Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 14 сентября 2010г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Первовой Е.В.,
с участием заместителя прокурора Нижнесергинского района Колосовой С.В.,
при секретаре Белавиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Нижнесергинского района в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад д. Контуганово» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, к МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой в рамках соблюдения законодательства в сфере обеспечения муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района мягким инвентарем, в т.ч. структурного подразделения МОУ «Начальная школа – детский сад д. Контуганово», установлено, что данное дошкольное учреждение посещают по состоянию на 01.06.2010 года 8 воспитанников, для каждого из которых должно иметься в наличии отдельное койка-место с постельными принадлежностями и мягким инвентарем (подушка, одеяло, матрас, пододеяльник, наволочка, простыня, полотенце). Срок износа постельных принадлежностей составляет: наволочки верхние - 2 года; простыни, пододеяльник - 3 года, подушки - 10 лет, одеяло теплое - 5 лет, полотенце - 1 год. Структурным подразделением МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» за последние 5 лет фактически не приобретались постельные принадлежности. Срок износа постельных принадлежностей – полотенец, наволочек, простыней, пододеяльников, теплых одеял, подушек истек. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются информацией Управления образования Нижнесергинского муниципального района и свидетельствуют о нарушении структурным подразделением МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.8.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и Норм оборудования детских садов, детских яслей и родильных домов мягким инвентарем и постельными принадлежностями согласно приложению № 11-13, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949 года № 2004 «О мероприятиях по расширении сети детских учреждений и родильных домов и улучшении их работы», что недопустимо. Структурное подразделение МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» является муниципальным учреждением. Учредителем его является Управление образования Нижнесергинского муниципального района (структурное подразделение администрации Нижнесергинского муниципального района). Невыполнение структурным подразделением МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» требований законодательства по обеспечению безопасности образовательного процесса, нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия воспитания и обучения, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время образовательного процесса и во время их нахождения в учреждении.
Просит обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование структурного подразделения МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 8 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года. Обязать структурное подразделение МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 8 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Нижнесергинского района Колосова С.В. исковые требования уточнила. Просила обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 8 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011г.; обязать МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 8 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011г., поскольку в настоящее время закладывается бюджет на 2011г. и в 2010г. финансирование провести невозможно.
Представитель ответчика МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» Гакашина Г.Г. с иском прокурора согласна. Суду пояснила, что при финансировании приобретут мягкий инвентарь в количестве 8 штук каждого вида в срок до 01 июля 2011г. У них есть постельное белье в хорошем состоянии, хотя срок эксплуатации закончен и белье подлежит списанию.
Представитель ответчика – Управления образования Нижнесергинского муниципального района Демина Н.С., действующая по доверенности, с требованиями прокурора согласна. Суду пояснила, что в настоящее время планируется бюджет на 2011г. В 2010г. провести финансирование невозможно в связи с большими затратами. Считает срок проведения мероприятий до 01.07.2011г. реальным.
Представитель ответчика - администрации Нижнесергинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).
В соответствии с ч.1 ст.51 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.12, п.15, п.17 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» является юридическим лицом, согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.23), поставлен на учет в налоговом органе (л.д.24).
Согласно Уставу МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово», учреждение является муниципальным учреждением, учредителем которого является Управление образования Нижнесергинского муниципального района. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закрепленное собственником за учреждением (л.д.17-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003, установлено, что на каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников) (п.2.8.17).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949г. N 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы», срок износа составляет: полотенец детских-1 год, салфеток-2 года, наволочек верхних-2 года, наволочек набивных-4 года, простыней-3 года, пододеяльников-3 года, подушек-10 лет, матраца-5 лет, одеяла теплого-5 лет, одеяла байкового-5 лет.
МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» представлены копии оборотных ведомостей по товаро-материальным счетам количественного учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации, за 2007г. В перечень данных предметов входит мягкий инвентарь (л.д.11-13).
В смету расходов детского сада за 2008г., 2009г. расходы на приобретение мягкого инвентаря включены только в смету за 2008г. На 2010г. в смету включены расходы на приобретение 10 комплектов постельного белья (л.д.14-16, 25-28).
Согласно информации Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 24.06.2010г., финансирование МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» в части приобретения мягкого инвентаря за период с 2005-5 мес. 2010гг. не проводилось (л.д.7).
Доказательств выделения МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» средств для приобретения постельного белья и приобретения его детским садом в 2010г. суду не представлено.
Управлением образования Нижнесергинского муниципального района представлен письменный отзыв, согласно которому при формировании проекта бюджета были учтены все расходы согласно нормативным документам. Оценка расходных полномочий на содержание образовательных учреждений определялась по методике планирования бюджетных ассигнований на 2010г. Плановые расходы образовательных учреждений превышают лимиты по нормативам. Значительное место в затратах занимают коммунальные услуги, противопожарные мероприятия и антитеррористическая безопасность. Невыполнение этих требований влечет за собой предписания надзорных органов. Для исполнения законодательства Российской Федерации необходимы дополнительные средства. В связи с этим на добавление бюджетных ассигнований, для осуществления деятельности образовательных учреждений, выполнения Закона РФ «Об образовании» и других нормативных требований законодательства были написаны письма на имя главы администрации Нижнесергинского муниципального района, главы Нижнесергинского муниципального района. При выделении дополнительных средств из местного бюджета будет произведено полное финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района на приобретение мягкого инвентаря (л.д.29).
О том, что в детском саду срок эксплуатации постельного белья закончен и оно подлежит списанию руководитель учреждения Гакашина Г.Г. подтвердила в судебном заседании. Данный факт суд считает установленным.
Решением Думы Нижнесергинского муниципального образования от 26.05.2005г. № 85 принят Устав Нижнесергинского муниципального района.
В п.1 ч.1 ст.5 Устава указано, что к вопросам местного значения Нижнесергинского муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Нижнесергинского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ч.6 ст.20 Устава, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, в состав которых входит и управление образования Нижнесергинского муниципального района (п.5 ч.1 ст.20 Устава), осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.
Администрация Нижнесергинского муниципального района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения… (ч.1 ст.29 Устава).
К полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района относятся формирование и исполнение местного бюджета (п.1 ч.1 ст.30 Устава).
Управление образования Нижнесергинского муниципального района является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Нижнесергинского муниципального района в сфере управления образованием. Расходы на обеспечение деятельности Управления образования Нижнесергинского муниципального района осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов (ч.1, ч.6 ст.33 Устава).
Таким образом, финансирование Управления образования, который в свою очередь уполномочен решать вопросы местного значения в сфере управления образованием, осуществляется за счет местного бюджета, формирование и исполнение которого относится к полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района.
Администрацией Нижнесергинского муниципального района, Управлением образования Нижнесергинского муниципального района, а также МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил.
Воспитанниками учреждения являются малолетние дети и бездействие со стороны ответчиков по своевременному финансированию и приобретению мягкого инвентаря может причинить вред здоровью детей. До осуществления проверки прокуратурой Нижнесергинского района ответчиками не принимались меры к соблюдению действующих санитарных норм и к обеспечению дошкольного учреждения мягким инвентарем.
Отсутствие денежных средств на данные цели в местном бюджете не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово».
Со сроком и количеством приобретения мягкого инвентаря до 01.07.2011г. представители ответчиков МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» и Управления образования Нижнесергинского муниципального района согласились. Суд также считает его обоснованным, поскольку необходимо решить вопрос о формировании денежных средств на данные цели в местном бюджете на 2011 год. Кроме того, в смете расходов детского сада на 2010г. выделение денежных средств на приобретение мягкого инвентаря не предусмотрено.
Относительно количества приобретения мягкого инвентаря - 8 штук, ответчиками возражений не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подлежит взысканию с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, МОУ «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей с каждого.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) в количестве 8 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) в количестве 8 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.
Взыскать с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад д. Контуганово» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.
Судья Е.В. Первова