Дело № 2-633/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижнеудинск                                                                        13 сентября 2012 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Усовой О.В.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Аземовой И.Н., предъявившей поручение об участии от имени прокурора;

ответчика: представителя ООО «Г.» Матвеевой Л.М., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2012 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-633/2012 г. по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Г.» о возложении на ответчика организации мест для накопления отработанных ртуть содержащих осветительных устройств и электрических ламп, отдельно от других видов отходов, возложении обязанности по передаче отработанных ртутьсодержащихосветительных устройств и электрических ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Г.» с указанным иском, обосновав следующим. Согласно Устава, утвержденного 26 ноября 2010 года, предметом деятельности общества является: управление жилищным фондом, в том числе эксплуатация, обслуживание, ремонт и содержание, монтаж сантехнических систем и оборудования наружных трубопроводов, денежное и финансовое посредничество, услуги по сбору платежей и распределению денежных средств. В соответствии с информацией, размещенной на сайте Нижнеудинского муниципального образования, их компания обслуживает 13 многоквартирных жилых домов, при этом места временного накопления отходов оборудованы обществом в районе домов <данные изъяты>. Однако ответчиком до настоящего времени не организованы места для накопления отработанных ртуть содержащих осветительных устройств и электрических ламп, отдельно от других видов отходов, не заключен договор на передачу отработанных ртутьсодержащих- осветительных устройств и электрических ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, что является нарушением требований действующего законодательства.

Нижнеудинский межрайонный прокурор, просит суд возложить на ответчика обязанность по организации мест для накопления отработанных ртуть содержащих осветительных устройств и электрических ламп, отдельно от других видов отходов, возложении обязанности по передаче отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств и электрических ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В судебном заседании, помощник прокурора Аземова И.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что никаких особых финансовых затрат исполнение данных обязанностей от ответчика не потребуется. Просила суд установить разумный срок исполнения данных обязанностей до 31 декабря 2012 г.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Г.» Матвеева Л.М. действующая на основании доверенности исковые требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что в испрашиваемый срок они организуют соответствующие места для накопления отработанных ртуть содержащих осветительных устройств и электрических ламп, отдельно от других видов отходов, а также заключат соглашение по передаче отработанных ртутьсодержащихосветительных устройств и электрических ламп с организацией, которая имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Суд выслушав стороны, изучив представленные письменные доказательства приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С учетом того, что круг жителей проживающих в зоне обслуживания Общества с ограниченной ответственностью «Г.» невозможно индивидуализировать, а кроме того постоянно происходит естественная ротация, то суд полагает обоснованным предъявление иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а частью 2 закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В соответствии с п.п. д и п.д (1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности (пп. "д(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Согласно положениям статей 2,11,51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в совокупности с нормами статей 11,22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об отходах производства и потребления» остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, являются отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Отработанные ртутьсодержащие лампы являются ртутьсодержащими отходами.

Пунктом 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 предусмотрено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома (п.6 Правил).

Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия плюс» является юридическим лицом, что видно из представленного суду Устава, утвержденного 26 ноября 2010 г решением № 1 единственного участника.

Также суду представлен перечень многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ответчика и справка помощника прокурора о проверке соблюдений требований действующего законодательства.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности судом установлено, что на участке расположения многоквартирных домов, который обслуживает Общество с ограниченной ответственностью «Г.», отсутствуют оборудованные места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отдельно от других видов отходов. Все отходы производства и потребления, образуемые в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании у ответчика накапливаются в обустроенных контейнерах совместно. Таким образом, организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности Обществом с ограниченной ответственностью «Г.» не обеспечена.

Данный факт подтверждается Справкой помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора о результатах проверки данной компании от 09 июля 2012, что не оспаривается представителем ответчика Матвеевой Л.М. в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, при рассмотрении дела в суде установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Г.» нарушаются требования природоохранного, санитарного и жилищного законодательства в части не исполнения установленных законом обязанностей в области обращения с ртутьсодержащими отходами, в связи с чем, возникает риск повышенного негативного воздействия на здоровье населения, что влечет нарушение гарантированных статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, создаются условия для возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Г.» организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств и электрических ламп, отдельно от других видов отходов в срок до 31 декабря 2012 года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Г.» организовать передачу отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств и электрических ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности в срок до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано Иркутский областной суда через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня объявления решения.

Председательствующий             Е.В. Пакилева