По иску прокурора к заводу по ремонту военно-технического имущества об обязании совершить определенные действия



Дело № <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги «28» января 2011 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Запретилиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Нижнесергинского района Соломатова В.Н.,

при секретаре Подчинёновой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №<данные изъяты>

по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» об обязании совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц с иском к ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» об обязании совершить определённые действия.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Нижнесерганского района по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка по факту неисполнения предприятиями - работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов по информации, поступившей из ГУ «Нижнесергинский центр занятости».

Проведённой проверкой установлено, что в ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» не выполняется установленная квота для приёма на работу инвалидов за период с 01.01.2010 по 24.12.2010.

Из информации, поступившей из ГУ «Нижнесергинский центр занятости» следует, что на предприятии имеется установленная квота в размере 10 человек.

По информации ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества», предоставленной в прокуратуру Нижнесергинского района следует, что причиной неисполнения установленной квоты является отсутствие специфики производства на заводе предусматривает узкую специализацию и соответствующее образование, значительные физические нагрузки, работа на открытом воздухе.

Согласно информации Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнесергинский центр занятости» на учёте нуждающихся в трудоустройстве по состоянию на 24.12.2010 состоит 47 инвалидов, проживающих на территории Нижнесергинского района.

Таким образом, несоблюдение ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» требований ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 03.06.2009), «О занятости населения в Российской Федерации» нарушает конституционное право на труд гражданин, относящихся к категории инвалидов и состоящих, на учете нуждающихся в трудоустройстве.

Просит суд обязать ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» в соответствии с ч.1 ст. 25 ФЗ РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», со ст.ст. 21-24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в срок до 01.02.2011 создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Соломатов В.Н. поддержал заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, уточнив, что разумный срок создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно установленной квоты до 01.04.2011.

Представитель ответчика Чайка А.В., действующий на основании доверенности № 14 от 27.01.2011, с исковыми требованиями согласился частично, суду пояснил, что в ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» трудоустроено три инвалида, ещё один инвалид оформляет документы по трудоустройству. Работа заводом по данному вопросу проводится. В г. <данные изъяты> ими проверены все инвалиды, однако по состоянию здоровья они не могут работать. Принятие инвалидов из других населённых пунктов Нижнесергинского района не реально, поскольку, транспорт в г. <данные изъяты> не ходит, средств для выделения личного транспорта инвалидам, завод возможности не имеет, в связи с тяжёлым материальным положением.

Представитель третьего лица ГУ «Нижнесергинский Центр занятости» <данные изъяты>, действующая на основании доверенности <данные изъяты> исковые требования прокурора Нижнесергинского района поддержала.

Выслушав помощника прокурора Нижнесергинского района, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого крута лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Поводом для обращения в суд прокурора послужила необходимость защиты инвалидов в сфере труда, обеспечение конституционного права на дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, прокурор при подаче искового заявления обосновал, в чём заключаются интересы неопределённого круга лиц, указал, какое право нарушено, а также указал, каким законом предусмотрено его право на осуществление защиты интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.

Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.

По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приёма на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников и в течение трёх рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.

Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 22 указанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

На основании ст. 23 указанного Закона инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. о 27.12.2009) «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из материалов дела, согласно информации, представляемой в ГУ «Нижнесергинский ЦЗ», среднесписочная численность работников ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» - 351, установленная квота 10 человек (3% от среднесписочной численности работников организации), фактически работает 2 человека (л.д.8).

Согласно сведениям ГУ «Нижнесергинский ЦЗ» по состоянию на 27.01.2011 в центре занятости зарегистрировано в качестве безработных, нуждающихся в трудоустройстве и проживающих на территории Нижнесергинского района – 45 инвалидов <данные изъяты>

На основании информации о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов и создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов за январь 2011 года, представленной ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» в ГУ «Нижнесергинский ЦЗ» 27.01.2011, установлено, что среднесписочная численность работников составила 348 человек, размер установленной квоты – 10 человек (3% от среднесписочной численности работников организации), работает в счёт квоты 3 человека, не трудоустроено в счёт установленной квоты 7 человек, установленный размер специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и количество созданных специальных мест – 1. Ответчиком создано 4 рабочих мест, в том числе 1 специальное, для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты <данные изъяты>

Факт трудоустройства работников, имеющих группу инвалидности, подтверждается справкой ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» от 27.01.2011, справками об установлении инвалидности <данные изъяты>

26.01.2011 генеральному директору ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» подано заявление о приёме на работу К., имеющим третью группу инвалидности <данные изъяты>

Сведений о том, что в счёт выполнения квоты выделены или созданы недостающие рабочие места для приёма на работу инвалидов в количестве 6 ставок (по какой должности, в каком количестве, с какой заработной платой, прочими характеристиками, позволяющими службе занятости осуществлять подбор и направлять заинтересованных лиц для трудоустройства) ответчиком в ГУ «Нижнесергинский ЦЗ», не представлялось.

Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником - инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом личностных и физических характеристик инвалида.

Отсутствие у Центра занятости населения полной информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

При таком положении, суд считает требования прокурора Нижнесергинского района о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение прокурора, представителей ответчика и третьего лица, представленные письменные доказательства, суд считает необходимым установить ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» срок исполнения решения суда до 01.04.2011.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден на основании ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

Суд полагает необходимым взыскать с ОАО «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей в связи с рассмотрением одного требования неимущественного характера.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-1989, 103, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» в срок до «01» апреля 2011 года в соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», со ст.ст. 21-24 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников.

Взыскать с общества с открытого акционерного общества «1015 Завод по ремонту военно-технического имущества» государственную пошлину в доход федерального бюджета 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.Ю. Запретилина