Дело № 2-266/2012



                                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                                                         14 мая 2012г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Усовой О.В., с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуевой Е.Е., представителя администрации <данные изъяты> муниципального образования Ануфриевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-266-12 по заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> муниципального образования, выразившегося в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель Костинского муниципального образования - сельского поселения,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Нижнеудинский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> муниципального образования - сельского поселения Нижнеудинского района, выразившегося в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель <данные изъяты> муниципального образования - сельского поселения в 2011г.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуева Е.Е., действующая на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ Нижнеудинского межрайонного прокурора об участии от его имени в рассмотрении гражданского дела, поддержала заявленное требование и пояснила, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Нижнеудинского района требования земельного законодательства. Земельный вопрос практически во все времена российского государства требовал особого внимания со стороны власти. Актуально это и в настоящее время в связи с частичной переориентацией использования земель и появлением у собственников (арендаторов) широких прав по самостоятельному хозяйствованию. В соответствии с п.1. ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Согласно п.20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача решений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении расположенных на территории поселения, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичная норма закреплена в п.19 ч.1 ст.6 Устава <данные изъяты> муниципального образования: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Устав <данные изъяты> муниципального образования был утверждён на заседании Думы <данные изъяты> муниципального образования 24.12.2005г. В соответствии со ст.34 ФЗ №131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ. Часть 1 ст.37 ФЗ №131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделённый уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из смысла ч.1 ст.72 Земельного кодекса РФ следует, что проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделённых полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения субъектами земельных правоотношений требований действующего земельного законодательства. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами работ, либо с учётом поступления информации от физических и юридических лиц, в том числе и о нарушении требований земельного законодательства, органами муниципального контроля (должностные лица) проводятся внеплановые проверки. Муниципальный земельный контроль - деятельность должностных лиц местной администрации по поверке выполнения должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований по использованию земель, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <данные изъяты> муниципального образования, а также выявление, пресечение и предотвращение правонарушений законодательства в области охраны землепользования. В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией <данные изъяты> муниципального образования ежеквартальные планы проверок 2011 года не составлялись, в связи с чем проверки в плановом порядке не проводились. Указанный факт подтверждается также информацией администрации <данные изъяты> муниципального образования, из которой следует, что в 2011г. земельный контроль не осуществлялся. Проверки в неплановом порядке также не проводились администрацией.

Таким образом, бездействие администрации <данные изъяты> муниципального образования, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель <данные изъяты> муниципального образования сельского поселения, является незаконным. Такое бездействие органа местного самоуправления может привести к бесконтрольному распоряжению земельными участками, их самовольному захвату, захламлению и нецелевому использованию. В результате этого могут быть нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду, добросовестное и законное оформление земельных участков в собственность, законное и свободное пользование и распоряжение земельными участками.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на советующей территории. Согласно ст.78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путём прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд и арбитражный суд в установленном законом порядке. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Нижнеудинский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального образования, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель <данные изъяты> муниципального образования - сельского поселения в 2011г.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального образования по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Ануфриева А.Н. с требованиями Нижнеудинского межрайонного прокурора не согласилась и пояснила, что муниципальный земельный контроль на территории <данные изъяты> муниципального образования осуществляется администрацией <данные изъяты> муниципального образования на основании Положения о муниципальном земельном контроле на территории <данные изъяты> муниципального образования, утверждённого решением Думы <данные изъяты> муниципального образования №119 от 04.03.2009г. Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования №170 от 27.04.2010г. был принят Регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования. Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён Порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального земельного контроля, необходимых для подготовки докладов об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля (надзора), назначены ответственные лица за подготовку форм федерального статистического наблюдения и докладов по осуществлению на территории Костинского муниципального образования муниципального земельного контроля. Был составлен план проверок муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования на 2012г. и представлен в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру. Органом муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования является администрация <данные изъяты> муниципального образования. Полномочия органа муниципального земельного контроля возлагаются на главу <данные изъяты> муниципального образования.

Администрация Костинского муниципального образования подаёт ежегодно сведения о земле в Межрайонную ИФНС г. Нижнеудинска по факту проживания граждан.

Администрация <данные изъяты> муниципального образования не бездействует, осуществляет муниципальный земельный контроль. В 2010-2011г.г. проводилось оформление и получение кадастровых паспортов на земельные участки. Площадь земельных участков при составлении кадастровых паспортов была упорядочена, всем земельным участкам присвоены кадастровые номера. Собираемость земельного налога в <данные изъяты> муниципальном образовании увеличилась в 5 раз. В 2009-2010г.г. все организации на территории <данные изъяты> муниципального образования были проверены плановыми проверками, по результатам которых даны устные предписания об обязанности зарегистрировать право собственности на землю.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуеву Е.Е., настаивавшую на удовлетворении заявленного требования, представителя администрации <данные изъяты> муниципального образования Ануфриеву А.Н., просившую отказать в удовлетворении заявленных требований, суд считает возможным удовлетворить в полном объёме требования, заявленные Нижнеудинским межрайонным прокурором, по следующим основаниям.

