Дело № 2-635-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Нижнеудинск 01 августа 2012 г. Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Морозюка В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Афониной Н.В., с участием истца Болдоновой М.Н., представителя ответчика по доверенности Суренковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдоновой М.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на включение периодов трудовой деятельности в специальный педагогический стаж и возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Болдонова М.Н. "дата обезличена" обратиласьв суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе, в котором просит признать отказ в назначении ей пенсии в связи с занятием педагогической деятельностью от 30.03.12 г. незаконным и необоснованным, признать её право на включение периода её работы с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. в качестве освобожденного <данные изъяты> в специальный педагогический стаж и обязать назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, т.е. с 28.03.12 г. В обоснование своего иска указала, что работала в <данные изъяты> в течение 23 лет 2 месяцев и 26 дней, а также с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. работала освобожденным <данные изъяты>, при этом с учетом времени работы в должности <данные изъяты> её специальный педагогический стаж составил более 25 лет. 28.03.12 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с её педагогической деятельностью. Однако решением №41 от 30.03.12 г. ей было отказано в назначении пенсии по тем мотивам, что периоды её работы с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. в должности <данные изъяты> не могут быть зачтены в льготный стаж,так как такая должность не предусмотрена постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, как должность, работа по которой дает право на льготную пенсию. Болдонова считает, что отказ Пенсионного фонда является незаконным и необоснованным, поскольку Пенсионный фонд формально подходит к рассмотрению вопросов, факт её работы подтвержден трудовой книжкой, при этом период работы приходится на время действия постановления СМ СССР № 1397 от 17.12.59 г., которое предусматривало включение периода работы на выборной и другой ответственной работе в комсомольских органах в специальный педагогический стаж. В судебном заседании Болдонова просила суд признать период работы в качестве освобожденного <данные изъяты> подлежащим включению в её специальный педагогический стаж, признать решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным и необоснованным, обязать пенсионный фонд назначить ей пенсию с 28.03.12 г. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе по доверенности Суренкова Т.Б. исковые требования Болдоновой не признала, пояснив, что период её работы с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. не может быть зачтен в специальный стаж. Должность «<данные изъяты>» не предусмотрена действующим «Списком работ, должностей, специальностей и учреждений…», работа в которых предоставляет право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью. Пенсионный фонд не оспаривает факта и продолжительности работы Болдоновой М.Н. именно в должности освобожденного <данные изъяты>, а также то обстоятельство, что действовавшее до 1993 г. постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.59 г. допускало возможность зачета в стаж работы учителей периода выборной и другой ответственной работы в комсомольских органах, но при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По состоянию на 01.10.1993 г., т.е. дату отмены Постановления СМ СССР № 1397 от 17.12.59 г., у Болдоновой не было выработано 25 лет педагогического стажа, а то обстоятельство, что к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии Болдонова проработала в качестве <данные изъяты> 23 года 2 месяцев и 26 дней, по мнению ответчика не имеет юридического значения. Кроме того, для применения в отношении неё указанного постановления №1397, по мнению Пенсионного фонда, Болдонова должна была прекратить осуществление педагогической деятельности. Выслушав объяснения сторон, проверив доводы каждой стороны в полном объеме, исследовав представленные сторонами доказательства с позиций их относимости, допустимости и достаточности, суд находит заявление Болдоновой подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом в соответствии с п.2 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (общие правила). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 утверждены «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно трудовой книжки на имя Болдоновой М.Н., она с 07.01.86 г. по 13.10.87 г. работала <данные изъяты>, с 13.10.87 г. по 01.11.91 г. - <данные изъяты>, с 1.11.91 г. по 30.11.91 г. и с 01.10.92 г. по 31.08.98 г. - <данные изъяты>, с 01.12.91 г. по 30.09.92 г. и с 01.09.98 г. по настоящее время - <данные изъяты>, одновременно с 01.09.98 г. там же <данные изъяты>. «Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрено должности «секретарь комсомольской организации». Сторонами не оспаривается, что в период с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. истец работала <данные изъяты>, в связи с чем суд находит данное обстоятельство установленным. Как следует из исследованных в судебном заседании заявления Болдоновой М.Н. о назначении пенсии от 28.03.12 г. и решения №41 Управления пенсионного фонда в Нижнеудинском районе от 30.03.12 г., Болдонова 28.03.12 г. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, при этом пенсионным фондом принято решение отказать ей в досрочном назначении пенсии в связи с тем, что период её работы в качестве <данные изъяты> с 1986 г. по 1987 г. не включаются в специальный стаж, поскольку указанное наименование должности не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а постановление СМ СССР №1397 не применяется с 01.10.93 г. Вместе с тем, в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.59 г. в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Статья 1 п. «а» указанного Постановления предусматривала возможность назначения пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Пунктом 4 «Положения…» предусмотрено, что время работы, в т.ч. в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. «Списками профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, не предусмотрены должности «секретаря комсомольской оргшанизации». Несмотря на то, что Постановление Совета Министров РСФСР № 463 было принято 06.09.91 г., Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.59 г. продолжало действовать до 01.10.93 г., и только Постановлением Совета Министров-Правительства РФ № 953 от 22.09.93 г. Постановление № 1397 от 17.12.59 г. признано не подлежащим дальнейшему применению на территории Российской Федерации. Вместе с тем, ни в Постановлении Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.91г., ни в Постановлении Совета Министров-Правительства РФ № 953 от 22.09.93 г. судом не обнаружено прямого указания но то, что пункт 4 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17.12.59 г., распространяется только на лиц, обратившихся за назначением пенсии до признания не подлежащим применению Постановления СМ СССР № 1397. Изложенную в Постановлении Совета Министров-Правительства РФ № 953 от 22.09.93 г. формулировку «не подлежащим дальнейшему применению» суд принимает только в качестве нормы, исключающей возможность применения постановления № 1397 от 17.12.59 г. в отношении периодов работы после 01.10.1993 г. Иное толкование данного постановления противоречило бы принципам, изложенным в ст.ст. 7, 37 и 39 Конституции РФ. Тот факт, что на момент, когда Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 г. № 1397 утратило силу, у истицы не было выработано 2/3 педагогического стажа, не лишает права на включение спорного периода в её педагогический стаж. В данном случае значение имеет наличие 2/3 специального стажа на момент обращения за назначением пенсии. Указанное условие включения спорного периода в стаж работы по специальности соблюдено (имеется 23 года 2 месяца и 26 дней). Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, согласно которой ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Учитывая изложенное, суд находит необоснованными доводы представителя ответчика Суренковой о том, что период работы Болдоновой в качестве <данные изъяты> не может быть зачтен в качестве специального педагогического стажа, поскольку истица не имела полного 25-летнего педагогического стажа по состоянию на 01.10.1993 г. При таких обстоятельствах суд считает незаконным и необоснованным отказ Управления пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе во включении в стаж педагогической работы периода работы Болдоновой с 07.01.86 г. по 1.10.87 г. в качестве <данные изъяты> и отказ по этим мотивам в назначении досрочной пенсии, данный стаж подлежит зачету в педагогический стаж Болдоновой, как стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Ответчиком - Управлением пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе при рассмотрении заявления Болдоновой о досрочном назначении пенсии определено наличие специального педагогического стажа в 23 года 2 месяца и 26 дней. Специальный педагогический характер стажа работы Болдновой в указанное время сторонами не оспаривается, в связи с чем суд находит данное обстоятельство установленным. Стаж работы Болдоновой в период с 07.01.86 г. по 12.10.87 г. составляет 1 год 09 месяцев и 06 дней. При включении спорного периода в специальный стаж истца, у нее образуется необходимый специальный стаж 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии. Пенсия истцу, обратившейся за назначением пенсии 28.03.12 г., должна быть назначена с указанной даты. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым иск Болдоновой удовлетворить полностью, признав её право на включение в её специальный педагогический стаж периода работы с 07.01.86 г. по 12.10.87 г., признав отказ Управления Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе в назначении досрочной пенсии Конышевой не соответствующим ст.19 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», считает целесообразным обязать Управление Пенсионного фонда назначить Болдоновой досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, начиная с 28.03.12 г., т.е. со дня обращения с заявлением о назначении пенсии. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно квитанции СБ РФ от 13.07.12 г. Болдонова уплатила государственную пошлину в размере 600 руб. В соответствии со ст.ст.333.19-333.20 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина для исковых заявлений имущественного характера и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера. Истцом Болдоновой при обращении в суд заявлено три требования, каждое из которых оплачено госпошлиной по 200 руб. Учитывая характер заявленных требований уплату истцом госпошлины в размере 400 руб. следует считать излишней. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,100,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Болдоновой М.Н. к Управлению Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе удовлетворить полностью. Признать право Болдоновой М.Н. на включение периода трудовой деятельности, осуществлявшейся с 07 января 1986 г. по 12 октября 1987 г. в качестве <данные изъяты>, в специальный педагогический стаж Болдоновой М.Н.. Признать отказ Управления Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе в назначении Болдоновой М.Н. досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью не соответствующим ст.ст. 19 и 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда в Нижнеудинском районе назначить Болдоновой М.Н. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением в учреждениях для детей не менее 25 лет педагогической деятельности со дня обращения за ней, т.е. с 28 марта 2012 г. Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Нижнеудинском районе в пользу Болдоновой М.Н. понесенные ею судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб. Возвратить истцу Болдоновой М.Н. излишне уплаченную 13.07.12 г. государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд. Председательствующий В.В.Морозюк