Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижнеудинск 10 мая 2012 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Усовой О.В., с участием истца Щукина С.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Щукиной А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-244/2012 по иску Щукина С.А. к Федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в связи с правом на приватизацию, У С Т А Н О В И Л: Щукин С.А. обратился в Нижнеуднский городской суд с иском к Федеральному государственному учреждению (далее ФГУ) «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на трёхкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой 37,5 кв.м. в пятиэтажном панельном доме <адрес> в связи с правом на приватизацию. В судебном заседании Щукин С.А. иск поддержал и пояснил, что проживает в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года. Данная квартира была предоставлена ему и членам его семьи во время прохождения истцом военной службы в Нижнеудинском гарнизоне. С этого времени Щукин С.А. и его семья постоянно проживают в указанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ Нижнеудинской КЭЧ района с истцом был заключён договор социального найма жилого помещения. В 2009г. он обратился в Нижнеудинскую КЭЧ района с заявлением на приватизацию квартиры, однако в удовлетворении заявления ему было отказано в связи с тем, что приватизация жилья, состоящего на балансе Нижнеудинской КЭЧ района, временно приостановлена, так как отсутствовала доверенность на передачу в собственность граждан квартир, находящихся на балансе Нижнеудинской КЭЧ района. Справку о том, что Нижнеудинская КЭЧ района не возражает против приватизации указанной квартиры, Щукин С.А. не успел взять в связи с нахождением на лечении. Ранее участия в приватизации жилья он не принимал. Жена истца Щукина А. Х., сын Щукин М.С., дочь Щукина М.С. отказываются от приватизации и не возражают против приватизации истцом квартиры. Квартира не является служебной. При увольнении с военной службы Щукин С.А. отказался от сертификата на приобретение жилья, желая остаться проживать в спорной квартире. Ответчик отказал истцу приватизации квартиры, нарушив его право на получение в собственность бесплатно жилого помещения. Щукин С.А. просит суд признать за ним, в связи с правом на приватизацию, право собственности на трёхкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в пятиэтажном панельном доме <адрес>. Представитель ответчика - ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Волошина А.П. в судебное заседание не явилась. Представила суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, возражение и дополнение на исковое заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями Щукина С.А. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не согласно. Считает, что права истца не были нарушены, истец не представил доказательств, подтверждающих факт обращения в уполномоченные органы Министерства обороны РФ или в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, так как ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 03.11.2010г. №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации» на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ 2010г. №1280. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через региональное представительство. В данном случае через 3 отдел ФГУ «Центррегионжильё». Кроме того, в соответствии с указаниями Министра обороны РФ №205/2/709 от 15.10.2009г. запрещающими исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда, служебные квартиры и квартиры в закрытых военных городках приватизации не подлежат. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право приватизировать данную квартиру истец может только при наличии разрешения со стороны собственника. Разрешение на приватизацию квартиры уполномоченным на то органом истцу не выдавалось. Ответчик просил суд отказать в удовлетворении иска Щукина С.А. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Щукина А. Х. суду пояснила, что она прописана и проживала с мужем и детьми в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года и не возражает против признания права собственности на вышеуказанную квартиру за Щукиным С.А. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Щукин М.С. и Щукина М.С. в письменных заявлениях просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие и представили суду нотариально заверенные согласия на приватизацию квартиры Щукиным С.А. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Щукина М.С. и Щукиной М.С., а также представителя ответчика Волошиной А.П. Выслушав истца, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, исследовав материалы дела, суд находит иск Щукина С.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ №76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Согласно составленному филиалом ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» Нижнеудинским центром технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ техническому паспорту на спорную квартиру, она состоит из трёх комнат, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь - <данные изъяты> кв.м. Как видно из справки № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Наджафова Н.Ш., с ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и проживал в квартире <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в спорной квартире. В соответствии с ч.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно выданному ДД.ММ.ГГГГ Нижнеудинским городским ЗАГСом свидетельству серии № о заключении брака Щукин С.А. и Щукина А. Х., урождённая Гариева, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака №. Как видно из представленного Щукиным С.А. военного билета серии «№» №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Нижнеудинским городским военным комиссариатом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Вооружённых Силах СССР. ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу по контракту объединённого военного комиссариата г. Нижнеудинска. ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас в соответствии с подп. «а» п.1 ст.51 ФЗ N 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В силу ст.23 ФЗ №76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдаётся государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Изложенное указывает на то, что жилищный сертификат должен быть выдан военнослужащему до его увольнения с военной службы, если он изъявит такое желание. В соответствии со ст.44 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153, сдача (передача) служебного жилого помещения является обязательным условием получения жилищного сертификата. Как следует из пояснений Щукина С.А. в судебном заседании, при увольнении с военной службы он отказался от получения жилищного сертификата, выбрав обеспечение жилым помещением в форме предоставления его по договору социального найма. Доводы истца подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма спорной квартиры, из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в период увольнения истца с военной службы Нижнеудинская КЭЧ района предоставила Щукину С.