Дело № 2-498-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Нижнеудинск 05 июля 2012 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поймикиной А.Р., с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., предъявившей поручение об участии от имени прокурора; ответчиков: представителя ООО УК «<данные изъяты>» - Субботиной А.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО УК «<данные изъяты>» - Ливанас Л.П., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ третьего лица - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбиной О.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-498/2011 г. по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обустройству пандусом и опорных устройств (перил) при входе во встроенное помещение домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий. У С Т А Н О В И Л: Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и просит суд обязать ответчика обустроить пандус и опорные устройства (перила), при входе во встроенное помещение домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства «О социальной защите инвалидов» в части создания им беспрепятственного доступа к встроенному помещению домоуправления № на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не имеется средств доступа, а именно пандуса и опорных устройств (перил), для беспрепятственного доступа инвалидов. Указанное помещение на основании договора аренды объектов муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ передано ООО УК «<данные изъяты>» для оказания услуг и размещения технических служб по управлению и эксплуатации жилого фонда в районе «центр». Помещение, в котором располагается ООО УК «<данные изъяты>» является собственностью Нижнеудинского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Обосновывая необходимость возложения вышеназванной обязанности по обустройству пандусом, прокурор ссылается на положения ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2 Градостроительного Кодекса РФ, а также ст. 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Полагает, что ответчиками до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на права инвалидов в части достижения ими равных с другими гражданами возможностей. В судебном заседании ст.помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что с учетом климатических условий, финансового положения ответчиков, полагает установить разумный срок исполнения указанной обязанности ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик - представитель ООО УК «<данные изъяты>» - Субботина А.А. в судебном заседании требования прокурора признала, однако просила установить срок по установке пандуса и опорных устройств (перил) до марта 2014 года, о чем представила письменный отзыв, из которого следует, что реконструкция крыльца по <адрес> (вход в домоуправление №) требует значительного времени и материальных затрат. Так, собственником помещения является администрация Нижнеудинского муниципального образования, в связи с чем, УК «<данные изъяты>» должна получить от собственника разрешение на реконструкцию крыльца, на рассмотрение которого у администрации срок - 1 месяц, необходимо найти проектировщика, на что также необходимо около 2 месяцев, на изготовление проекта также потребуется - 2 месяца. Ввиду технических особенностей, зимний период является невозможным для реконструкции крыльца, поэтому с декабря 2012 года по март 2013 года исполнение работ не представляется возможным. По предварительным расчетам установлено, что на реконструкцию крыльца потребуется около <данные изъяты> руб. и в связи с тем, что всю деятельность УК «<данные изъяты>» осуществляет за счет средств собственников многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в компании, финансирование на реконструкцию крыльца будет выделено из средств собственников. Для изыскания денежных средств, потребуется поднятие тарифа, которое будет только с сентября 2013 года. С июля 2013 года по апрель 2014 года ООО УК «<данные изъяты>» произведет накопление необходимой суммы для реконструкции крыльца, поэтому с учетом названных обстоятельств просят установить срок - март 2014 года. Ответчик - представитель ООО УК «<данные изъяты>» Ливанас Л.П. исковые требования прокурора не признала, о чем представила суду письменный отзыв, из которого следует, что их организация на основании договора аренды занимает помещения № во встроенном помещении домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.195 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, реконструкция зданий и сооружений без приспособления к ним доступа инвалидов не допускается. В случаях, когда, действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции указанных зданий, то есть оборудование входов в здания приспособлениями для инвалидов маломобильных групп населения пандусами и поручнями относится к таким видам работ как реконструкция зданий, которые влекут увеличение площади объекта, что никак не может быть отнесено к текущему ремонту. Согласно п.14 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ - реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объектов капительного строительства, его частей, в том числе надстройка, расширение объекта, и др. Согласно п.4.3.2 вышеуказанного Договора Арендатор обязан производить капитальный и текущий ремонт объекта, а арендодатель рассматривает и в случае необходимости согласовывает план капитального ремонта помещений. Учитывая то обстоятельство, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) является обязанностью собственника зданий в лице администрации Нижнеудинского муниципального образования. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Третье лицо - представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбина О.В., исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, полагая, что обязанность по обустройству пандусом и опорными устройствами (перилами) должна быть возложена на ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>», поскольку обе организации на основании договора аренды, заключенного с собственником, т.е. Нижнеудинским муниципальным образованием, занимают встроенное помещение домоуправления № на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью 101, 5 кв.м. для осуществления хозяйственной деятельности. Согласно заключенных договоров с ответчиками, именно на них лежит обязанность по проведению текущего и капитального ремонта, а поскольку обустройство пандусом, является реконструкцией, т.е. одной из составляющих капитального ремонта, то ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>» с учетом требований действующего законодательства должны обустроить пандус и перила с целью соблюдения прав инвалидов. Полагает также установить разумный срок до марта 2014 года. Суд, выслушав мнение сторон: помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., ответчиков - представителей ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «Энергия» Субботину А.А., Ливанас Л.П., третье лицо - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбину О.А., исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: п. 4 ст.27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку неисполнение требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим иском. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года, 30 ноября 2010 года и других. Согласно положений ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832 и Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года № 175. В Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» определены требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещение, в котором располагаются ООО УК «Центр» и ООО УК «Энергия» поскольку в соответствии с Уставами Обществ основной целью их деятельности является осуществление хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в их продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Из названного СНиПа следует, что к маломобильным группам населения людей, относятся испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе и инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вопреки указанным требованиям закона, установлено, что по адресу: <адрес> при входе во встроенное помещение на 1-м этаже 5-ти этажного дома расположено домоуправление №, в котором при входе отсутствуют пандус и опорные устройства (перила). Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства никем не оспаривается, как и не представлено суду доказательств о наличии других средств подъема при входе в указанное помещение. Как следует из представленных суду доказательств, встроенное помещение домоуправления № на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 101, 5 кв.м., является муниципальной собственностью Нижнеудинского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации №. Из Устава Общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», утвержденного решением общего собрания участников общества (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что оно является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по свои обязательствам. Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно Устава, утвержденного общим собранием участников (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по свои обязательствам. Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. В силу ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Согласно договора аренды объектов муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования в лице председателя Комитета Пономаревой В.М., действующей в интересах Нижнеудинского муниципального образования, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» в лице директора ООО УК «<данные изъяты>» Корольковой И.В,, действующей на основании Устава (арендатор), заключили договор, предметом которого является аренда имущества муниципальной собственности, в т.ч. встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения № в помещении домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п.1.2 названного Договора, передаваемый объект предназначается для оказания услуг и размещения технических служб по управлению и эксплуатации жилого фонда в районе «<данные изъяты>». Как вытекает из положений п.1.3 неотделимые улучшения объекта производятся Арендатором с письменного разрешения Арендодателя. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как вытекает из положений п.4.1.2. арендодатель обязан рассматривать и в случае необходимости согласовывать план капитального ремонта объекта. Согласно п.4.3.5. арендатор обязан содержать объект в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, Госархстройнадзора, пожнадзора, энергонадзора и других контролирующих органов, своевременно производить их текущий ремонт и устранять неполадки, выделять для этих целей необходимые средства. Актом приема-передачи объекта нежилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт передачи ООО УК «<данные изъяты>» встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения № в помещении домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Как видно из исследованного в суде договора аренды объекта муниципальной собственности за № от ДД.ММ.ГГГГ, последний заключен между Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования в лице председателя Комитета Пономаревой В.М., действующей в интересах Нижнеудинского муниципального образования, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «<данные изъяты>» в лице директора ООО УК «<данные изъяты>» Дунаева В.Ф,, действующей на основании Устава (арендатор), заключили договор, предметом которого является аренда имущества муниципальной собственности, в т.ч. встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения № в помещении домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> В силу п.1.2. передаваемый объект предназначается для оказания услуг коммунального харктера юридическим оицам и гражданам по отоплениЮ, водоснабжению и водоотведению в г. Нижнеудинске в районе «<данные изъяты>». Согласно п.4.3.2 арендатор обязан производить капитальный и текущий ремонт объекта, а в силу требований п.4.3.5 содержать объект и внешний фасад объекта в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, пож.надзора, Энергонадзора и других контролирующих органов, своевременно производить их текущий ремонт и устранять неполадки, выделять для этих целей необходимые средства. Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение муниципальной собственности, включающее в себя помещения № во строенном помещении домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. передано арендодателем арендатору. Таким образом, помещение домоуправления, в котором располагаются ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>», относящееся к объектам социальной инфраструктуры (к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения), не оборудовано, специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, СНиП 35-01-2001, в связи с чем, суд полагает с учетом положений, закрепленных ст.12 ГК РФ согласно требованиям которой, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, возложить на ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений. Несмотря на то, что нежилое помещение, в котором расположено домоуправление, принадлежит на праве собственности Нижнеудинскому муниципальному образованию, но договорами аренды обязанность по ремонту помещения возложена именно на ответчиков, а кроме того, обязанность по приведению нежилого помещения в соответствие с требованиями СНиП и нормами ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" возлагается именно на ответчиков, поскольку именно они использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями деятельности, указанными в их Уставе и предметах договоров аренды. Таким образом, из представленных и исследованных в суде доказательств следует, что ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>» вышеуказанные обязанности исполняются ненадлежащим образом, и эксплуатируемое нежилое помещение, находящиеся у них по договору аренды, не имеет средств доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, а именно пандуса у входа в здание, в связи с чем, ответчиками до настоящего времени не обеспечена предусмотренная Конституцией и федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов, и существенно ограничивает их возможности на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, и не способствует устранению социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся таковыми. При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих устранение нарушений норм действующего законодательства, а именно, подтверждающих факт оборудования входа во встроенное помещение домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес> пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, как и доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, о которых ставит вопрос в иске прокурор, ответчиками не представлено, то суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Суд также полагает в соответствии со ст.206, ч.1 ст.258 ГПК РФ необходимым возложить на ответчиков обязанность устранить указанные нарушения в разумный срок, которым суд считает 01 октября 2013 года. При этом суд учитывает, что необходимо создать проект входной группы при входе в помещение домоуправления, согласовать его с собственником, составить смету расчетов, выделить финансирование и с учетом природно-климатических условий, данный срок будет не только разумным, но и реальным для исполнения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обустройству пандусом и опорных устройств (перил) при входе во встроенное помещение домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес> удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» обустроить пандус, оборудованный опорными устройствами (перилами) при входе во встроенное помещение домоуправления № на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив разумный срок до 01 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано Иркутский областной суда через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня объявления решения. Председательствующий, Судья: