решение о признании участника ВОВ нуждающимся в жилом помещении, о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижние Серги 29 сентября 2011 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Савичевой Л.И.,

при секретаре Ильиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

З.З.Д. к Администрации городского поселения <данные изъяты> о признании нуждающейся в жилом помещении и обязании предоставить жилое помещение

УСТАНОВИЛ:

Истец З.З.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к администрации городского поселения <данные изъяты> о признании нуждающейся в жилом помещении, обязании ответчика обеспечить ее жилым помещением общей площадью не мене 22 кв.м..

В обоснование иска указала, что она является участником боевых действий, инвалидом Великой Отечественной Войны второй группы. 25.11.2010 года она обратилась в администрацию городского поселения <данные изъяты> с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 13.01.2011 года письмом она была уведомлена председателем жилищно-бытовой комиссии при администрации городского поселения <данные изъяты> об отказе в постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, поскольку ее муж З.С.К. произвел отчуждение жилого дома, в котором она проживает, находящийся по адресу: <адрес>, в связи с чем ответчиком она была признана лицом, намеренно ухудшившим свои жилищные условия. Также имеется выписка из протокола ЖБК при администрации городского поселения <данные изъяты> от 06.01.2010г, где было указано, что она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине того, что дом по вышеуказанному адресу, в котором она живет, имеет процент физического износа 35 %.

Полагает действия ответчика незаконными, нарушающими ее жилищные права. Дом по вышеуказанному адресу, в котором она проживает, ранее принадлежал ее свекрови - З.В.А. 24 августа 1954 года она подарила дом своему сыну, ее мужу, З.С.К. 03 декабря 2009 года ее муж - З.С.К. подарил дом дочери С.Н.С., что подтверждается договором дарения. 15 марта 2010 года ее муж, З.С.К. умер. Указанный дом не может быть признан совместно нажитым имуществом в период брака, так как получен супругом в дар. Муж воспользовался своими правами собственника и распорядился домом. Собственник жилого помещения С.Н.С. также может распорядиться домом, так как она не является членом ее семьи. В доме отсутствует теплый туалет, ванна, горячая вода. Указанные удобства необходимы ей в силу преклонного возраста и состояния здоровья.

Истец З.З.Д. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель истца З.А.С., действующая на основании доверенности от 20.04.2011 г. <данные изъяты>, настаивала на удовлетворении исковых требований. Суду объяснила, что ее мать З.З.Д. является инвалидом ВОВ, не имеет в собственности и по договору социального найма жилья, проживает в доме, принадлежащем своей дочери С.Н.С., членом семьи которой не является. Намеренно ее мать свои жилищные условия не ухудшала, поскольку единоличным собственником дома, в котором проживает, являлся ее супруг, при жизни распорядившийся своим имуществом. Считает, что администрация городского поселения <данные изъяты> игнорирует Указ Президента Российской Федерации.№714 от 07.05.2008 г. в редакции от 09.01.2010 г. №30 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.», а также ФЗ от 12.01.1995 г. (в редакции от 27.07.2010 г.) «О ветеранах». З.З.Д. сейчас 88 лет, но она еще в силах самостоятельно передвигаться, принимать решения, но сейчас ей трудно жить в доме, в котором нет удобств.

Представитель ответчика - администрации городского поселения <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Представлен суду письменный отзыв, согласно которому заявление истца З.З.Д. неоднократно рассматривалось на заседаниях комиссии. 30.12.2009 года комиссия рекомендовала З.З.Д. дополнить пакет документов справкой БТИ на супруга З.С.К. и копией правоустанавливающего документа на дом, в котором зарегистрированы и проживают супруги З.С.К.. 15.01.2010 г на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии были дополнительно представлены справка БТИ на имя З.С.К., в которой указан фактический процент износа дома по <адрес> по состоянию на 11.09.2009 г. - 35 %, договор дарения от 04.08.1954 года, на основании которого собственником является З.С.К. На момент дарения дома они состояли в браке. Отказ в постановке на учет последовал на основании п.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в собственности у члена семьи имелся жилой дом по <адрес>, площадью 35,3 кв.м. В январе 2010 года повторно рассмотрев пакет документов, жилищно-бытовая комиссия дополнительно провела обследование жилищно-бытовых условий З.З.Д. и З.С.К. с выходом по указанному адресу. В результате чего было установлено, что в доме имеется централизованное отопление, централизованное водоснабжение, локальное водоотведение. С учетом этого жилищно-бытовая комиссия вынесла решение, что З.З.Д. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В начале 2010 года учетное дело З.З.Д. было затребовано в прокуратуру, замечаний по нему не было. В марте 2010 года муж З.З.Д. умер. 13.01.2011 года вновь был рассмотрен пакет документов З.З.Д. Учитывая, что З.С.К. подарил дом дочери, С.Н.С., то есть произвел отчуждение жилого дома с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, руководствуясь п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ комиссия не могла признать З.З.Д. нуждающейся в жилом помещении, так как граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения <данные изъяты>.

