Решение по гражданскому делу № 2-171/2012 по иску Сараевой С. В. к ГУ УПФР РФ в г. Н. Туре о признании права на досрочную трудовую пенсию.



Дело № 2-171/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:

Судьи Юсуповой Л.П.

при секретаре Петуховой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сараевой С. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в городе Нижней Туре Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Сараева С.В. обратилась в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к ГУ УПФР в г. Нижняя Тура Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия льготного стажа из-за исключения пенсионным органом ряда периодов ее работы.

Считает необоснованным исключение из специального стажа периода декретного отпуска с <дата> года по <дата> года( 03 месяцев 18 дней) в должности ... разъездной бригады отделения скорой медицинской помощи в поселке Ис Нижнетуринской ЦГБ-МСЧ, поскольку работает на одном и том же месте с 1990 года, а переименование учреждения не изменило ее функциональные обязанности.

Просила обязать ответчика включить вышеуказанный период в специальный стаж работы и назначить пенсию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с <дата>

В судебном заседании истец Сараева С.В. на исковых требованиях настаивала, пояснив, что причиной исключения из специального стажа работы вышеназванного периода послужило несоответствие наименования учреждения ЦГБ-МСЧ Спискам и Номенклатуре учреждений здравоохранения. Несмотря на это, занималась исключительно медицинской деятельностью, поэтому ее права должны быть восстановлены в судебном порядке.

Представитель ответчика ГУ УПФР в городе Нижняя Тура иколаева О.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии принято законно и обоснованно. Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях. Так как Сараева С.В. в период нахождения в декретном отпуске по беременности и родам не осуществляла лечебную деятельность с риском утраты профессиональной трудоспособности, вышеуказанный периоды не может быть зачтен в стаж. Наименования учреждения ЦГБ-МСЧ не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России № 395 от 03 ноября 1999 года.

Выслушав объяснения, сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из решения ответчика об отказе в установлении пенсии от <дата> следует, что с заявлением о досрочном назначении пенсии истец Сараева С.В. обратилась в пенсионный орган <дата> (л.д.4).

Согласно решения пенсионного органа от <дата> об отказе в установлении пенсии расчет стажа истца произведен по двум вариантам - по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года и по постановлению Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года (л.д.4-14).

Истец просит рассмотреть вопрос о подсчете специального стажа по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года, то есть по ранее действовавшему законодательству.

Ответчиком в специальный трудовой стаж истца по указанному варианту в льготном исчислении зачтено 24 года 08 месяцев 27 дней, что менее 25 лет для сельской местности, в связи с чем в назначении пенсии отказано.

Спорным исключенным ответчиком периодом работы истца является период декретного отпуска с <дата> по <дата> во время работы фельдшером разъездной бригады отделения скорой медицинской помощи пос.Ис Нижнетуринской ЦГБ-МСЧ.

Причиной отказа по включению указанного периода в специальный стаж указано отсутствие учреждения с таким наименованием в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от <дата> , которой необходимо руководствоваться при разрешении настоящего гражданского дела.

В соответствии с подп.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.

Из трудовой книжки Сараевой С.В. видно, что лечебную деятельность она начала с <дата> в должности ... пункта Байкаловской ЦРБ и работает по специальности по настоящее время в МУЗ «Нижнетуринская ЦГБ» в должности фельдшера скорой помощи пос.Ис, имеет высшую квалификационную категорию по специальности « Лечебное дело» (л.д.16-18). Находилась в декретном отпуске с <дата> по <дата>, что подтверждено исследованным в судебном заседании свидетельством о рождении ребенка и уточняющей справкой работодателя.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от <дата> N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом перечень конкретных лечебно-профилактических учреждений в самом Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не приведен.

Действительно, первой Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 ( в редакции Приказов Минздрава РФ от 28.02.2000 года № 73 и от 04.06.2001 года № 180),не предусмотрено наименование учреждения здравоохранения ЦГБ-МСЧ, а содержатся отдельные наименования – центральная городская больница (ЦГБ) и медико-санитарная часть(МСЧ)(п.1.1.1 и 1.1.3 п.1.1. ч.1 Номенклатуры). Как ЦГБ, так и МСЧ являются больничными лечебно-профилактическими учреждениями.

