Решение по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц.



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 21 сентября 2010г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Первовой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Нижнесергинского района Колосовой С.В.,

при секретаре Белавиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Нижнесергинского района в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 2 г. Нижние Серги о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 2 г. Нижние Серги о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой в рамках соблюдения законодательства в сфере обеспечения муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района мягким инвентарем, в т.ч. МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги, установлено, что данное дошкольное учреждение посещают по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 30 воспитанников, для каждого из которых должно иметься в наличии отдельное койка-место с постельными принадлежностями и мягким инвентарем (подушка, одеяло, матрас, пододеяльник, наволочка, простыня, полотенце). Срок износа постельных принадлежностей составляет: наволочки верхние - 2 года; простыни, пододеяльник - 3 года, подушки - 10 лет, одеяло теплое - 5 лет, полотенце - 1 год. МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги за последние 5 лет фактически учреждением приобретены следующие постельные принадлежности: в 2005г. – подушки 1 шт., наволочки 21 шт., простыни 50 шт., полотенца 53 шт. В детском саду фактическое количество воспитанников составляет 30 человек. Приобретенное в 2005г. количество постельных принадлежностей является недостаточным для обеспечения воспитанников детсада. Такие принадлежности как пододеяльники, теплые одеяла в течение последних 5 лет не приобретались. Денежные средства на данные цели учреждению в 2005г., в 2008г. выделялись только частично, в 2006-2007гг., в 2009г., и за 5 мес. 2010г. денежные средства вообще не выделялись. Срок износа постельных принадлежностей – полотенец, наволочек, простыней, пододеяльников, одеял давно истек. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются информацией заведующей детским садом и Управления образования Нижнесергинского муниципального района и свидетельствуют о нарушении МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.8.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и Норм оборудования детских садов, детских яслей и родильных домов мягким инвентарем и постельными принадлежностями согласно приложению № 11-13, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949 года № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшении их работы», что недопустимо. МДОУ № 2 детский сад г. Нижние Серги является муниципальным учреждением. Учредителем его является Управление образования Нижнесергинского муниципального района (структурное подразделение администрации Нижнесергинского муниципального района). Невыполнение МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги требований законодательства по обеспечению безопасности образовательного процесса, нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия воспитания и обучения, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время образовательного процесса и во время их нахождения в учреждении.

Просит обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МДОУ детский сад № 2 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора Нижнесергинского района Колосова С.В. исковые требования уточнила. Просила обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МДОУ детский сад № 2 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в настоящее время закладывается бюджет на 2011г. и в 2010г. финансирование провести невозможно.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги Бирбасова Е.Л. с иском прокурора согласна. Суду пояснила, что при финансировании приобретут мягкий инвентарь в количестве 40 штук каждого вида в срок до ДД.ММ.ГГГГ У них есть постельное белье в хорошем состоянии, хотя срок эксплуатации закончен и белье подлежит списанию.

Представитель ответчика - администрации Нижнесергинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.57).

Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что считает неправильным привлечение администрации Нижнесергинского муниципального района к участию в деле в качестве ответчика. Данная позиция объясняется тем, что, согласно пп.5 п.1 ст.20 Устава Нижнесергинского муниципального района, Управление образования Нижнесергинского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления, является уполномоченным органом местного самоуправления в сфере образования, а также учредителем муниципальных образовательных учреждений. Считает надлежащим ответчиком Управление образования Нижнесергинского муниципального района (л.д.57).

Представитель ответчика – Управления образования Нижнесергинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что при формировании проекта бюджета были учтены все расходы согласно нормативным документам. Оценка расходных полномочий на содержание образовательных учреждений определялась по методике планирования бюджетных ассигнований на 2010г. Плановые расходы образовательных учреждений превышают лимиты по нормативам. Значительное место в затратах занимают коммунальные услуги, противопожарные мероприятия и антитеррористическая безопасность. Невыполнение этих требований влечет за собой предписания надзорных органов. Для исполнения законодательства Российской Федерации необходимы дополнительные средства. В связи с этим на добавление бюджетных ассигнований, для осуществления деятельности образовательных учреждений, выполнения Закона РФ «Об образовании» и других нормативных требований законодательства были написаны письма на имя главы администрации Нижнесергинского муниципального района, главы Нижнесергинского муниципального района. При выделении дополнительных средств из местного бюджета будет произведено полное финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района на приобретение мягкого инвентаря (л.д.54).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

В соответствии с ч.1 ст.51 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п.12, п.15, п.17 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

МДОУ детский сад № 2 г. Нижние Серги является юридическим лицом, согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.15), поставлен на учет в налоговом органе (л.д.16) и имеет право осуществления образовательной деятельности, согласно лицензии от 27.02.2006г. (л.д.14), предельная численность контингента обучающихся воспитанников – 40 человек (л.д.14).

Согласно Уставу МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги, учреждение является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого является Управление образования Нижнесергинского муниципального района. Одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Учреждение обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закрепленное собственником за учреждением (л.д.26-45).

На 01.08.2010г. количество воспитанников по лицензии составляет 40 человек, детский сад посещает 31 ребенок (л.д.12).

МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги вышеуказанные нормы действующего законодательства не исполняются.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003, установлено, что на каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников) (п.2.8.17).

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949г. N 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы», срок износа составляет: полотенец детских-1 год, салфеток-2 года, наволочек верхних-2 года, наволочек набивных-4 года, простыней-3 года, пододеяльников-3 года, подушек-10 лет, матраца-5 лет, одеяла теплого-5 лет, одеяла байкового-5 лет.

Согласно информации, представленной МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги, следует, что дошкольным учреждением расходованы денежные средства на приобретение мягкого инвентаря в 2005г., в 2008г., в том числе в 2005г. было приобретено: 1 подушка, 21 наволочка, 50 простыней, 53 полотенца; в 2008г. было приобретено 20 полотенец (л.д.6).

Указанные выше сведения подтверждаются информацией Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 24.06.2010г. о финансировании дошкольного учреждения в части приобретения мягкого инвентаря в 2005г., 2008г. (л.д.8).

МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги представлены копии смет расходов на 2006г., 2007г., 2009г., 2010г. (л.д.18-25). Согласно данным сметам, на приобретение мягкого инвентаря детским садом расходы были предусмотрены в 2006г., 2007г., 2009г. Согласно смете на 2010г., расходы дошкольного учреждения составляют 2193358 руб. На приобретение мягкого инвентаря в 2010г. детским садом расходы не предусмотрены (л.д.18, 19).

О том, что в дошкольном учреждении срок эксплуатации постельного белья закончен и оно подлежит списанию заведующая дошкольного учреждения Бирбасова Е.Л. подтвердила в судебном заседании. Данный факт суд считает установленным.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги был представлен письменный отзыв, согласно которому в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1249-03 на каждого ребенка необходимо иметь 3 комплекта постельного белья, включая полотенца для лица и ног. На данный момент в дошкольном учреждении имеются постельные принадлежности по 3 комплекта на каждого ребенка, но срок носки их истек. Приобретение мягкого инвентаря возможно только при выделении денежных средств. Обязуется незамедлительно приобрести новые комплекты постельного белья в случае поступления финансовых средств на данную статью расходов (л.д.11).

В обоснование доводов представлена суду копия письма заведующей дошкольным учреждением Бирбасовой Е.Л. на имя начальника Управления образования от 19.08.2010г., о выделении денежных средств на приобретение мягкого инвентаря на общую сумму 76800 руб. (л.д. 13).

Данное письмо подтверждает, что руководство МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги обратилось в вышестоящую инстанцию с просьбой о выделении необходимых денежных средств на приобретение мягкого инвентаря только после проведенной прокуратурой Нижнесергинского района проверки и выявления нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

О выделении дополнительных денежных средств дошкольному учреждению на приобретение мягкого инвентаря суду Управлением образования Нижнесергинского муниципального района доказательств не представлено. Согласно письменному отзыву, представленному суду Управлением образования, финансирование дошкольных образовательных учреждений на приобретение мягкого инвентаря будет произведено при выделении дополнительных средств из местного бюджета.

Решением Думы Нижнесергинского муниципального образования от 26.05.2005г. № 85 принят Устав Нижнесергинского муниципального района.

В п.1 ч.1 ст.5 Устава указано, что к вопросам местного значения Нижнесергинского муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Нижнесергинского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно ч.6 ст.20 Устава, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, в состав которых входит и управление образования Нижнесергинского муниципального района (п.5 ч.1 ст.20 Устава), осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

Администрация Нижнесергинского муниципального района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения… (ч.1 ст.29 Устава).

К полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района относятся формирование и исполнение местного бюджета (п.1 ч.1 ст.30 Устава).

Управление образования Нижнесергинского муниципального района является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Нижнесергинского муниципального района в сфере управления образованием. Расходы на обеспечение деятельности Управления образования Нижнесергинского муниципального района осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов (ч.1, ч.6 ст.33 Устава).

Таким образом, финансирование Управления образования, который в свою очередь уполномочен решать вопросы местного значения в сфере управления образованием, осуществляется за счет местного бюджета, формирование и исполнение которого относится к полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района. Доводы ответчика администрации Нижнесергинского муниципального района о том, что считает неправильным привлечение администрации Нижнесергинского муниципального района к участию в деле в качестве ответчика, суд считает необоснованными. Администрация Нижнесергинского муниципального района по настоящему гражданскому делу является надлежащим ответчиком.

Администрацией Нижнесергинского муниципального района, Управлением образования Нижнесергинского муниципального района, а также МДОУ детским садом № 2 г. Нижние Серги не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил.

Воспитанниками учреждения являются малолетние дети в возрасте от 1,5 до 7 лет, количество которых 40 человек, и бездействие со стороны ответчиков по своевременному финансированию и приобретению мягкого инвентаря может причинить вред здоровью детей. До осуществления проверки прокуратурой Нижнесергинского района ответчиками не принимались меры к соблюдению действующих санитарных норм и к обеспечению дошкольного учреждения мягким инвентарем.

Отсутствие денежных средств на данные цели в местном бюджете не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МДОУ детском саду № 2 г. Нижние Серги.

Со сроком приобретения мягкого инвентаря до 01.07.2011г. ответчик МДОУ № 2 согласился. Суд также считает его обоснованным, поскольку необходимо решить вопрос о формировании денежных средств на данные цели в местном бюджете на 2011 год. Кроме того, в смете расходов детского сада на 2010г. выделение денежных средств на приобретение мягкого инвентаря не предусмотрено.

Что касается количества приобретения мягкого инвентаря – 40 штук, то оно соответствует количеству воспитанников МДОУ детского сада № 2 г. Нижние Серги, указанному в лицензии (л.д.14).

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 г. Нижние Серги в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 40 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 г. Нижние Серги в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья Е.В. Первова