Дело № 2-607/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                                   17 июля 2012 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В.,

при секретаре Поймикиной А.Р.,

с участием: помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора - Полетаевой М.В.;

ответчика - директора муниципального казенного учреждения культуры Шебертинского муниципального образования Гузиной Е.А.;

третьего лица - главы Шебертинского муниципального образования Никулиной В.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-607/2012 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к муниципальному казенному учреждению культуры Ш. муниципального образования о проведении аттестации рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском муниципальному казенному учреждению культуры Ш. муниципального образования об обязании провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком трудового законодательства и иных нормативно - правовых актов, содержащих нормы трудового права выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, в ходе проверки установлено, что действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Ш. муниципального образования № 36 от 14 ноября 2011 года, и основным предметом деятельности является оказание муниципальных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Ш. муниципального образования, предусмотренных ч.11, 12 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере культуры. На момент проверки установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что нарушает требования ст.37 Конституции РФ, ст. 212 Трудового кодекса РФ, Порядка о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение льгот, связанных с работой с вредными и опасным условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного учреждения, то есть затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города и района. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода. Отсутствие аттестации рабочих мест в данном учреждении противоречит интересам государства, в т.ч. ст. 2 Конституции РФ, ст. 210 Трудового кодекса РФ. Таким образом, в муниципальном казенном учреждении культуры Ш. муниципального образования не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.

Нижнеудинский межрайонный прокурор, просит обязать муниципальное казенное учреждение культуры Ш. муниципального образования провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию на 2012 год в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения по следующим специальностям: директор, художественный руководитель, инструктор по физической культуре, уборщик помещений, сторож.

В судебном заседании помощник прокурора Полетаева М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении, указав, что указанный срок является разумным для проведения аттестации рабочих мест с учетом того, что оно является казенным учреждением, которое финансируется из бюджета Ш. муниципального образования, количества рабочих мест, подлежащих аттестации, просила обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в порядке, установленном действующим законодательством согласно штатного расписания.

Ответчик - директор муниципального казенного учреждения культуры Ш. муниципального образования Гузина Е.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме, указав, что ими уже предприняты соответствующие меры для устранения выявленных нарушений требований трудового законодательства. Так, ими уже проведены предварительные консультации с организацией, которая будет проводить аттестацию, произведена предварительная калькуляция работ, поэтому в обозначенный срок они проведут аттестацию всех рабочих мест по штатному расписанию.

Третье лицо - глава Ш. муниципального образования каких-либо возражений относительно заявленных требований суду не высказала, пояснив, что действительно аттестацию рабочих мест проводить необходимо, поскольку это закреплено Трудовым Кодексом.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Полетаеву М.В., ответчика Гузину Е.А., третье лицо Никулину В.А. исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществления государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативно - правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С учетом того, что в настоящее время невозможно обозначить круг работников муниципального казенного учреждения культуры Ш. муниципального образования, которые работают и будут в дальнейшем занимать соответствующие должности, суд полагает возможным обозначить данный круг как неопределенный, а потому обращение в суд прокурора соответствует требованиям закона.

Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Как вытекает из положений ч. 1, 2, 5, 7, 9 ст.210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраняя труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

В силу требований ч.1-3 ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

ст.212 (ч.11) ТК РФ законодателем определено, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч. 11 ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Порядок).

В силу п.4 аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Согласно п. 13 оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников СИЗ, комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Как вытекает из положений п. 3 названного Порядка, результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из п.3.1 устава муниципального казенного учреждения культуры Ш. муниципального образования следует, что учредителем и собственником имущества является Ш. муниципальное образование. Согласно п.4.1 Устава муниципальное казенное учреждение культуры Ш. муниципального образования является муниципальным учреждением казенного типа.

Из акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенного государственным инспектором труда по Иркутской области Сучкова Н.В., следует, что была проведена выездная проверка муниципального казенного учреждения культуры Ш. муниципального образования, расположенного по <адрес обезличен>, при которой присутствовал директор Гузина Е.А. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, в том числе, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда, что является нарушением требований ст.212 ТК РФ.

Из штатного расписания видно, что в нем указаны те рабочие места, аттестацию по которым просит провести прокурор.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком директором муниципального казенного учреждения культуры Ш. муниципального образования Гузиной Е.А., а также третьим лицом Никулиной В.А. доказательств проведения аттестации рабочих мест в Учреждении в суд не представлено.

Согласно ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, а потому им нарушаются требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет подтверждения наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов. С учетом положений, закрепленных в ст. 22, 209, 212 ТК РФ обязывающих работодателей проводить аттестацию рабочих мест независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест, исковые требовании Нижнеудинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд также полагает в соответствии со ст.206, ч.1 ст.258 ГПК РФ необходимым возложить на муниципальное казенное учреждение культуры Шебертинского муниципального образования обязанность устранить указанные нарушения в срок, указанный в исковом заявлении прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора к муниципальному казенному учреждению культуры Ш. муниципального образования об обязании провести аттестацию рабочих мест удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры Ш. муниципального образования провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию на 2012 год по следующим специальностям: директор, художественный руководитель, инструктор по физической культуре, уборщик помещений, сторож в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий          Е.В. Пакилева