Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижнеудинск 17 июля 2012 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Усовой О.В., с участием истца Ребровой Н.И. и его представителя Абраменко Т.Д., представителей ответчика Паулавичене Г.П. и Байдиковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-597/2012 по иску Ребровой Н.И. к Финансовому управлению администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о защите жилищных прав и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Реброва Н.И. обратилась в Нижнеудинский городской суд с иском к Финансовому управлению администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о защите жилищных прав и компенсации морального вреда. В судебном заседании Реброва Н.И. иск поддержала и пояснила, что с 01.08.2009г. по 31.01.2012г. ответчик предоставлял ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 01.02.2012г. предоставление субсидии было прекращено без указания предусмотренных законом оснований. Прекращением предоставления субсидии ответчик причинил Ребровой Н.И. физические и нравственные страдания, связанные с нарушением сна, беспокойством по поводу материальных затруднений. Реброва Н.И. просит суд признать незаконным прекращение ответчиком предоставления ей с 01.02.2012г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также взыскать в пользу Ребровой Н.И. с Финансового управления администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» <данные изъяты> тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда. Представители ответчика по доверенности 27.02.2012г. - Паулавичене Г.П. и от 16.07.2012г. - Байдикова Т.А. иск не признали и пояснили, что до "дата обезличена" ответчик предоставлял истцу субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В паспорте Ребровой Н.И. стоит штамп о регистрации брака с Ребровым С.Ф., поэтому истцу неоднократно предлагали принести документ, подтверждающий, что Ребров С.Ф. не является членом семьи истца. Реброва Н.И. не представила такой документ, а в январе 2012г. пришла к ответчику на консультацию и не представила ни одного из требующихся для предоставления субсидии документов, поэтому ей было отказано в предоставлении субсидии. В июне 2012г. при обращении Ребровой Н.И. за письменным отказом в предоставлении субсидии ей был дан ответ, что в предоставлении субсидии отказано в связи с предоставлением неполных сведений. Выслушав истца и его представителя Абраменко Т.А., настаивавших на удовлетворении иска, представителей ответчика, считавших необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, исследовав материалы дела и представленное ответчиком персональное дело Ребровой Н.И., суд считает возможным удовлетворить иск в части признания незаконным прекращения ответчиком предоставления истцу с 01.02.2012г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в части компенсации морального вреда в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. Условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг регламентированы статьёй 159 ЖК РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации №761 от 14.12.2005г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Правила). Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого в соответствии с ч.6 ст.159 ЖК РФ, п.2 Правил, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.159 ЖК РФ для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. В силу ч.2 ст.159 ЖК РФ п.3 Правил право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений, а в соответствии с ч.3 ст.159 ЖК РФ, п.4 Правил субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. В силу п.7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Согласно п.8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п.5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа; копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); Члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, представляют документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия. Как видно из представленного ответчиком персонального дела Ребровой Н.И., она является собственником жилого помещения - квартиры <адрес> на основании свидетельства от "дата обезличена" о праве на наследство по закону, а впоследствии - на основании выданного "дата обезличена" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области свидетельства серии "номер обезличен" о регистрации права собственности. В соответствии с требованиями п.16 Правил ответчик сформировал в отношении Ребровой Н.И. персональное дело, в которое включены документы, связанные с предоставлением субсидии и определением её размера. Согласно п.41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Как видно из материалов персонального дела, в нём содержатся документы, необходимые для предоставления Ребровой Н.И. субсидии с 2009г. по 31.01.2012г.: карточки лицевого счёта, выписки из информационной базы данных Управления пенсионного фонда РФ Нижнеудинского района о среднемесячном размере пенсии за 2009-2012г.