Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 14 сентября 2010г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Первовой Е.В.,
с участием заместителя прокурора Нижнесергинского района Колосовой С.В.,
при секретаре Белавиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Нижнесергинского района в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Бисертского городского округа, Отделу образования Бисертского городского округа, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 4 - детскому саду «Одуванчик» с. Киргишаны о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Бисертского городского округа, Отделу образования Бисертского городского округа, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 4 - детскому саду «Одуванчик» с. Киргишаны о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой в рамках соблюдения законодательства в сфере обеспечения муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района мягким инвентарем МДОУ № 4 - детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны, установлено, что данное дошкольное учреждение посещают по состоянию на 01.06.2010 года 18 воспитанников, для каждого из которых должно иметься в наличии отдельное койка-место с постельными принадлежностями и мягким инвентарем (подушка, одеяло, матрас, пододеяльник, наволочка, простыня, полотенце). Срок износа постельных принадлежностей составляет: наволочки верхние - 2 года; простыни, пододеяльник - 3 года, подушки - 10 лет, одеяло теплое - 5 лет, полотенце - 1 год. МДОУ № 4 - детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны за последние 5 лет фактически учреждением приобретенные следующие постельные принадлежности: в 2006г. – пододеяльники 10 шт.; в 2007г. – подушки 16 шт., наволочки 16 шт., простыни 16 шт. В детском саду фактическое количество воспитанников составляет 18 человек. Приобретенное количество постельных принадлежностей является недостаточным для обеспечения воспитанников детсада. Срок износа постельных принадлежностей – полотенец, наволочек, простыней, пододеяльников и подушек давно истек. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются информацией заведующей детским садом и Отдела образования и свидетельствуют о нарушении МДОУ № 4 - детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.8.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и Норм оборудования детских садов, детских яслей и родильных домов мягким инвентарем и постельными принадлежностями согласно приложению № 11-13, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949 года № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшении их работы», что недопустимо. МДОУ № 4 - детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны является муниципальным учреждением. Учредителем его является Отдел образования Бисертского городского округа (структурное подразделение администрации Бисертского городского округа). Невыполнение МДОУ № 4 - детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны требований законодательства по обеспечению безопасности образовательного процесса, нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия воспитания и обучения, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время образовательного процесса и во время их нахождения в учреждении.
Просит обязать администрацию Бисертского городского округа через Отдел образования Бисертского городского округа произвести полное финансирование МДОУ № 4 - детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года. Обязать МДОУ № 4 - детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Нижнесергинского района Колосова С.В. исковые требования уточнила. Просила обязать администрацию Бисертского городского округа через Отдел образования Бисертского городского округа произвести полное финансирование МДОУ № 4 – детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011г.; обязать МДОУ № 4 -детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01.07.2011г., поскольку в настоящее время закладывается бюджет на 2011г. и в 2010г. финансирование провести невозможно.
Представитель ответчика - заведующая МДОУ - детским садом № 4 «Одуванчик» с. Киргишаны Евдокимова Н.Н. с иском прокурора согласна. Суду пояснила, что при финансировании приобретут мягкий инвентарь в количестве 25 штук каждого вида в срок до 01 июля 2011г. У них есть постельное белье в хорошем состоянии, хотя срок эксплуатации закончен и оно подлежит списанию.
Представитель ответчика - администрации Бисертского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.39, 40).
Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования к администрации Бисертского городского округа предъявлены необоснованно, по следующим основаниям: согласно ст.19 Устава Бисертского городского округа, Отдел образования – орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления образованием и молодежной политики, согласно ст.32 Устава Бисертского городского округа, Отдел образования является органом местного самоуправления в сфере образования и молодежной политики, осуществляющим организацию, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждения, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. Считает администрацию Бисертского городского округа по данному иску ненадлежащим ответчиком (л.д.25).
Представитель ответчика – Отдела образования Бисертского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.41, 42).
Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что Отделом образования был издан приказ от 27.08.2009 г. № 82 «Об организации работы по охране труда, обеспечению безопасности образовательного процесса, соблюдении образовательными учреждениями прав детей на безопасные условия обучения», в котором обращается внимание руководителей образовательных учреждений на соблюдение санитарных правил и норм. В течение 2009-2010гг. составлялись письма на имя Главы Бисертского городского округа, начальника финансового отдела в Бисертском городском округе, в Думу Бисертского городского округа о выделении дополнительных денежных средств муниципальным дошкольным образовательным учреждениям. Для бюджетных учреждений существует такое понятие, как «защищенные статьи», по которым недофинансирование в пределах тарифов запрещено. Расходы на заработную плату - это самая важная защищенная статья. Далее следуют расходы по налогам с заработной платы (ЕСН) и коммунальные платежи, которые необходимо финансировать для нормальной работы учебных заведений. Расходы на заработную плату и налоги д/с «Одуванчик» - 67% сметы расходов, расходы на коммунальные платежи и услуги связи д/с «Одуванчик» - 23% сметы расходов. Кроме того, расходы на оплату услуг по содержанию здания, оплату медосмотров, бак.анализов, проведение вакцинации и т.д. составляют в среднем от 3% до 6% сметы расходов. Оставшиеся суммы составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских и хозяйственных товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и, в том числе, на приобретение постельных принадлежностей. Родительская плата, полностью направляется на возмещение затрат на питание. Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям. Увеличение размеров заработной платы, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах. При росте затрат на содержание детей, выделяемые из бюджета средства не обеспечивают 100% необходимых учреждению средств для нормального функционирования. В силу этих объективных обстоятельств постельные принадлежности, полотенца приобретались в последние 2-3 года дошкольными образовательными учреждениями только на вновь открываемые группы. В адрес Отдела образования от руководителей дошкольных образовательных учреждений обращений по поводу выделения денежных средств на приобретение мягкого инвентаря не поступало (л.д.10-11).
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.51 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.12, п.15, п.17 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
МДОУ № 4 – детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны является юридическим лицом, согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.34), поставлен на учет в налоговом органе (л.д.35) и имеет право осуществления образовательной деятельности, согласно лицензии от 23.05.2007г., предельная численность контингента обучающихся воспитанников – 25 человек (л.д.32, 33).
Из приказа № 82 от 27.08.2009г. следует, что руководитель МДОУ № 4 – детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны Евдокимова Н.Н. обязана выполнить обучающимися и работниками образовательного учреждения требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в образовательном учреждении, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, организацию их лечебно-профилактического обслуживания, соблюдение оптимальных режимов труда, обучения и отдыха (л.д.11-16).
МДОУ № 4 – детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны вышеуказанные нормы действующего законодательства не исполняются.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003, установлено, что на каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников) (п.2.8.17).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949г. N 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы», срок износа составляет: полотенец детских-1 год, салфеток-2 года, наволочек верхних-2 года, наволочек набивных-4 года, простыней-3 года, пододеяльников-3 года, подушек-10 лет, матраца-5 лет, одеяла теплого-5 лет, одеяла байкового-5 лет.
Согласно информации МДОУ № 4 – детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны от 24.06.2010г., имеющейся в материалах дела (л.д.6), следует, что дошкольным учреждением расходованы денежные средства на приобретение мягкого инвентаря в 2006г., в 2007г. и в течение 5 мес. 2010г., в том числе в 2006г. было приобретено 10 пододеяльников, в 2007г. приобретено 16 подушек, 16 наволочек, 16 простыней (л.д.7).
Указанные выше сведения подтверждаются информацией Отдела образования Бисертского городского округа от 26.07.2010г. о финансировании дошкольного учреждения в части приобретения мягкого инвентаря за 2005-текущий период 2010гг. (л.д.8).
О том, что в дошкольном учреждении срок эксплуатации постельного белья закончен и оно подлежит списанию заведующая дошкольного учреждения Евдокимова Н.Н. подтвердила в судебном заседании. Данный факт суд считает установленным.
В соответствии с ч.4 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).
Ответчиком Отделом образования Бисертского городского округа представлен суду письменный отзыв, в котором указано, что Отделом образования были составлены письма о выделении дополнительных денежных средств муниципальным дошкольным образовательным учреждениям.
В подтверждение доводов ответчиком представлены письменные доказательства.
Из представленных писем следует, что только 29.06.2010г. начальник Отдела образования Бисертского городского округа Сорокалетовских М.О. обращалась с письмом на имя Главы Бисертского городского округа, Председателя Думы Бисертского городского округа о выделении дополнительных финансовых средств МДОУ № 4 – детскому саду «Одуванчик» на ремонт фундамента в размере 133,5 тыс. руб. (л.д.21).
О выделении дополнительных денежных средств дошкольному учреждению на приобретение мягкого инвентаря суду Отделом образования Бисертского городского округа доказательств не представлено.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком МДОУ № 4 – детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны был представлен письменный отзыв, согласно которому финансирование дошкольного учреждения происходит из местного бюджета, выделяемых средств хватает на зарплату, оплату коммунальных услуг, организацию питания детей, приобретение необходимых товаров (моющих и дезинфицирующих средств, медикаментов и т.д.) и проведение аварийных ремонтов. Мягкий инвентарь в МДОУ № 4 находится в удовлетворительном состоянии в связи с чем, он не приобретался в количестве, предусмотренном нормами. Составлена смета на приобретение мягкого инвентаря и направлено письмо Главе администрации БГО, Председателю Думы БГО и начальника Отдела образования с просьбой о выделении необходимых средств (л.д.30).
В обоснование доводов представлена суду копия письма заведующей МДОУ № 4 Евдокимовой Н.Н. на имя Главы администрации Бисертского городского округа, Председателя Думы БГО, начальника Отдела образования БГО от 20.08.2010г., о выделении в связи с предписанием прокуратуры средств на приобретение теплых одеял, матрацев, подушек, комплектов постельного белья, полотенец, ткани для наматрасников на общую сумму 45450 руб. (л.д.31).
Данное письмо подтверждает, что руководство МДОУ № 4 – детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны обратилось в вышестоящие инстанции с просьбой о выделении необходимых денежных средств на приобретение мягкого инвентаря только после проведенной прокуратурой Нижнесергинского района проверки и выявления нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Доводы ответчика администрации Бисертского городского округа о том, что исковые требования к нему предъявлены необоснованно и является по данному иску ненадлежащим ответчиком, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Решением Думы МО Бисертское 09.06.2005г. № 18 принят Устав Бисертского городского округа.
В п.1 ч.1 ст.5 Устава указано, что к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ч.6 Устава, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.
Администрация городского округа – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения в границах городского округа… (ч.1 ст.28 Устава).
К полномочиям администрации городского округа относятся формирование и исполнение местного бюджета (п.1 ч.1 ст.29 Устава).
Отдел образования Бисертского городского округа является органом местного самоуправления в сфере образования и молодежной политики, осуществляющим организацию, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. Расходы на обеспечение деятельности муниципального органа осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов и финансируется из бюджета Бисертского городского округа, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации (ч.1, ч.6 ст.32 Устава).
Судом установлено, что финансирование Отдела образования осуществляется за счет местного бюджета, формирование и исполнение которого относится к полномочиям администрации Бисертского городского округа.
Таким образом, администрация Бисертского городского округа по настоящему гражданскому делу является надлежащим ответчиком.
Администрацией Бисертского городского округа и Отделом образования Бисертского городского округа, а также МДОУ № 4 – детским садом «Одуванчик» с. Киргишаны не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил.
Воспитанниками учреждения являются малолетние дети и бездействие со стороны ответчиков по своевременному финансированию и приобретению мягкого инвентаря может причинить вред здоровью детей.
Отсутствие денежных средств на данные цели в местном бюджете не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МДОУ № 4 – детском саду «Одуванчик» с. Киргишаны.
Со сроком приобретения мягкого инвентаря до 01.07.2011г. ответчик МДОУ № 4 согласился. Суд также считает его обоснованным, поскольку необходимо решить вопрос о формировании денежных средств на данные цели в местном бюджете на 2011 год.
Что касается количества приобретения мягкого инвентаря - 25 штук, то оно соответствует количеству воспитанников МДОУ № 4 – детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны, указанному в лицензии (л.д.33).
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подлежит взысканию с администрации Бисертского городского округа, Отдела образования Бисертского городского округа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 - детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей с каждого.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Бисертского городского округа через Отдел образования Бисертского городского округа произвести полное финансирование Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 – детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 4 - детский сад «Одуванчик» с. Киргишаны приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 25 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.
Взыскать с администрации Бисертского городского округа, Отдела образования Бисертского городского округа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 - детского сада «Одуванчик» с. Киргишаны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.
Судья Е.В. Первова