Дело № 2-253/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                               13 апреля 2012 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи - Пакилевой Е.В.,

при секретаре - Поймикиной А.Р.,

при участии: истца - Мурлина В.И.,

представителя ответчика - Курзыбовой Г.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/2012 по исковому заявлению Мурлина В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе о признании права на включение периода работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

У С Т А Н О В И Л:

Мурлин В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе, в котором просит признать за ним право на включение периода работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из текста искового заявления и объяснений в судебном заседании истца Мурлина В.И. известно, что при оформлении трудовой пенсии и при зачете трудового стажа ответчиком не принят к зачету трудовой стаж по трудовой книжке, а именно запись «с ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ» и запись в трудовой книжке «ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию ст. 331 КЗОТ РФ. Приказ № 22 от 22 марта 1993 года». В период с 1991 года по 1993 год организация своей печати не имело, но так как предприятие перешло в муниципальную собственность города Нижнеудинска и было учреждено Комитетом по управлению имуществом города Нижнеудинска, записи в трудовой книжке были заверены печатью Комитета по управлению имуществом города Нижнеудинска, что подтверждается соответствующей справкой от ДД.ММ.ГГГГ за , однако ответчиком данная справка как доказательство не принята, в связи с чем, истец просит в порядке искового производства признать за ним право на включение ему в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости указанного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обращение Мурлина В.И. с иском в суд было обусловлено выраженной позицией ответчика в расчете при назначении пенсии о невозможности включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж истца для назначения ему трудовой пенсии по старости по причине того, что запись о периоде работы не соответствует Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за . Внести уточняющие сведения в трудовую книжку на сегодняшний день невозможно из-за прекращения деятельности предприятия. Установить факт наличия трудовых отношений, иначе как в судебном порядке с использованием свидетельских показаний и трудовых книжек свидетелей, работникам невозможно.

Представитель ответчика Курзыбова Г.Н. свое отношение к заявленным требованиям не высказала, оставив разрешение данного вопроса на усмотрение суда, объяснив, что у них не имелось возможности включить истцу оспариваемый период трудовой деятельности в страховой стаж, поскольку трудовая книжка истца заполнена с нарушением инструкции по ведению трудовых книжек на предприятиях (печати на записи о приеме и увольнении не соответствует наименованию предприятия, в которое Мурлин В.И. был принят): по данным записей трудовой книжки на работу истец был принят ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и уволен ДД.ММ.ГГГГ, а данные записи заверены печатью Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования. Таким образом, запись об оспариваемом периоде работы не соответствует Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 г. за № 555.

В обоснование необходимости признания права Мурлина В.И. на включение ему в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом были предоставлены документы и показания свидетелей, знавших истца по совместной работе в спорный период.

Согласно записям трудовой книжки Мурлина В.И.: ДД.ММ.ГГГГ он уволен переводом в малое предприятие по <данные изъяты> по ст. 29 п.5 КЗОТ РСФСР. Далее, 04 января 1991 года принят переводом в производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Затем, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). При этом, как запись о приеме на работу, так и запись об увольнении заверены печатью Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования.

В адресованном истцу расчете сообщается, что период работы Мурлина В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в страховой стаж, так как записи о периоде работы не соответствует Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 г. за № 555.

Из архивной справки архивного отдела администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от ДД.ММ.ГГГГ известно, что архивный отдел не имеет возможности подтвердить трудовой стаж Мурлина В.И. в Производственно-коммерческом предприятии «<данные изъяты>» ввиду того, что документы вышеназванного предприятия на хранении не имеются.

Из справки, выданной председателем Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за видно, что производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» своей печати не имело, но так как предприятие перешло в муниципальную собственность города Нижнеудинска и было учреждено Комитетом по Управлению имуществом города Нижнеудинска, то записи были заверены печатью Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Из представленного суду архивной копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ, изданного территориальным производственным объединением бытового обслуживания населения п/о «<данные изъяты>» видно, что было приказано создать малые предприятия по ремонту сложнобытовой техники на базе филиалов и заводов объединения, в т.ч. и в городе Нижнеудинске, в связи с чем в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в местных советах создаваемые предприятия и их устав, принятый на общем собрании коллектива.

Согласно архивной копии заявления, коллективом Нижнеудинского филиала по ремонту сложной бытовой техники создается ПКП по ремонту сложнобытовой техники и часов, в связи с чем, просят произвести государственную регистрацию ПКП под названием ПКП «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.

Как видно из архивной копии решения председателя горисполкома городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было решено произвести регистрацию устава Нижнеудинского производственного предприятия «<данные изъяты>».

Как видно из архивной копии Устава производственно-коммерческого предприятия по <данные изъяты>, он был принят на учредительном собрании членов предприятия ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.2.1 ПКП создается п/о «Иркутскоблбыттехника» и в дальнейшем именуется <данные изъяты>.