А.членам его семьи в бессрочное возмездное владение и пользование спорное жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закреплённое за Министерством Обороны России. Из вышеуказанного договора и поквартирной карточки на спорную квартиру видно, что нанимателем жилого помещения является Щукин С.А., зарегистрированный в квартире с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с ним проживают жена Щукина А. Х., зарегистрированная в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ, сын Щукин М.С., зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, дочь Щукина М.С., зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ Дети истца Щукин М.С. и Щукина М.С. сняты с регистрационного учёта в спорной квартире соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Порядок обращения с вопросами по обеспечению жильём установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153, утвердившим подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010г.г. В соответствии с ч.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В отзыве на исковое заявление Щукина С.А. ответчик указал, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 03.11.2010г. №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации» на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ 2010г. При этом ответчик не учёл, что Щукин С.А. при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а» п.1 ст.51 ФЗ«О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, воспользовался предоставленным ему ч.2.1 ст.15 «О статусе военнослужащих» правомвыбора способа обеспечения жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма. Доводы ответчика о том, что спорная квартира является служебной, не нашли подтверждения в судебном заседании. В силу п.12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст.26 закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путём ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. В соответствии с п.4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями, во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. При решении данного вопроса следует учитывать, что, исходя из положений ст.ст.3, 5 Конституции Российской Федерации, государство осуществляет свои специфические функции через соответствующие органы государственной власти. В соответствии с Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977г. №75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Нижнеудинская КЭЧ структурно входила в состав Министерства обороны РФ, руководила квартирно-эксплуатационной службой и ведала обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района. Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений по Иркутской области №311-и от 28.10.2004г. жилое помещение - спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за Нижнеудинской КЭЧ района. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой фонд относится к федеральной собственности. Спорная квартира состояла на учёте в Нижнеудинской квартирно-эксплуатационной части района, ранее заселялась военнослужащими Нижнеудинского гарнизона и подлежала распределению военнослужащим Нижнеудинского гарнизона и членам их семей. При рассмотрении дела суд установил, что Щукин С.А. в период его увольнения с военной службы свободно выбрал вариант реализации права на жилище путём приватизации предоставленного по договору социального найма жилого помещения. В силу статья 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно справке, выданной директором ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» Нижнеудинский центр технической инвентаризации Щукин С.А. в приватизации участия не принимал. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом приобрести эти помещения в собственность. Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ начальника руководителя ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации истцу, пытавшемуся получить спорную квартиру в собственность, следует, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. Полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Министром обороны не делегированы. Кроме того, в соответствии с указаниями Министра обороны РФ №205/2/709 от 15.10.2009г., изданными во исполнение поучения Президента РФ о формировании к 2012г. фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Из обращения Щукина С.А. и приложенных к нему документов, не видно, к какому жилому фонду относится указанная квартира. В связи с изложенным заключить договор на передачу в собственность жилого помещения, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным. Суд не может согласиться с вышеизложенными доводами ответчика по следующим основаниям. Договором от ДД.ММ.ГГГГ социального найма спорной квартиры подтверждается, что она не отнесена к специализированному жилищному фонду и служебной не является; Щукин С.А. при увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а» п.1 ст.51 ФЗ«О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, воспользовался предоставленным ему ч.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» правомвыбора способа обеспечения жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма и тем самым свободно выбрал вариант реализации права на жилище путём приватизации предоставленного по договору социального найма жилого помещения. При этом Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не устанавливает никаких ограничений для реализации этого права истца. Согласно выданному Государственным регистратором Нижнеудинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области Федеральной службы Государственной регистрации, картографии и кадастра уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним чьё-либо право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано. Эти сведения подтверждаются и техническим паспортом, из которого видно, что собственник спорной квартиры в нём не указан. При таких обстоятельствах Щукин С.А. в судебном порядке может реализовать своё право на получение жилого помещения в собственность бесплатно один раз. В соответствии с абз.5 ч.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты. Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности подтверждают отсутствие притязаний на квартиру со стороны иных лиц, неучастие ранее истца в приватизации жилья на территории Российской Федерации, поэтому суд полагает, что истец представил достаточно доказательств для удовлетворения исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Щукина С.А. к Федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на квартиру в связи с правом на приватизацию удовлетворить. Признать за Щукиным С.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженцем <данные изъяты>, право собственности на трёхкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. в пятиэтажном панельном доме <адрес> в связи с правом на приватизацию. Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности Щукина С.А. на указанное недвижимое имущество. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня объявления решения, ответчиком - в тот же срок со дня получения копии решения. Председательствующий, Федеральный судья В.В. Китюх