г., справки от 24.07.2009г., 18.01.2010г., 20.07.2010г., 11.07.2011г. о составе семьи, из которых усматривается, что Реброва Н.И. проживает одна; заявления от 03.08.2009г., от 03.02.2010г., от 26.07.2010г., от 26.01.2011г., 20.07.2011г. о предоставлении субсидии. В соответствии с требованиями п.п.41, 42 Правил ответчик, рассчитав размер субсидии, выносил решения о её предоставлении Ребровой Н.И. сроком на шесть месяцев, то есть с 01.08.2009г. по 31.01.2010г. и с 01.01.2010г. по 31.01.2010г., что подтверждается справками "номер обезличен" и "номер обезличен" от 03.08.2009г.; с 01.02.2010г. по 31.07.2010г., что подтверждается справкой "номер обезличен" от 03.02.2010г.; с 01.08.2010г. по 31.01.2011г., что подтверждается справкой "номер обезличен" от 26.07.2010г.; с 01.10.2010г. по 31.01.2011г., что подтверждается справкой "номер обезличен" от 26.07.2010г.; с 01.02.2011г. по 31.07.2011г., что подтверждается справкой "номер обезличен" от 26.01.2011г.; с 01.08.2011г. по 31.01.2012г., что подтверждается справкой "номер обезличен" от 20.07.2011г. в персональном деле истца. Во всех решениях о предоставлении субсидии указаны сведения о начислениях в ЖКП, о совокупном доходе, совокупном прожиточном минимуме, составе семьи Ребровой Н.И., проживающей в одиночку, расчёте субсидии и её размере на соответствующую дату. При этом в персональном деле отсутствуют сведения о предоставлении истцу субсидии в период с 01.02.2012г. по настоящее время. Доводы представителей ответчика о том, что истец не обращался за предоставлением субсидии с 01.02.2102г. не нашли подтверждения в судебном заседании. Так, Реброва Н.И. и её представитель Абраменко Т.Д. заявили, что неоднократно обращались за предоставлением Ребровой Н.И. субсидии с 01.02.2012г., однако ответчик отказался предоставить субсидию, ничем не мотивировав свой устный отказ в предоставлении субсидии, лишь указывал на то, что истец представил недостаточно документов для предоставления субсидии. К тому же в персональном деле содержится копия свидетельства о регистрации права собственности Ребровой Н.И. на квартиру, в которой она проживает, а на копии просматривается подпись принявшего вышеуказанный документ специалиста Финансового управления и дата приёма - 13.02.2012г., что подтверждает доводы истца и его представителя об обращении Ребровой Н.И. за предоставлением субсидии, а не за консультацией, как утверждали представителя ответчика в судебном заседании. Доводы представителей ответчика о том, что Реброва Н.И. не подавала заявление о предоставлении субсидии, также не нашли подтверждения в судебном заседании. Придя к такому выводу, суд исходил из имеющихся в персональном деле истца его заявлений от 03.08.2009г., от 03.02.2010г., от 26.07.2010г., от 26.01.2011г., 20.07.2011г. о предоставлении субсидии. При исследовании вышеуказанных заявлений установлено, что их составление требует определённой специальной подготовки, соблюдения установленной формы их заполнения. Заявления подготовлены специалистом, распечатаны с использованием специальных технических средств. Из изложенного суд делает вывод о том, что гражданам, обратившимся за предоставлением субсидии, специалисты Финансового управления предлагают подписать заявление установленной формы. Таким образом, в феврале 2012г. Реброва Н.И. обратилась за предоставлением субсидии с 01.02.2012г. на срок шесть месяцев и предоставила свидетельство о праве собственности на жилое помещение, однако специалист, ответственный за приём документов для предоставления субсидии, приняв от Ребровой Н.И. копию свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, заявление установленной формы о предоставлении субсидии ей подписать не предложил, конкретный перечень документов, необходимых для предоставления субсидии, не назвал. При таких обстоятельствах непредоставление Ребровой Н.И. документов, необходимых для предоставления субсидии, нельзя расценить как отказ от субсидии. Таким образом, с 01.02.2012г. по настоящее время, то есть более пяти месяцев, ответчик не предоставляет Ребровой Н.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Между тем основания приостановления и прекращения предоставления субсидии предусмотрены пунктами 56 и 60 Правил, из которых следует, что предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, а прекращение предоставления субсидий может иметь место при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии; изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования); непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования). При этом п.62 Правил требует, чтобы решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии было составлено в письменной форме и доведено до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения должна быть помещена в персональное дело. Прекратив предоставление Ребровой Н.И. субсидии, ответчик не выполнил требования пунктов 56, 60, 62 Правил. Придя к такому выводу, суд исходил из отсутствия в персональном деле Ребровой Н.