по иску прокурора в интересах Скворцовой о предоставлении жилого помещения



<данные изъяты>

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Бисерть 29 декабря 2010г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,

при секретаре Феденевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинскакого района в интересах Скворцовой к администрации Бисертского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении благоустроенного жилого помещения, о распределении жилого помещения, о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о предоставлении жилого помещения по договору социального

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в интересах Скворцовой с иском к администрации Бисертского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении благоустроенного жилого помещения, о распределении жилого помещения, о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в его получении. Проверкой установлено, что Скворцова относится к лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей согласно Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как ее мать <данные изъяты> умерла, отец <данные изъяты> умер.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 06.01.2004г. № 1 Скворцовой. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередной список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Какого-либо закрепленного жилого помещения либо жилого помещения, находящегося у Скворцовой в собственности не имеется, что подтверждается информацией из филиала «Нижнесергинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» СОГУП Областного Центра недвижимости и информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области.

Жилое помещение Скворцовой по договору социального найма администрацией Бисертского городского округа до настоящего времени не представлено, чем нарушены ее жилищные права.

Просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, распределить данное жилое помещение Скворцовой и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Бисертского городского округа, обязать администрацию Бисертского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Скворцовой по договору социального найма.

В судебное заседание прокурор Нижнесергинского района Свердловской области не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

Соистец Скворцовой в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Бисертского городского округа Зеленина Л.В. исковые требования, касающиеся администрации Бисертского городского округа, признала. Суду пояснила, что действительно Скворцовой поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией Бисертского городского округа в адрес директора Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» 09.08.2010 г был направлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Бисертскому городскому округу, у которых возникло основание для предоставления жилья. 11 ноября 2010 г между ООО «Строительная компания «<данные изъяты>» и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на основании результатов открытого аукциона заключен государственный контракт на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Контракт был заключен для строительства жилых помещений в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, из двадцати квартир, из них 11 однокомнатных и 9 двухкомнатных, суммарной площадью 728,67 кв.м.м Получение разрешения на ввод в эксплуатацию не позднее 30 июня 2011 года.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против исковых требований, Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием с органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданину, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Министерство в предоставлении жилья не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию. К компетенции министерства относится зачисление в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений и их передача в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Просит отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как обеспечение жильем данной категории граждан при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, в котором указал, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009. № 1631-ПП, Законом Свердловской области от 20.11.2009. № 96-03 «Об областном бюджете на 2010 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Представитель третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.29, 30, 65). Представил письменный отзыв, в котором указал, что Министерство является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Сверд­ловской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами госу­дарственной собственности Свердловской области в сфере использования государ­ственного имущества Свердловской области. Министерство не наделено полно­мочиями по приобретению, строительству объектов недвижимости, распределению и предоставлению жилых помещений гражданам. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с по­становлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета». Уполномоченным органом по обеспе­чению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями де­тей-сирот является Мини­стерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах ли­митов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Мини­стерства строительства, и архитектуры Свердловской области и заключает государ­ственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищ­ный фонд Свердловской области социального использования и после перераспределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образовании в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области перечь жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердлов­ской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых поме­щений детям-сиротам. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется, в соответствии с приказа­ми министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фа­милии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади, предоставляемого жилого помещения. Министерство в предоставлении жилья де­тям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компе­тенцию. В указанной процедуре к компетенции Министерства относится зачисление в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений и их передача в муниципальную собствен­ность для предоставления по договорам социального найма. Указанные действия, вытекающие из полномочий Министерства, оно осу­ществит во внесудебном порядке после строительства жилых помещений для детей-сирот в Нижнесергинском районе. На данный момент Фондом заключены государственные контракты на строительство указанных жилых помещений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Скворцовой родилась <данные изъяты> г в <данные изъяты>, что подтверждается паспортом <данные изъяты>

Скворцовой относится к лицам из числа детей-сирот согласно Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ее мать <данные изъяты> умерла 03.04.1998 г., отец <данные изъяты> умер 12.09.1998 г, что подтверждается свидетельствами о смерти <данные изъяты>

Решением жилищной комиссии от 06.01.2004 г Скворцовой признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей постановке на учет как имеющая статус дети-сироты. <данные изъяты>

В соответствии с ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Скворцовой зарегистрирована в <данные изъяты>, что подтверждается записью в паспорте <данные изъяты>

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области от 01.06.2010г. в Едином государственном реестре прав запись о регистрации прав Скворцовой отсутствует <данные изъяты> Также отсутствуют сведения о регистрации права собственности, представленные СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <данные изъяты>

Таким образом, в собственности какого-либо жилого помещения Скворцовой не имеет.

Скворцовой обучалась в <данные изъяты> лесотехническом техникуме, что подтверждается дипломом от <данные изъяты>, имеет ребенка <данные изъяты> г.р., что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>

Скворцовой изменила фамилию <данные изъяты> на Скворцовой согласно свидетельству о заключении брака от <данные изъяты>

28.10.2010г. Скворцовой обратилась к прокурору Нижнесергинского района Свердловской области о нарушении его жилищных прав в части длительного не предоставления жилого помещения в связи с нахождением в трудном финансовом положении, отсутствии в собственности жилья <данные изъяты>

В соответствии со ст.5 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Согласно данному Порядку, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Администрацией Бисертского городского округа представлен в судебное заседание государственный контракт на строительство жилого дома по <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенный ООО «Строительная компания «<данные изъяты>» и Субъектом РФ –Свердловской областью в лице заместителя директора Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Согласно указанного контракта ввод в эксплуатацию жилого дома не позднее 30 июня 2011 года <данные изъяты> Также администрацией Бисертского городского округа направлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и претендующих на получение жилья в 2010 г <данные изъяты>

Учитывая, что жилое помещение Скворцовой до настоящего времени не предоставлено, законом не предусмотрена отсрочка предоставления жилого помещения, жилое помещение должно быть предоставлено Скворцовой за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим порядком не менее нормы предоставления на территории Бисертского городского округа в п.Бисерть вне очереди по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления и распределить данное жилое помещение Скворцовой и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Бисертского городского округа.

Обязать администрацию Бисертского городского округа предоставить переданное в муниципальную собственность Бисертского городского округа благоустроенное жилое помещение Скворцовой по договору социального найма в п.Бисерть, Нижнесергинского района Свердловской области не менее нормы предоставления на территории Бисертского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Нижнесергинский районный суд.

Судья Ю.Г. Шторх