Дело № 2-630/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижнеудинск                                                                           14 сентября 2012 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Пакилевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания - Усовой О.В.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Аземовой И.Н., предъявившей поручение об участии от имени прокурора;

ответчика: представителя ООО «Г.» Матвеевой Л.М., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2012 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-630/2012 г. по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Г.» о возложении обязанности размещения информации на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Г.» о возложении обязанности размещения на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования с электронным адресом www.n-udinsk.ru следующей информации: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом); порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; количество случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, установив ответчику разумный срок для исполнения. Свое обращение в суд прокурор мотивировал следующим.

Устав Общества с ограниченной ответственностью «Г.» был утвержден 26.11.2010. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации Общества была внесена 23.01.2012, что подтверждается свидетельством серии "номер обезличен". Директором компании является Наджафов Н.Ш.о В соответствии с п.2.2 Устава ООО «Г.» Общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность по управлению жилищным фонда; в том числе эксплуатация, обслуживание, ремонт и содержание; монтаж сантехнических систем и оборудования наружных трубопроводов; денежное и финансовое посредничество; услуга по сбору платежей и распределению денежных средств и др. В соответствии с информацией, размещенной на сайте Нижнеудинского муниципального образования с электронным адресом www.n-udinsk.ru ООО «Г.» обслуживает 13 многоквартирных домов, общей площадью жилого фонда <данные изъяты> кв.м., однако до потребителей информация об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты не доводится, что является нарушением действующего законодательства, хотя обязанность по обеспечению управляющей организацией свободного доступа к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, о выполненных работах и услугах по содержанию общего имущества, о стоимости работ, услуг, сведения о тарифах, предоставлять информацию, подлежащую обязательному раскрытию, предусмотрена ст. 161 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». На территории г. Нижнеудинска действует сайт Нижнеудинского муниципального образования с адресом - www.n-udinsk.ru, на котором размещена информация об управляющих компаниях, осуществляемых деятельность на территории г. Нижнеудинска, в том числе и информация в отношении ООО «Г.». При этом, указанная информация содержит сведения: о месте нахождении, наименовании и данных компании, сведений о руководителе Общества, видов деятельности Общества, часы приема граждан, режим работы аварийной службы, реквизиты Общества, цифры и факты по состоянию на 01.01.2011, перечни работ и услуг, предоставляемые ООО «Г.», а также тарифы на эти работы и услуги. Информация о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Г.» в части исполнения управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом на сайте отсутствует. Так, по состоянию на 09.07.2012 года на сайте размещена информация о финансово-хозяйственной деятельности Общества в целом, то есть, представлены общие расходные и доходные обязательства ООО «Г.». Вместе с тем, отсутствует следующая информация: порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Отсутствие вышеуказанной информации на сайте Нижнеудинского муниципального образования нарушает требования постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и, соответственно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок. В связи с чем, Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Обращение прокурора в суд с заявлением обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Нижнеудинского муниципального образования, которые нарушаются в результате непредставления сведений в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Учитывая, что смена собственников и жильцов помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Г.» происходит в естественном порядке, возможна как выписка, так и прописка новых лиц, а также естественная ротация, круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи, с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Аземова И.Н. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что до настоящего времени ответчик не опубликовал требуемую информацию на сайте Нижнеудинского муниципального образования. Просит установить ответчику разумный срок до 01 ноября 2012 года.

Представитель ответчика Матвеева Л.М., действующая на основании доверенности от 13 сентября 2012 года, исковые требования признала в полном объеме, указав, что действительно они обязаны размещать информацию о хозяйственной деятельности Общества на сайте Нижнеудинского муниципального образования, однако с учетом организационных проблем, возникших в ООО «Г.» до настоящего времени ими ничего не опубликовано. После получения пакета судебных документов, они сделали выборку сведений, которые будут в дальнейшем опубликованы и просят установить срок до 01 ноября 2012 года для исполнения возложенной обязанности.

Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку иск предъявлен к Обществу с ограниченной ответственностью «Г.», обслуживающему 13 многоквартирных жилых домов, обязанному в соответствии со Стандартом обеспечить свободный доступ неограниченного круга лиц к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, подлежащей обязательному опубликованию в сети Интернет, данный спор затрагивает интересы не только собственников помещений в названном доме, но и неопределенного круга лиц, которые посещают сеть Интернет, то суд полагает обоснованным обращение в суд прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Общество с ограниченной ответственностью «Г.» является юридическим лицом, о чем 23 января 2012 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно Устава Общества с ограниченной ответственностью «Г.» следует, что предметом деятельности Общества является деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда и иные виде деятельности.

В силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах, а п.1 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Пп. «г» п. 51 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено, что потребитель вправе получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

В соответствии с п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ (в договоре указанный срок может быть уменьшен), проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы).

В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

"Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (вступившим в силу 09.10.2010 г.) (далее - Стандарт).

Стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно п. 2 Стандарта, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неопределенного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 6 Стандарта раскрытия информации установлено, что информация размещается управляющей организацией на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подп. "а" п. 5 Стандарта: официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; органа исполнительной власти субъекта РФ в сети Интернет; органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность в сети Интернет.

Как установлено в суде, ответчик своего сайта не имеет, но на территории г. Нижнеудинска действует сайт Нижнеудинского муниципального образования с адресом - www.n-udinsk.ru, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

На сайте Нижнеудинского муниципального образования размещена информация об управляющих компаниях, осуществляемых деятельность на территории г. Нижнеудинска, в том числе и информация в отношении ООО «Г.». При этом, указанная информация содержит сведения: о месте нахождении, наименовании и данных компании, сведений о руководителе Общества, видов деятельности Общества, часы приема граждан, режим работы аварийной службы, реквизиты Общества, цифры и факты по состоянию на 01.01.2011, перечни работ и услуг, предоставляемые ООО «Г.», а также тарифы на эти работы и услуги. Иные сведения на сайте ответчиком не размещены.

Вместе с тем, в соответствии с п.9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

Сведения, указанные в подпункте «а» пункта 9 Стандарта размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.

В силу п.10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.

В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (п. 11 Стандарта):

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 №94).

Кроме того, согласно п.12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 № 94).

В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Г.» осуществляет функции управления в отношении 13 многоквартирных жилых домов в городе Нижнеудинске, при этом, требования законодательства, обязывающего управляющую компанию разместить на официальном сайте информацию о своей деятельности, ответчиком не выполняются, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

Так, ООО «Г.» по состоянию на 09.07.2012 года на сайте размещена информация о финансово-хозяйственной деятельности Общества в целом, то есть, представлены общие расходные и доходные обязательства ООО «Г.», однако отсутствует информация: о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о количестве случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

При таких данных, анализируя представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, заявленные им в рамках полномочий, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в целях защиты прав потребителей, законодатель установил обязанность в том числе, управляющих организаций отчитываться об исполнении договоров управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей деятельности.

В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, подрывает конституционный принцип правового государства.

Отсутствие вышеуказанной информации на сайте Нижнеудинского муниципального образования нарушает требования постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и, соответственно, нарушает права неопределенного круга лиц, потребителей услуг, жителей указанных домов на поучение информации, гарантированной государством.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия может совершить только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Г.» разместить на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования с электронным адресом www.n-udinsk.ru следующую информацию: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом); порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; количество случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, установив срок до 01 ноября 2012 года.

          Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня провозглашения.

Председательствующий              Е.В. Пакилева