Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2012 года г. Нижнеудинск Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Усовой О.В., с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуевой Е.Е., представителя ответчика Соседко Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-276-12 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Нижнеудинский городской суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности. В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуева Е.Е. иск поддержала и пояснила, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора в сфере лесопользования проведена проверка координации администрацией города местоположения, границ и площади лесных участков на территории г. Нижнеудинск, защищённости городских лесов от пожаров. В ходе проверки установлено, что лесные участки, расположенные на территории Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области, не прошли кадастровый учёт, администрацией Нижнеудинского муниципального образования местоположение, границы и площадь лесных участков на территории города на местности не координировались, не был определён порядок тушения пожаров в лесах Нижнеудинского муниципального образования. В силу п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий, включая жилые дома, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, а также использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения. В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. №201-ФЗ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-Ф3 предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учётом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области охраны и использования земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно п.9 ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, вследствие чего администрация Нижнеудинского муниципального образования должна осуществлять в городских лесах в границах муниципального образования комплексное ведение лесного хозяйства, в том числе контроль, надзор, охрану и защиту. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной главой администрации Нижнеудинского муниципального образования, в соответствии с генеральным планом г. Нижнеудинска, утверждённым решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от 06.12.2011г. №54 «Об утверждении генерального плана Нижнеудинского муниципального образования», лесами занято 1624,6 га территории Нижнеудинского муниципального образования, однако проведённая проверка показала, что до настоящего времени администрация Нижнеудинского муниципального образования не приняла на свой баланс городские леса, не обеспечила проведение государственного кадастрового учёта и не осуществляет возложенные на неё законом функции в отношении таких лесных участков ввиду отсутствия их в собственности. Данное обстоятельство подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной заместителем председателя Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования, в которой указано, что в реестре муниципальной собственности Нижнеудинского муниципального образования не числятся леса, расположенные на территории Нижнеудинского муниципального образования. Также из информации Нижнеудинского отдела Управления Росреестра по Иркутской области следует, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведения о координатах, площадях лесных участков, расположенных в границах Нижнеудинского муниципального образования отсутствуют. Кроме того, согласно ст.84 Лесного кодекса РФ администрация Нижнеудинского муниципального образования должна осуществлять владение, пользование, распоряжение городскими лесами, а также уполномочена на установление ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, установление ставок платы за единицу объёма древесины, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Согласно информации Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ №, лесные участки, расположенные в границах Нижнеудинского муниципального образования не отнесены к землям лесного фонда. В связи с тем, что территория городских лесов не входит в земли лесного фонда, тушение пожаров на этих участках организациями Территориального управления агентства лесного хозяйства осуществляться не может, так как расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. Ведение лесного хозяйства, в том числе контроль, надзор, охрана и защита не проводятся относительно лесов, расположенных на территории Нижнеудинского муниципального образования, что может привести к бесконтрольным самовольным вырубкам, уничтожению лесных участков пожарами. Кроме того, сотрудники ОМВД России по Нижнеудинскому району не имеют возможности принять законное и обоснованное решение по фактам вырубок леса, поскольку собственник лесных насаждений не определён, указанные лесные участки переданы органам местного самоуправления, а администрация Нижнеудппского муниципального образования функции собственника земельных участков, занятых городскими лесами, не выполняет. Организация координации лесных участков на территории Нижнеудинского муниципального образования необходима в целях устойчивого управления лесами, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, на использование лесов с учётом их глобального экологического значения, а также с учётом длительности выращивания лесов. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, с п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку городские леса относятся к категории защитных лесов и используются для отдыха граждан и туризма, определить круг лиц, чьё право на пользование лесами и благоприятную окружающую среду будет нарушено вследствие бездействия администрации Нижнеудинского муниципального образования не представляется возможным. Нижнеудинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить в реестр муниципальной собственности городские леса, расположенные на территории Нижнеудинского муниципального образования площадью 1624,7 га. Впоследствии Нижнеудинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и просил суд возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, расположенные на территории Нижнеудинского муниципального образования; принять меры по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах Нижнеудинского муниципального образования. Представитель ответчика Соседко Л.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала и пояснила, что в соответствии со ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В силу ч.5 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011г. №424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", вступающего в законную силу 28.06.2012г., объектами учёта в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество: здания, строения, сооружения или объекты незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землёй объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости. В настоящее время администрация Нижнеудинского муниципального образования при включении имущества в Реестр муниципальной собственности руководствуется пунктом 1.4 ст.1 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью Нижнеудинского муниципального образования, утверждённого решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от 18.06.2009г. №38, в соответствии с которым основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности, а, следовательно, и включения в Реестр, устанавливаются законодательством Российской Федерации. В Реестр муниципальной собственности включается имущество, являющееся муниципальной собственностью и на которое, в силу ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование имеет права владения, пользования и распоряжения. Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Лесным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а согласно п.2 ст.8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Данное положение также подтверждается и статьёй 10 Федерального закона 04.12.2006г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", которая определяет, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельные законодательством. В соответствии с п.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений определены п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым органами местного самоуправления осуществляется управление распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу п.2 ст.16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации - федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований - муниципальную собственность, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами. Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности установлены п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казённым предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Поскольку в исковом заявлении речь идёт о земельных (лесных) участках, государственная собственность на которые не разграничена, применению подлежат нормы п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ. Из них следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. По этой причине в Реестр муниципальной собственности Нижнеудинского муниципального образования до принятия соответствующих законов не могут быть включены городские леса, расположенные в границах Нижнеудинского муниципального образования. Правовое обеспечение охраны и использования городских лесов таю регламентировано. Одно лишь отнесение в ст. 102 JIK РФ городских лесов к защитным лесам не обеспечивает надлежащего режима их правовой охраны, поскольку не установлены конкретные виды разрешённого использования и требования к их охране. В настоящее время в законодательстве отсутствует как определение леса вообще, так и определение городского леса в частности. Исходя из смысла ст.23 JIK РФ городские леса располагаются на территории населённых пунктов и подразделяются на лесничества и лесопарки, однако при этом законодательно не решён вопрос о соотношении городских лесов с зелёными зонами, лесопарковыми зонами. Правовое регулирование использования лесов на землях других категорий, кроме лесного фонда, отсутствуют. Кроме того, в исковом заявлении, предъявленном прокурором, не указано, какие конкретно нарушены нормы и правила действующего законодательства, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределённого круга лиц тем обстоятельством, что администрацией муниципального образования не зарегистрировано право муниципальной собственности на лесные участки. Требование прокурора о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности невозможно без установления границы городских лесов, следовательно, невозможно в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ, определить объект, подлежащий государственной регистрации. Поэтому требование прокурора о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности не имеет законных оснований. Просила в иске прокурору отказать в полном объёме. К тому же прокурором в иске не указано, какие конкретные меры по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов не принимает администрация Нижнеудинского муниципального образования и какие в этой части обязанности на администрацию Нижнеудинского муниципального образования необходимо возложить. Заслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Котоктуеву Е.Е. и представителя ответчика Соседко Л.И., исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. В силу ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью - лесные земли и нелесные земли, образуют лесной фонд. Согласно ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствии со ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Пунктом 25 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населённых пунктов поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа. Абзацем 4 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Статьёй 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов, а частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам. В силу ч.1 ст.4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с земельным законодательством распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В силу п.10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска в части возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами на территории Нижнеудинского муниципального образования. Разрешая иск в части возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по своему усмотрению принять меры по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах Нижнеудинского муниципального образования, суд исходит из ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой содержится упоминание о муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих лесные отношения. Такие акты принимаются органами местного самоуправления на основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. В силу статьи 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьёй 84 Лесного Кодекса Российской Федерации и с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Пункт 5 статьи 84 Лесного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011г. №242-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в редакции Федерального закона от 18.07.2011г. №242-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом, а пункт 1 части 2 статьи 6 к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относит организацию и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Федеральным законом от 18.07.2011г. №242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен статьёй 17.1 "Муниципальный контроль", и часть первая данной статьи предусматривает, что органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В силу части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно абзацу 1 части 3 статьи 34вышеуказанного Федерального законапорядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования, а в силу части 7 статьи 34 изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Согласно пункту 38 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального лесного контроля. На осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с установленной компетенцией правомочны органы местного самоуправления (должностные лица), входящие в структуру органов местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Часть 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации определяет круг полномочий органов местного самоуправления как организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения, городского округа. При этом в Лесном кодексе речь идёт о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, а в Законе о местном самоуправлении - применительно к городским лесам и лесам особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципальных образований. К тому же такое полномочие, как разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, текстуально указывает на его государственную принадлежность. Кроме того, согласно ч.4 ст.89 Лесного кодекса Российской Федерации муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Отнесение полномочий, закреплённых комментируемой статьёй, к числу вопросов местного значения означает их финансирование за счёт средств местных бюджетов, в то время как финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Помимо названных существуют и иные полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений. Так, в силу ч.6 ст.2 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, а в силу ч.4 ст.74, ч.4 ст.77 Лесного кодекса Российской Федерации - заключают договоры аренды лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с ч.3 ст.61 Лесного кодекса российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют воспроизводство лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами. Согласно ч.2 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путём проведения торгов. В органы местного самоуправления лесопользователи подают лесную декларацию, отчёт об использовании лесов. Названные и иные полномочия органов местного самоуправления следуют из права владения, пользования, распоряжения муниципальными лесными участками. Органы местного самоуправления не могут осуществлять непосредственное использование лесов, что является одним из принципов лесного законодательства. В соответствии со ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должно осуществляться в порядке, установленном данным Законом. Часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации относит к компетенции органов местного самоуправления ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного Кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объёма древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изложенное свидетельствует о том, что органы местного самоуправления не могут осуществлять свои полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по своему усмотрению. В судебном заседании прокурор затруднился назвать перечень обязанностей, которые не выполняются администрацией Нижнеудинского муниципального образования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также перечень конкретных обязанностей, которые необходимо возложить на администрацией необходимо возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При таких обстоятельствах иск в части возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности принять меры по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах Нижнеудинского муниципального образования, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности оформить право собственности на лесные участки, расположенные на территории Нижнеудинского муниципального образования, и о возложении на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности принятия, по усмотрению администрации Нижнеудинского муниципального образования, мер по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах Нижнеудинского муниципального образования, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 13.06.2012г. Председательствующий, Федеральный судья Китюх В.В.