В соответствии с абз.3 ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями.

Таким образом, проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделённых полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения субъектами земельных правоотношений требований действующего земельного законодательства. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами работ, либо с учётом поступления информации от физических и юридических лиц, в том числе и о нарушении требований земельного законодательства, органами муниципального контроля (должностные лица) проводятся внеплановые проверки.

Согласно п.19 ч.1 ст.6 Устава <данные изъяты> муниципального образования, утверждённого на заседании Думы <данные изъяты> муниципального образования 24.12.2005г., к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Таким образом, муниципальный земельный контроль - деятельность должностных лиц местной администрации по поверке выполнения должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований по использованию земель, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Костинского муниципального образования, а также выявление, пресечение и предотвращение правонарушений законодательства в области охраны землепользования.

Пункт 20 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии со ст.34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ.

Часть 1 ст.37 указанного Федерального закона определяет местную организацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделённый Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.37 вышеуказанного Федерального закона руководство администрацией поселения осуществляется главой поселения на принципах единоначалия.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального образования Ануфриева А.Н. утверждала в судебном заседании, что муниципальный земельный контроль на территории <данные изъяты> муниципального образования осуществляется администрацией <данные изъяты> муниципального образования на основании Положения о муниципальном земельном контроле на территории <данные изъяты> муниципального образования, утверждённого решением Думы <данные изъяты> муниципального образования, Регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования, Порядка подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального земельного контроля, необходимых для подготовки докладов об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля (надзора), что администрация <данные изъяты> муниципального образования подаёт ежегодно сведения о земле в Межрайонную ИФНС г. Нижнеудинска по факту проживания граждан, что был составлен и представлен в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, однако решение Думы <данные изъяты> муниципального образования «Об утверждении Положения о земельном контроле на территории <данные изъяты> муниципального образования»; доклад главы <данные изъяты> муниципального образования об осуществлении муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования за 2011г.; план-график проверок эффективного использования земельных участков на территории Костинского муниципального образования в 2011г.; постановление администрации <данные изъяты> муниципального образования, которым утверждён Порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального земельного контроля, необходимых для подготовки докладов об осуществлении муниципального земельного контроля; распоряжение администрации <данные изъяты> муниципального образования - администрации сельского поселения, которым создана комиссия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Костинского муниципального образования суду не представлено. В прокуратуру представлен план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, а на 2011г. не представлен. Придя к такому выводу, суд исходил из пояснений помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуевой Е.Е. о том, что план проверок на 2011г. в прокуратуру был представлен с грубым нарушением срока представления и не был утверждён.

Доводы Ануфриевой А.Н. о том, что в 2010-2011г.г. проводилось оформление и получение кадастровых паспортов на земельные участки, в результате чего площадь земельных участков при составлении кадастровых паспортов была упорядочена, всем земельным участкам присвоены кадастровые номера, о том, что собираемость земельного налога в <данные изъяты> муниципальном образовании увеличилась в 5 раз, о том, что в 2009-2010г.г. все организации на территории <данные изъяты> муниципального образования были проверены плановыми проверками, по результатам которых даны устные предписания об обязанности зарегистрировать право собственности на землю подаёт ежегодно сведения о земле в Межрайонную ИФНС г. Нижнеудинска по факту проживания граждан не влияют на выводы суда о том, что администрацией <данные изъяты> муниципального образования не представлено достаточно доказательств осуществления муниципального земельного контроля на территории <данные изъяты> муниципального образования.

Такое бездействие органа местного самоуправления может привести к бесконтрольному распоряжению земельными участками, их самовольному захвату, захламлению и нецелевому использованию. В результате этого могут быть нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду, добросовестное и законное оформление земельных участков в собственность, законное и свободное пользование и распоряжение земельными участками.

Следовательно, доводы Нижнеудинского межрайонного прокурора об отсутствии на территории <данные изъяты> муниципального образования муниципального земельного контроля в 2011г. нашли своё полное подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах требования, заявленные Нижнеудинским межрайонным прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.       

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

Заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> муниципального образования, выразившегося в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель <данные изъяты> муниципального образования - сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального образования, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель <данные изъяты> муниципального образования - сельского поселения в 2011г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Федеральный судья В.В. Китюх