Свидетель AAA пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она, как и истец, была уволена переводом в ПКП «<данные изъяты>» и на протяжении более двух лет работала совместно с Мурлиным В.И. За указанный период работы она возглавляла указанное предприятие, являлась <данные изъяты>, занималась оформлением трудовых книжек работников, издавала приказы о приеме и увольнении. Запись о приеме ДД.ММ.ГГГГ и увольнении ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку истца, производились ею. Своей печати организация не имела. Их предприятие обслуживалось через Банк, где в то время от них печати не требовалось, а было достаточно только штампа и подписи должностного лица. Затем после экономических перемен, предприятие осталось без работы, поэтому работники стали увольняться, в т.ч. и Мурлин В.И. В настоящее время около 12 человек оказались в подобной ситуации, в связи с чем, они все в судебном порядке будут подтверждать наличие страхового стажа во время выполнения трудовых функций в ПКП «<данные изъяты>».

В соответствии с трудовой книжкой AAA ДД.ММ.ГГГГ она была принята переводом директором малого предприятия ПКП «<данные изъяты>» ст.29 п.5 КЗОТ РФ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с приватизацией предприятия переводом по ст. 29 п.7. На записи об увольнении стоит угловой штамп Комитета по Управлению имуществом.

Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за р, изданного председателем Комитета по управлению имуществом города, видно, что контракт с директором (на трудовую деятельность) муниципального предприятия «<данные изъяты>» AAA расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель DDD пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал на условиях трудового договора в <данные изъяты>. Аналогичную должность занимал и Мурлин В.И. Затем, уволился он сам, а потом через несколько дней из ПКП уволился и истец. Их предприятие располагалось сначала по <адрес>, а затем по <адрес>, где они производили ремонт холодильников, стиральных машин, печей. Заработная плата начислялась и выплачивалась ежемесячно. После того, как начались экономические реформы в России, в их предприятии не стало работы, и все с работы уволились.

В трудовой книжке DDD имеются записи о приеме переводом в производственно-коммерческое предприятие «<данные изъяты>» <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в ТОО «<данные изъяты>» по согласованию сторон, ст. 29 п.5 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). На данных записях стоят печати Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Выслушав истца Мурлина В.И., представителя ответчика Курзыбову Г.Н., свидетелей AAA, DDD, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленного истцом иска в связи с далее изложенным.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п.1 ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.7 данного Федерального закона одним из условий назначения пенсии по старости является не менее 5 лет страхового стажа. Периоды, подлежащие включению в такой стаж, указаны в ст.10 этого же Федерального закона.

Так, согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Пунктом 1 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 3 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст.10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно п.4 этой же статьи правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее Правила 2002 года).

В соответствии с п. 29 Правил №555 при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В соответствии с п.6 раздела II Правил 2002 года, который называется «Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж», - основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Трудовая книжка у Мурлина В.И. имеется. Из этой трудовой книжки и трудовых книжек свидетелей AAA. DDD, показаний этих свидетелей, полученных в соответствии со ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», других исследованных документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на условиях трудового договора в производственно-коммерческом предприятии «<данные изъяты>», которое было создано как малое предприятие, что нашло свое отражение в заявлении о регистрации данного предприятия, так и его Устава. Установленным и является тот факт, что своей печати ПКП «<данные изъяты>» за годы своего существования не имела, что подтверждено в суде AAA, ранее занимавшей в ней должность <данные изъяты>, в связи с чем, отсутствовала реальная возможность заверить произведенные записи о приеме-увольнении работников указанной организации.

Не признание права Мурлина В.И. на включение в его страховой стаж периода работы в производственно-коммерческом предприятии «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объясняется ответчиком тем, что при отсутствии архивных документов записи внесены в трудовую книжку истца с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Суд полагает, что заполнение трудовой книжки работодателем ПКП «<данные изъяты>» с нарушением действующей в тот период Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, отсутствие печати при переводе работников из одного предприятия в другое не может ущемлять право истца на пенсионное обеспечение.

Кроме того, суд отмечает, что нарушение работником отдела кадров Инструкции по заполнению трудовых книжек при внесении записей в трудовую книжку Мурлина В.И. имело место не по вине истца, а записи данной трудовой книжки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с показаниями свидетелей DDD, AAA, знавших Мурлина В.И. по совместной работе в указанный период у одного работодателя, и схожими записями их трудовых книжек с записями трудовой книжки Мурлина В.И. свидетельствуют о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на условиях трудового договора в производственно-коммерческом предприятии «<данные изъяты>», а это в соответствии п.1 ст.10, п.1 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обусловливает право Мурлина В.И. на включение данного периода в его страховой стаж.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                             р е ш и л:

Исковые требования Мурлина В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе Иркутской области о признании права на включение периода работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать право Мурлина В.И. на включение в его страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в производственно- коммерческом предприятии «<данные изъяты>» <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня оглашения.

Председательствующий, Судья