Согласно примечания к Номенклатуре учреждений здравоохранения центральной городской больницей называется больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением города в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих органов управления здравоохранением внутригородских районов.

Медико-санитарной частью является поликлиника (амбулаторная) или больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения.

Решением исполнительного комитета областного СНД № 184 от 23.04.1987 года было разрешено отделу здравоохранения облисполкома организовать центральную городскую больницу в г. Нижней Туре.

На основании данного решения исполнительный комитет городского СНД решением № 93 от 07.05.1987 года решил организовать Нижнетуринскую ЦГБ-МСЧ на базе НТ МСЧ ГРЭС, возложив на главного врача городской больницы руководство всеми подведомственными учреждениями здравоохранения с 11.05.1987 года, с 11.05.1987 года упразднить городской отдел здравоохранения.

Согласно постановления Главы администрации г. Нижняя Тура № 116 от 27.01.1994 года в связи с закрытием МСЧ №2 ЦМСЧ-91 постановлено главному врачу ЦГБ Марченко обеспечить медицинское обслуживание всего населения города, в том числе жителей поселков.

Таким образом, установлено, что ЦГБ-МСЧ выполняла функцию управления здравоохранением города, что согласно приложению к номенклатуре учреждений фактически являлось функцией ЦГБ.

Из Уставов МУЗ «Нижнетуринсккая ЦГБ-МСЧ» 1994, 1996,1999,2006 годов видно, что учреждение являлось лечебно-профилактическим и целями и предметом деятельности являлись: оказание медицинской помощи всему населению города и входящих в него поселков, что не оспаривалось ответчиком, поэтому Нижнетуринская ЦГБ-МСЧ фактически не могла являться медсанчастью, а по сути являлась Центральной городской больницей. Установлено, что наименование ЦГБ-МСЧ было введено учредителями по небрежности, так как по решению областного комитета СНД изначально предусматривалось создание именно Центральной городской больницы.

Постановлением Главы администрации МО «Нижнетуринский район» № 100 от 20.02.1997 года постановлено зарегистрировать новый устав МУЗ «Нижнетуринская ЦГБ». На основании этого постановления главврачом больницы издан приказ за № 40 от 28.02.1997 года, которым приказано организовать МУЗ «Нижнетуринская ЦГБ» и в связи с изменением наименования учреждения внести изменения в трудовые книжки работников бывшей ЦГБ-МСЧ.

Из трудовой книжки истца видно, что работодателем внесены изменения в трудовую книжку в части наименования учреждения.

Таким образом, на момент выхода в 1999 году первой Номенклатуры медицинских учреждений наименование больницы уже было приведено в соответствие.

Истец работала в должности среднего медицинского персонала - фельдшера.

Неверное наименование учреждения в конечном итоге нарушает право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как вины работника в неверном наименовании муниципального учреждения здравоохранения нет, в спорный период работы в Нижнетуринской ЦГБ-МСЧ истец занимала должность среднего медицинского персонала - фельдшера разъездной бригады отделения скорой медицинской помощи пос. Ис, поэтому независимо от наименования лечебного учреждения, указанный спорный период должен быть включен в ее трудовой специальный стаж, поскольку в указанный период декретного отпуска истец находилась на больничном листе и за ней сохранялось место работы и заработная плата.

Таким образом, при зачете вышеуказанного периода деятельности истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на дату ее обращения к ответчику она имела необходимый для назначения льготной пенсии 25-летний стаж работы (24 года 08 месяцев 27 дней + 03 мес. 18 дн. = 25 лет 15 дней).

В соответствии со ст. 19 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с <дата>.

Учитывая, что истица отказалась от взыскания судебных расходов по госпошлине, суд судебные расходы в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика не взыскивает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда России в городе Нижняя Тура Свердловской области включить в специальный трудовой стаж Сараевой С. В. в календарном исчислении декретный отпуск с <дата> по <дата> в период работы фельдшером разъездной бригады отделения скорой медицинской помощи пос. Ис Нижнетуринской ЦГБ-МСЧ и назначить досрочную трудовую пенсию с 13 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: