Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 24 сентября 2010г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Первовой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Нижнесергинского района Колосовой С.В.,

при секретаре Белавиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора Нижнесергинского района в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципальному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № 6 г. Нижние Серги о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту конституционного права неопределенного круга лиц к администрации Нижнесергинского муниципального района, Управлению образования Нижнесергинского муниципального района, МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги о понуждении к совершению действий

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой в рамках соблюдения законодательства в сфере обеспечения муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района мягким инвентарем, в т.ч. МДОУ детского сада, являющегося структурным подразделением МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги, установлено, что данное дошкольное учреждение посещают по состоянию на 01.06.2010 года 76 воспитанников, для каждого из которых должно иметься в наличии отдельное койка-место с постельными принадлежностями и мягким инвентарем (подушка, одеяло, матрас, пододеяльник, наволочка, простыня, полотенце). Срок износа постельных принадлежностей составляет: наволочки верхние - 2 года; простыни, пододеяльник - 3 года, подушки - 10 лет, одеяло теплое - 5 лет, полотенце - 1 год. За последние 5 лет учреждением фактически приобретены следующие постельные принадлежности: в 2006г. – теплые одеяла 20 шт., комплект постельного белья 15 шт., полотенца 30 шт.; в 2007г. – подушки 20 шт., простыни 20 шт., теплые одеяла 40 шт., полотенца 40 шт., покрывала 20 шт., комплект постельного белья 40 шт.; в 2008г. – теплые одеяла 20 шт., полотенца 20 шт., комплект постельного белья 30 шт. Приобретенное в 2006-2008гг. количество постельных принадлежностей является недостаточным для обеспечения ими всех воспитанников детского сада. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются информацией заведующей детским садом и Управления образования Нижнесергинского муниципального района и свидетельствуют о ответчиком требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.8.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и Норм оборудования детских садов, детских яслей и родильных домов мягким инвентарем и постельными принадлежностями согласно приложению № 11-13, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949 года № 2004 «О мероприятиях по расширении сети детских учреждений и родильных домов и улучшении их работы», что недопустимо. Учредителем муниципального учреждения является Управление образования Нижнесергинского муниципального района (структурное подразделение администрации Нижнесергинского муниципального района). Невыполнение ответчиком требований законодательства по обеспечению безопасности образовательного процесса, нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия воспитания и обучения, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье во время образовательного процесса и во время их нахождения в учреждении.

Просит обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) для его структурного подразделения – МДОУ детского сада, согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 90 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года. Обязать МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 90 шт. каждого вида постельных принадлежностей, в срок до 01.01.2011 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Нижнесергинского района Колосова С.В. исковые требования уточнила. Просила обязать администрацию Бисертского городского округа через Отдел образования Бисертского городского округа произвести полное финансирование МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 90 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011г.; обязать МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) согласно количеству детей детского сада в соответствии с лицензией, т.е. в количестве 90 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01.07.2011г., поскольку в настоящее время закладывается бюджет на 2011г. и в 2010г. финансирование провести невозможно.

Представитель ответчика – директор МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги Бирбасова И.С. с иском прокурора согласна. Суду пояснила, что при финансировании приобретут мягкий инвентарь в количестве 90 штук каждого вида в срок до 01 июля 2011г. У них есть постельное белье в хорошем состоянии, хотя срок эксплуатации закончен и оно подлежит списанию.

Представитель ответчика - администрации Нижнесергинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.18).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

В соответствии с ч.1 ст.51 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п.12, п.15, п.17 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги является юридическим лицом, согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.54), поставлен на учет в налоговом органе (л.д.53) и имеет право осуществления образовательной деятельности, согласно лицензии от 01.09.2002г. (л.д.52).

Согласно Уставу МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги, учреждение является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого является Управление образования Нижнесергинского муниципального района. Учреждение обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закрепленное собственником за учреждением (л.д.22-43).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003, установлено, что на каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников) (п.2.8.17).

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18.05.1949г. N 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы», срок износа составляет: полотенец детских-1 год, салфеток-2 года, наволочек верхних-2 года, наволочек набивных-4 года, простыней-3 года, пододеяльников-3 года, подушек-10 лет, матраца-5 лет, одеяла теплого-5 лет, одеяла байкового-5 лет.

Согласно информации, представленной МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги, следует, что дошкольным учреждением расходованы денежные средства на приобретение мягкого инвентаря в 2006г.-2008г., в том числе было приобретено в 2006г. – 15 комплектов постельного белья, 30 полотенец, 20 теплых одеял; в 2007г. – по 40 шт. комплектов постельного белья, полотенец, теплых одеял, по 20 шт. покрывал, простыней, подушек; в 2008г. – 30 шт. комплектов постельного белья, по 20 шт. полотенец, теплых одеял (л.д.10-11).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги был представлен письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями согласна, т.к. СанПиН 2.4.1.124 9-03 обязательно иметь по 3 комплекта постельного белья, включая полотенца, на каждого воспитанника. На данный момент отсутствует достаточное количество постельного белья, приобретение которого возможно только при выделении денежных средств администрацией Нижнесергинского муниципального района учредителю. В случае поступления финансовых средств обязуются приобрести постельное белье (л.д.44).

Сметой на 2010г. образовательного учреждения приобретение мягкого инвентаря не предусмотрено (л.д.46-49).

После проведенной проверки МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги направлена в Управление образования заявка на выделение денежных средств на приобретение мягкого белья (л.д.45).

Согласно информации Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 24.06.2010г., финансирование дошкольного учреждения в части приобретения мягкого инвентаря производилось в 2006г.-2008г. (л.д.13).

Управлением образования Нижнесергинского муниципального района представлен письменный отзыв, согласно которому при формировании проекта бюджета были учтены все расходы согласно нормативным документам. Оценка расходных полномочий на содержание образовательных учреждений определялась по методике планирования бюджетных ассигнований на 2010г. Плановые расходы образовательных учреждений превышают лимиты по нормативам. Значительное место в затратах занимают коммунальные услуги, противопожарные мероприятия и антитеррористическая безопасность. Невыполнение этих требований влечет за собой предписания надзорных органов. Для исполнения законодательства Российской Федерации необходимы дополнительные средства. В связи с этим на добавление бюджетных ассигнований, для осуществления деятельности образовательных учреждений, выполнения Закона РФ «Об образовании» и других нормативных требований законодательства были написаны письма на имя главы администрации Нижнесергинского муниципального района, главы Нижнесергинского муниципального района. При выделении дополнительных средств из местного бюджета будет произведено полное финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнесергинского муниципального района на приобретение мягкого инвентаря (л.д.54).

В судебном заседании директор МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги и представитель Управления образования также согласились с требованиями прокурора.

Решением Думы Нижнесергинского муниципального образования от 26.05.2005г. № 85 принят Устав Нижнесергинского муниципального района.

В п.1 ч.1 ст.5 Устава указано, что к вопросам местного значения Нижнесергинского муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Нижнесергинского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно ч.6 ст.20 Устава, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, в состав которых входит и управление образования Нижнесергинского муниципального района (п.5 ч.1 ст.20 Устава), осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

Администрация Нижнесергинского муниципального района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения… (ч.1 ст.29 Устава).

К полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района относятся формирование и исполнение местного бюджета (п.1 ч.1 ст.30 Устава).

Управление образования Нижнесергинского муниципального района является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Нижнесергинского муниципального района в сфере управления образованием. Расходы на обеспечение деятельности Управления образования Нижнесергинского муниципального района осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов (ч.1, ч.6 ст.33 Устава).

Таким образом, финансирование Управления образования, который в свою очередь уполномочен решать вопросы местного значения в сфере управления образованием, осуществляется за счет местного бюджета, формирование и исполнение которого относится к полномочиям администрации Нижнесергинского муниципального района. Доводы ответчика администрации Нижнесергинского муниципального района о том, что считает неправильным привлечение администрации Нижнесергинского муниципального района к участию в деле в качестве ответчика, суд считает необоснованными. Администрация Нижнесергинского муниципального района по настоящему гражданскому делу является надлежащим ответчиком.

Администрацией Нижнесергинского муниципального района, Управлением образования Нижнесергинского муниципального района, а также МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил.

Воспитанниками учреждения являются малолетние дети и бездействие со стороны ответчиков по своевременному финансированию и приобретению мягкого инвентаря может причинить вред здоровью детей. До осуществления проверки прокуратурой Нижнесергинского района ответчиками не принимались меры к соблюдению действующих санитарных норм и к обеспечению дошкольного учреждения мягким инвентарем.

Отсутствие денежных средств на данные цели в местном бюджете не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности обеспечить соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги.

Со сроком и количеством приобретения мягкого инвентаря до 01.07.2011г. представители ответчиков МОУ ООШ № 6 и Управления образования Нижнесергинского муниципального района согласились. Необходимо решить вопрос о формировании денежных средств на данные цели в местном бюджете на 2011 год. Кроме того, в смете расходов образовательного учреждения на 2010г. выделение денежных средств на приобретение мягкого инвентаря не предусмотрено.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, МОУ ООШ № 6 г. нижние Серги в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнесергинского муниципального района через Управление образования Нижнесергинского муниципального района произвести полное финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 6 г. Нижние Серги на приобретение мягкого инвентаря (наволочек верхних, простыней, пододеяльников, подушек, одеял теплых и полотенец) в количестве 90 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательнуюй школу № 6 г. Нижние Серги приобрести мягкий инвентарь (наволочки верхние, простыни, пододеяльники, подушки, одеяла теплые и полотенца) в количестве 90 штук каждого вида постельных принадлежностей в срок до 01 июля 2011 года.

Взыскать с администрации Нижнесергинского муниципального района, Управления образования Нижнесергинского муниципального района, Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 6 г. Нижние Серги в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья Е.В. Первова