И. решения ответчика в письменном виде о приостановлении, либо о прекращении предоставления субсидии с 01.02.2012г. с указанием предусмотренных пунктами 56 и 60 Правил оснований приостановления или прекращения предоставления субсидии, а также сведений о направлении истцу копии такого решения в установленный пунктом 62 Правил пятидневный срок со дня вынесения такого решения. Суд принимает во внимание, что субсидия не предоставляется истцу более пяти месяцев и, исходя из п.57 Правил, согласно которому уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц, полагает, что предоставление Ребровой Н.И. субсидии ответчиком не приостановлено, а прекращено. В соответствии с п.63 Правил предоставление субсидии прекращается со дня принятия решения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась; со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась (при отсутствии оснований для возобновления предоставления субсидий). Вместе с тем в персональном деле отсутствуют данные о наличии предусмотренных п.56 Правил и подпунктами «а» - «в» пункта 60 Правил оснований приостановления или прекращения предоставления Ребровой Н.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В персональном деле Ребровой Н.И. отсутствуют сведения о том, что с 01.02.2012г. её расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого в соответствии с ч.6 ст.159 ЖК РФ, п.2 Правил, не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Хотя в персональном деле истца отсутствует решение о прекращении предоставления Ребровой Н.И. субсидии с указанием предусмотренных законом оснований такого прекращения, в судебном заседании установлено, что в 1961г. Реброва Н.И. заключила брак с Ребровым С.Ф., что подтверждается записью в её паспорте, копия которого находится в персональном деле истца наряду с иными документами. Как следует из персонального дела, Реброва Н.И., обращаясь за предоставлением субсидии в период с 01.08.2009г. по 31.01.2012г., не скрывала данного обстоятельства от ответчика. При этом наряду с иными необходимыми для предоставления субсидии документами Реброва Н.И. представляла ответчику справку о составе семьи, из которой усматривалось, что она одиноко проживает в жилом помещении, и ответчик на основании представленных документов предоставлял истцу субсидию до 01.02.2012г. Несмотря на отсутствие в персональном деле документов, подтверждающих какие-либо изменения в составе семьи истца после "дата обезличена", Финансовое управление прекратило предоставление субсидии Ребровой Н.И. При этом, несмотря на отсутствие в письменном виде решения ответчика о прекращении предоставления субсидии, представители ответчика в судебном заседании пояснили, что Ребровой Н.И. было разъяснено, что предоставление субсидии было прекращено вплоть до предоставления истцом ответчику сведений, подтверждающих, что Ребров С.Ф. не является членом семьи истца. Однако Реброва Н.И. оспаривала данные доводы ответчика, заявив, что при обращении за предоставлением субсидии в феврале 2012г. и ранее требования о предоставлении сведений о её супруге ответчик не предъявлял. Доводы истца подтверждаются материалами персонального дела Ребровой Н.И., из которых не усматривается, что ответчик требовал от истца предоставления сведений о супруге. Таким образом, ответчик не представил суду доказательств в подтверждение своих доводов о законности прекращения предоставления Ребровой Н.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому прекращение Финансовым управлением администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» предоставления субсидии Ребровой Н.И. нельзя признать законным и обоснованным. При таких обстоятельствах иск Ребровой Н.И. в части признания незаконным прекращения ответчиком предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежит удовлетворению. Разрешая иск в части компенсации морального вреда, суд учитывает, что в соответствии со ст.151 ГК РФ обязанность денежной компенсации морального вреда может быть возложить на нарушителя в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Пункт 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяет субсидию как ежемесячную денежную компенсацию, предоставляемую гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Следовательно, прекращением предоставления Ребровой Н.И. субсидии ответчик нарушил её личные имущественные права, поэтому суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ребровой Н.И. к Финансовому управлению администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о защите жилищных прав и компенсации морального вреда удовлетворить частично. Признать незаконным прекращение Финансовым управлением администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» предоставления Ребровой Н.И. с 01.02.2012г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении иска в части взыскания с Финансового управления администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в пользу Ребровой Н.И. <данные изъяты> тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.07.2012г. Председательствующий В.В. Китюх