Третье лицо С.Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования своей матери З.З.Д., суду объяснила, что она является собственником дома, в котором проживает З.З.Д. на условиях безвозмездного пользования. Несмотря на наличие родственных отношений, З.З.Д. не является членом ее семьи, они не проживают совместно, не ведут общего хозяйства. За коммунальные услуги З.З.Д. несет расходы самостоятельно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно копии удостоверения серии <данные изъяты>, выданного 08.07.1993 г. <данные изъяты> райсобесом,, З.З.Д. является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны<данные изъяты>

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 № 79-ФЗ, в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", а также указано Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра, предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

Представитель истца указал в судебном заседании в обоснование иска на наличие оснований для предоставления жилого помещения истцу, предусмотренных п.п.1 и п.п.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

З.З.Д. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма 20.12.2010 г. <данные изъяты>, указав, что семья состоит из одного человека, она не является собственником жилого помещения, отчуждение жилого помещения в течение пяти предшествующих дню подачи заявления не производила. <данные изъяты>

Согласно выписке из протокола жилищно – бытовой комиссии при администрации <данные изъяты> от 13.01.2011 года, З.З.Д.- ветерану ВОВ было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, согласно пп.3 п.1 ст.54 и ст. 53 Жилищного кодекса РФ, как гражданину, намеренно предпринявшему действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления <данные изъяты>. Письмом №31 от 13.01.2011 г. З.З.Д. была уведомлена о принятом решении <данные изъяты>. Именно указанное решение от 13.01.2011 г. оспаривается истцом.

Указанный отказ в принятии З.З.Д. на учет, как нуждающейся в жилом помещении, суд считает необоснованным.

Так, согласно договора <данные изъяты> от 24.08.1954 г., дом, в котором проживает истец, был получен ее мужем З.С.К. в дар <данные изъяты>.

З.С.К. распорядился своим имуществом, 03.12.2009 г. подарив принадлежащий ему на праве собственности дом, находящийся по адресу: <адрес> С.Н.С., что подтверждается договором дарения, свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>.

15.03.2010 г. З.С.К. умер, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным 15.03.2010 г. отделом ЗАГС. Указанные документы предоставлялись ответчику.

При таких обстоятельствах, суд считает не обоснованным отказ администрации городского поселения <данные изъяты> в принятии З.З.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на пп.3 п.1 ст. 54 и ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку сама З.З.Д. собственником дома не являлась, и не совершала действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. Дом по <адрес>, не являлся совместной собственностью супругов З.С.К., у истца не испрашивалось согласие на отчуждение дома, и она была не вправе запретить мужу подарить свой дом.

Членом семьи нового собственника – С.Н.С. истец не является, поскольку совместно они не проживают, общего хозяйства не ведут. Данный факт подтвердили суду свидетели Ч.М.Ф., Ф.Ю.В., не доверять которым у суда оснований не имеется. Кроме того, данный факт подтверждается объяснениями третьего лица С.Н.С., представленными суду справками с места жительства, ксерокопией паспорта С.Н.С. с данными о месте ее жительства в <адрес>.

Согласно справки Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 07.12.2009 года в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав З.З.Д. отсутствуют. <данные изъяты>

Согласно справки БТИ от 17.12.2009 года, З.З.Д. на территории <данные изъяты> района жилых помещений в собственности не имеет. <данные изъяты>

При исследовании представленных в судебное заседание доказательств, суд усматривает основания для признания З.З.Д. нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с п.п.1 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее Положение).

В соответствии с п.12 вышеуказанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно п.33 вышеназванного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в том числе, вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Еще одним доводом, по которым З.З.Д. считает необоснованным отказ администрации городского поселения <данные изъяты> признать ее нуждающейся в жилом помещении и обеспечить ее жилым помещением, указанным в иске, является проживание ее в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В подтверждение указанного довода представила заключение специалиста по строительству и ремонту от 31 мая 2011 г, согласно которому, жилой дом по <адрес> (постройки середины 40 годов 20 века) без наличия полного благоустройства (нет горячего водоснабжения, канализации, вентиляции, теплого туалета, ванной или душевой кабины) требует проведения ремонтных работ с отселением жильцов. Обследуемый жилой дом без благоустройства со сроком эксплуатации более 65 лет не пригоден для проживания престарелых и инвалидов на основании действующих норм (СНиП 2.08.01-89 и Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47), определен процент физического износа жилого дома, составляющий 65-80%. <данные изъяты>. Данный довод был известен ответчику, что следует из письменного отзыва по делу <данные изъяты>. Однако, в нарушение п.7 указанного Положения, ответчиком не была создана межведомственная комиссия в этих целях для оценки соответствия дома, в котором проживает З.З.Д., установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно письменного отзыва ответчика, обследование жилищно-бытовых условий З.З.Д. провела лишь жилищно-бытовая комиссия, которая полномочий по определению жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания не имеет.

Не представлено ответчиком заключение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения по <адрес> для проживания и в судебное заседание. Таким образом, довод истца о проживании ее в непригодном для проживания жилом помещении и признании ее в связи с этим нуждающейся в жилом помещении по пп.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ, также ответчиком не опровергнут.

Таким образом, исковые требования З.З.Д. к администрации городского поселения <данные изъяты> о признании ее нуждающейся в жилом помещении, обязании обеспечить ее жилым помещением, исходя из общей площади жилья не менее 22 кв. м., подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче жалобы на неправомерные действия органа государственной власти З.З.Д. оплатила госпошлину в размере 200 руб. Понесенные ею расходы подлежат возмещению за счет ответчика. Кроме того, при обращении З.З.Д. с исковым заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и обязании администрации городского поселения <данные изъяты> обеспечить ее жилым помещением, истец была освобождена от уплаты госпошлины в сумме 200 руб., как инвалид второй группы, на основании пп.2 п.2 ст. 333.36 НК РФ Указанная сумма подлежит возмещению в федеральный бюджет с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования З.З.Д. удовлетворить.

Признать З.З.Д. нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию городского поселения <данные изъяты> предоставить З.З.Д. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22 кв. метров.

Взыскать с администрации городского поселения <данные изъяты> в пользу З.З.Д. 200 руб. расходов по оплате госпошлины, в федеральный бюджет госпошлину в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Нижнесергинский районный суд

Судья: Савичева Л.И.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11.10.2011