Дело № 2-498



                                                                                                            Дело № 2-498-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижнеудинск                                                                                 05 июля 2012 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поймикиной А.Р.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., предъявившей поручение об участии от имени прокурора;

ответчиков: представителя ООО УК «<данные изъяты>» - Субботиной А.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО УК «<данные изъяты>» - Ливанас Л.П., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

третьего лица - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбиной О.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-498/2011 г. по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обустройству пандусом и опорных устройств (перил) при входе во встроенное помещение домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и просит суд обязать ответчика обустроить пандус и опорные устройства (перила), при входе во встроенное помещение домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий

В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства «О социальной защите инвалидов» в части создания им беспрепятственного доступа к встроенному помещению домоуправления на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не имеется средств доступа, а именно пандуса и опорных устройств (перил), для беспрепятственного доступа инвалидов. Указанное помещение на основании договора аренды объектов муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ передано ООО УК «<данные изъяты>» для оказания услуг и размещения технических служб по управлению и эксплуатации жилого фонда в районе «центр». Помещение, в котором располагается ООО УК «<данные изъяты>» является собственностью Нижнеудинского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Обосновывая необходимость возложения вышеназванной обязанности по обустройству пандусом, прокурор ссылается на положения ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2 Градостроительного Кодекса РФ, а также ст. 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Полагает, что ответчиками до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на права инвалидов в части достижения ими равных с другими гражданами возможностей.

В судебном заседании ст.помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что с учетом климатических условий, финансового положения ответчиков, полагает установить разумный срок исполнения указанной обязанности ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик - представитель ООО УК «<данные изъяты>» - Субботина А.А. в судебном заседании требования прокурора признала, однако просила установить срок по установке пандуса и опорных устройств (перил) до марта 2014 года, о чем представила письменный отзыв, из которого следует, что реконструкция крыльца по <адрес> (вход в домоуправление ) требует значительного времени и материальных затрат. Так, собственником помещения является администрация Нижнеудинского муниципального образования, в связи с чем, УК «<данные изъяты>» должна получить от собственника разрешение на реконструкцию крыльца, на рассмотрение которого у администрации срок - 1 месяц, необходимо найти проектировщика, на что также необходимо около 2 месяцев, на изготовление проекта также потребуется - 2 месяца. Ввиду технических особенностей, зимний период является невозможным для реконструкции крыльца, поэтому с декабря 2012 года по март 2013 года исполнение работ не представляется возможным. По предварительным расчетам установлено, что на реконструкцию крыльца потребуется около <данные изъяты> руб. и в связи с тем, что всю деятельность УК «<данные изъяты>» осуществляет за счет средств собственников многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в компании, финансирование на реконструкцию крыльца будет выделено из средств собственников. Для изыскания денежных средств, потребуется поднятие тарифа, которое будет только с сентября 2013 года. С июля 2013 года по апрель 2014 года ООО УК «<данные изъяты>» произведет накопление необходимой суммы для реконструкции крыльца, поэтому с учетом названных обстоятельств просят установить срок - март 2014 года.

Ответчик - представитель ООО УК «<данные изъяты>» Ливанас Л.П. исковые требования прокурора не признала, о чем представила суду письменный отзыв, из которого следует, что их организация на основании договора аренды занимает помещения во встроенном помещении домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.195 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, реконструкция зданий и сооружений без приспособления к ним доступа инвалидов не допускается. В случаях, когда, действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции указанных зданий, то есть оборудование входов в здания приспособлениями для инвалидов маломобильных групп населения пандусами и поручнями относится к таким видам работ как реконструкция зданий, которые влекут увеличение площади объекта, что никак не может быть отнесено к текущему ремонту. Согласно п.14 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ - реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объектов капительного строительства, его частей, в том числе надстройка, расширение объекта, и др. Согласно п.4.3.2 вышеуказанного Договора Арендатор обязан производить капитальный и текущий ремонт объекта, а арендодатель рассматривает и в случае необходимости согласовывает план капитального ремонта помещений. Учитывая то обстоятельство, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) является обязанностью собственника зданий в лице администрации Нижнеудинского муниципального образования. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Третье лицо - представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбина О.В., исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, полагая, что обязанность по обустройству пандусом и опорными устройствами (перилами) должна быть возложена на ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>», поскольку обе организации на основании договора аренды, заключенного с собственником, т.е. Нижнеудинским муниципальным образованием, занимают встроенное помещение домоуправления на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью 101, 5 кв.м. для осуществления хозяйственной деятельности. Согласно заключенных договоров с ответчиками, именно на них лежит обязанность по проведению текущего и капитального ремонта, а поскольку обустройство пандусом, является реконструкцией, т.е. одной из составляющих капитального ремонта, то ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>» с учетом требований действующего законодательства должны обустроить пандус и перила с целью соблюдения прав инвалидов. Полагает также установить разумный срок до марта 2014 года.

Суд, выслушав мнение сторон: помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., ответчиков - представителей ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «Энергия» Субботину А.А., Ливанас Л.П., третье лицо - представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Улыбину О.А., исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

п. 4 ст.27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку неисполнение требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года, 30 ноября 2010 года и других.

Согласно положений ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832 и Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года № 175.

В Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» определены требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещение, в котором располагаются ООО УК «Центр» и ООО УК «Энергия» поскольку в соответствии с Уставами Обществ основной целью их деятельности является осуществление хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в их продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Из названного СНиПа следует, что к маломобильным группам населения людей, относятся испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе и инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Вопреки указанным требованиям закона, установлено, что по адресу: <адрес> при входе во встроенное помещение на 1-м этаже 5-ти этажного дома расположено домоуправление , в котором при входе отсутствуют пандус и опорные устройства (перила). Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства никем не оспаривается, как и не представлено суду доказательств о наличии других средств подъема при входе в указанное помещение.

Как следует из представленных суду доказательств, встроенное помещение домоуправления на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 101, 5 кв.м., является муниципальной собственностью Нижнеудинского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации .

Из Устава Общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», утвержденного решением общего собрания участников общества (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что оно является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по свои обязательствам. Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно Устава, утвержденного общим собранием участников (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по свои обязательствам. Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В силу ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно договора аренды объектов муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования в лице председателя Комитета Пономаревой В.М., действующей в интересах Нижнеудинского муниципального образования, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» в лице директора ООО УК «<данные изъяты>» Корольковой И.В,, действующей на основании Устава (арендатор), заключили договор, предметом которого является аренда имущества муниципальной собственности, в т.ч. встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения в помещении домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п.1.2 названного Договора, передаваемый объект предназначается для оказания услуг и размещения технических служб по управлению и эксплуатации жилого фонда в районе «<данные изъяты>». Как вытекает из положений п.1.3 неотделимые улучшения объекта производятся Арендатором с письменного разрешения Арендодателя. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как вытекает из положений п.4.1.2. арендодатель обязан рассматривать и в случае необходимости согласовывать план капитального ремонта объекта.

Согласно п.4.3.5. арендатор обязан содержать объект в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, Госархстройнадзора, пожнадзора, энергонадзора и других контролирующих органов, своевременно производить их текущий ремонт и устранять неполадки, выделять для этих целей необходимые средства.

Актом приема-передачи объекта нежилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт передачи ООО УК «<данные изъяты>» встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения в помещении домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Как видно из исследованного в суде договора аренды объекта муниципальной собственности за от ДД.ММ.ГГГГ, последний заключен между Комитетом по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования в лице председателя Комитета Пономаревой В.М., действующей в интересах Нижнеудинского муниципального образования, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «<данные изъяты>» в лице директора ООО УК «<данные изъяты>» Дунаева В.Ф,, действующей на основании Устава (арендатор), заключили договор, предметом которого является аренда имущества муниципальной собственности, в т.ч. встроенного нежилого помещения муниципальной собственности, включающее в себя помещения в помещении домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> В силу п.1.2. передаваемый объект предназначается для оказания услуг коммунального харктера юридическим оицам и гражданам по отоплениЮ, водоснабжению и водоотведению в г. Нижнеудинске в районе «<данные изъяты>». Согласно п.4.3.2 арендатор обязан производить капитальный и текущий ремонт объекта, а в силу требований п.4.3.5 содержать объект и внешний фасад объекта в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, пож.надзора, Энергонадзора и других контролирующих органов, своевременно производить их текущий ремонт и устранять неполадки, выделять для этих целей необходимые средства.

Согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение муниципальной собственности, включающее в себя помещения во строенном помещении домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. передано арендодателем арендатору.

Таким образом, помещение домоуправления, в котором располагаются ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>», относящееся к объектам социальной инфраструктуры (к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения), не оборудовано, специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, СНиП 35-01-2001, в связи с чем, суд полагает с учетом положений, закрепленных ст.12 ГК РФ согласно требованиям которой, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, возложить на ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений.

Несмотря на то, что нежилое помещение, в котором расположено домоуправление, принадлежит на праве собственности Нижнеудинскому муниципальному образованию, но договорами аренды обязанность по ремонту помещения возложена именно на ответчиков, а кроме того, обязанность по приведению нежилого помещения в соответствие с требованиями СНиП и нормами ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" возлагается именно на ответчиков, поскольку именно они использует нежилое помещение под объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями деятельности, указанными в их Уставе и предметах договоров аренды.

Таким образом, из представленных и исследованных в суде доказательств следует, что ООО УК «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>» вышеуказанные обязанности исполняются ненадлежащим образом, и эксплуатируемое нежилое помещение, находящиеся у них по договору аренды, не имеет средств доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, а именно пандуса у входа в здание, в связи с чем, ответчиками до настоящего времени не обеспечена предусмотренная Конституцией и федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов, и существенно ограничивает их возможности на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, и не способствует устранению социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся таковыми.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих устранение нарушений норм действующего законодательства, а именно, подтверждающих факт оборудования входа во встроенное помещение домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес> пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, как и доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, о которых ставит вопрос в иске прокурор, ответчиками не представлено, то суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд также полагает в соответствии со ст.206, ч.1 ст.258 ГПК РФ необходимым возложить на ответчиков обязанность устранить указанные нарушения в разумный срок, которым суд считает 01 октября 2013 года. При этом суд учитывает, что необходимо создать проект входной группы при входе в помещение домоуправления, согласовать его с собственником, составить смету расчетов, выделить финансирование и с учетом природно-климатических условий, данный срок будет не только разумным, но и реальным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обустройству пандусом и опорных устройств (перил) при входе во встроенное помещение домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес> удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>», Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «<данные изъяты>» обустроить пандус, оборудованный опорными устройствами (перилами) при входе во встроенное помещение домоуправления на 1-м этаже 5-ти этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установив разумный срок до 01 октября 2013 года.

Решение может быть обжаловано Иркутский областной суда через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня объявления решения.

Председательствующий, Судья: