трудовой книжке истца в указанный период он работал в <данные изъяты>, т.е. по профессиям, не имеющим отношения в работе на лесозаготовках и не квалифицируемых, как работа с тяжелыми условиями труда. Суд при этом учитывает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>», на факт работы в котором в 1994-95 гг. указывает в иске Клюкин Н.Н., создано только ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство истец Клюкин Н.Н. не оспаривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24.04.92 г. утвержден «Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно не лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», которым предусмотрена профессия «<данные изъяты>».

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на лесозаготовках, применяется утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 24.04.1992 г. «Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно не лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 был утвержден новый Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Этот список, введенный на территории РСФСР с 01.01.1992 г., применялся при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании п. «б» ч.1 ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому пенсия устанавливалась мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж составлял не менее 25 лет; тем гражданам, которые имели не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначалась с уменьшением указанного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев работы мужчинам. Данным Списком работа в качестве навальщика-свальщика леса предусмотрена не была.

Истец Клюкин Н.Н. в судебном заседании пояснил, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. он работал в ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Работал он не в лесосеке, не на лесопогрузочном пункте, верхнем или промежуточном складе, а непосредственно в <адрес> и работа его заключалась в подаче на транспортер и с транспортера на распилочный станок бревен, из которых изготавливалась шпала. <данные изъяты> в лесосеках и на верхнем складе в периоды его работы уже не было, поскольку на верхнем складе погрузка леса-пиловочника уже много лет как механизирована.       

Представитель ответчика Фелеменюк И.М. суду пояснила, что спорными в данном случае являются именно периоды работы истца в качестве навальщика-свальщика, поскольку работа выполнялась на шпалоразделочном заводе, т.е. не в лесосеке, не на верхнем и не на промежуточном складах.

Поскольку занятость <данные изъяты>, именно на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах является обязательным условием для включения периода работы по этой профессии в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, тогда как судом установлено и истцом не оспаривается, что он в спорный период не работал ни на лесосеках, ни на лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, период работы Клюкина Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в его специальный стаж работы непосредственно не лесозаготовках включению не подлежит.

Судом установлено, что в период работы Клюкина Н.Н. до ДД.ММ.ГГГГ пенсии гражданам Российской Федерации назначались на основании Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» и Закона СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан СССР», с 01.01.1992 г. по 31.12.2001 г. действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С ДД.ММ.ГГГГ работа непосредственно на лесозаготовках, в т.ч. работа в качестве <данные изъяты>, к категории работ с тяжелыми условиями труда не относится.

Согласно пункта 3 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к периодам работы с тяжелыми условиями труда могут быть присоединены периоды работ, непосредственно связанные с лесозаготовкой, и может быть назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, то есть при наличии специального стажа 12 лет 6 месяцев.

Между тем, даже при включении истцу периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж его составит 10 лет 07 месяцев 27 дней, то есть менее требуемого стажа для назначения досрочной пенсии.

          Продолжительность работы истца Клюкина Н.Н. с тяжелыми условиями труда составляет 6 лет и 25 дней, что меньше 6 лет и 3 месяцев, при которых было бы возможно назначение досрочной пенсии в возрасте 58 лет.

          Суммарная продолжительность     работы истца Клюкина Н.Н. непосредственно на лесозаготовках тоже составляет     6 лет и 25 дней, что также меньше необходимых для назначения досрочной пенсии 12-ти лет и 6 месяцев.

        Таким образом, суд считает исковые требования Клюкина Н.Н. не подлежащими удовлетворению.      

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Клюкина Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе о признании права на включение в специальный стаж отдельных периодов деятельности, о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности по назначению досрочной     пенсии по старости - отказать.

    Решение может быть обжаловано в месячный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Федеральный судья                                                                                                  В.В.Морозюк

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2012 года.