Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижние Серги 16 сентября 2011г. Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савичевой Л.И., с участием старшего помощника прокурора Нижнесергинского района Смирнягиной Е.М., при секретаре Смуровой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Нижнесергинского района в интересах М.Г.Р. к администрации <данные изъяты> муниципального образования, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении благоустроенного жилого помещения, о распределении жилого помещения, о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в интересах М.Г.Р. с иском к администрации <данные изъяты> муниципального образования, администрации Нижнесергинского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о понуждении к совершению действий: возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести за счет областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, обязании распределить данное жилое помещение М.Г.Р., обязании безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Нижнесергинского муниципального района, о возложении на администрацию Нижнесергинского муниципального района обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность <данные изъяты> муниципального образования, о возложении на администрацию <данные изъяты> муниципального образования обязанности предоставить переданное ей жилое помещение М.Г.Р. по договору социального найма. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в его получении. Проверкой установлено, что М.Г.Р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители умерли. На основании распоряжения главы администрации <данные изъяты> муниципального образования от 01.07.2010 года №, М.Г.Р. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередной список. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями таких детей с 01.01.2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому для этих целей на 2011 год предусмотрено 28986,0 тыс. рублей. Министерство финансов Свердловской области выполняет функцию по организации исполнения областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.1999 года № 499-ПП, функции основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Какого-либо закрепленного жилого помещения либо жилого помещения, находящегося у М.Г.Р. в собственности, не имеется. У М.Г.Р. право на внеочередное получение жилого помещения возникло по окончании ею обучения в ГОУ НПО СО, а именно 01.07.2011 года. Жилое помещение М.Г.Р. по договору социального найма администрацией Михайловского муниципального образования до настоящего времени не предоставлено, чем нарушены её жилищные права. В последствии прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет областного бюджета благоустроенное жилое помещение – квартиру в <адрес> не менее 35 кв. метров общей площади на семью из двух человек, распределить данное жилое помещение М.Г.Р., обязать безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Михайловского муниципального образования; обязать администрацию Михайловского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение М.Г.Р. по договору социального найма. От исковых требований в части, касающейся обязания Министерства строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Нижнесергинского муниципального района и обязании администрации Нижнесергинского муниципального района безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность <данные изъяты> муниципального образования, истец отказался, производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом от иска, о чем вынесено определение Нижнесергинского районного суда от 16.09.2011 года. В судебном заседании прокурор на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал, объяснив суду, что ответчиками жилищные права М.Г.Р., относящейся к категории ребенка-сироты нарушены с 01.07.2011 г., когда она окончила ГОУ НПО СО. Жилья М.Г.Р. не имеет, проживая в доме, оставшемся после смерти ее отца в <адрес>. Правоустанавливающих документов на дом не имеется. Общая площадь дома составляет 45 кв. м., на которой проживают семь человек. М.Г.Р. в органе местного самоуправления 11.05.2006 г. была принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. Состав семьи М.Г.Р. два человека, в связи с рождением 23.03.2011 г. сына, в отношении которого она является матерью-одиночкой. Соистец М.Г.Р. исковые требования прокурора поддержала, просит обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение, в котором она остро нуждается. В настоящее время она проживает в <адрес> в доме, в котором имеются две комнаты и кухня. В одной комнате проживают она с ребенком, сестра, шестнадцатилетний брат, а во второй комнате проживает её брат с женой и ребенком. Она вынуждена делить одно спальное место с ребенком и своей сестрой, брат Рифат спит на полу. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что администрация <данные изъяты> муниципального образования согласна в части возложения на неё обязанности по предоставлению жилого помещения, переданного в установленном порядке в муниципальную собственность <данные изъяты> муниципального образования, по договору социального найма М.Г.Р. Также указал, что администрация осуществляет только ведение учета и формирование списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в частности и в отношении М.Г.Р., которая состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 01.07.2010 года. Данный список направляется в администрацию Нижнесергинского муниципального района, где, в свою очередь, формируется общий районный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В бюджете <данные изъяты> муниципального образования денежные средства на приобретение жилья гражданам указанной категории не предусмотрены. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета после распределения их детям – сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Распределение построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области. <данные изъяты> Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства – ТОИОГВ СО Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Нижнесергинскому району М.К.В., действующий на основании доверенности № от 14.06.2011 года <данные изъяты>, иск прокурора подержал, указывая, что М.Г.Р., являясь сиротой, не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против исковых требований. Также указал, что из представленного истцом постановления главы <данные изъяты> муниципального образования от 11.05.2006 года, а также из копии паспорта М.Г.Р., следует, что М.Г.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 20.03.2008 года. Таким образом, регистрация в данном жилом помещении с 2003 года свидетельствует о наличии у М.Г.Р. права пользования данным жилым помещением, без ограничения срока, а значит об отсутствии права на обеспечение жилым помещением. <данные изъяты> Представитель третьего лица - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26.11.2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» В 2011 году эта сумму составляет 350000 тыс. рублей. В целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, утвержден порядок обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в связи с чем, функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, согласно Порядку является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей – сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области социального использования и после распределения их детям – сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей - сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. <данные изъяты> Представитель третьего лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв, согласно которого Министерство в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию. В указанной процедуре к компетенции Министерства относится зачисление в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений и их передача в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. <данные изъяты> Представитель третьего лица – СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску суду не представил. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. М.Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать соистца, М.Н.М. умерла 29.08.2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти. Отец соистца, М.Р.А. умер 25.03.2005 года, что подтверждается свидетельством о смерти В соответствии с ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Действующим жилищным законодательством предусмотрено следующее. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При исследовании материалов дела установлено следующее: М.Г.Р. обучалась в ГОУ НПО СО. По окончании обучения 30.06.2011 г. ей выдан диплом о начальном профессиональном образовании и присвоении квалификации «продавец продовольственных товаров 2 разряда, продавец непродовольственных товаров 3 разряда» <данные изъяты>. Постановлением главы <данные изъяты> МО от 11.05.2006г. № М.Г.Р. поставлена на учет в список малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений. <данные изъяты> М.Г.Р. не имеет в собственности жилое помещение, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2011г. сведений о наличии в собственности соистца объектов недвижимости <данные изъяты>. В материалах дела имеется справка, выданная администрацией <данные изъяты> от 05.09.2011 года № о том, что М.Г.Р. с 03.05.1988 года проживает в <адрес>. Также, согласно справке администрации <адрес> с М.Г.Р. по данному адресу проживают: брат – М.Р.Р., брат – М.Р.Р., сестра – М.Э.Р., сын- М.А.А. Общая площадь дома:45,0 кв.м. <данные изъяты> В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Согласно данному Порядку, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. В материалах дела имеется Постановление Главы <данные изъяты> муниципального образования от 08.04.2009 года № 28 об установлении нормы предоставления и учетной норме площади жилого помещения на территории <данные изъяты> муниципального района, согласно которого с 10.04.2009 года на территории <данные изъяты> муниципального образования установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. метров общей площадью на одного члена семьи из двух и более человек и дополнительно 5 кв. метров на семью, на одиноко проживающих в размере 25 кв. метров. <данные изъяты> Состав семьи М.Г.Р. два человека, в том числе ее сын М.А.А., ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>, справкой с места жительства <данные изъяты>. В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Доводы, изложенные в исковом заявлении подтверждаются показаниями свидетеля Г.Г.Р., допрошенной в судебном заседании, которая показала, что является сестрой М.Г.Р. ранее была её опекуном. Её сестра имеет статус сироты до 18 лет. Никакого жилья за сестрой не закреплено, а на дом, в котором она проживает, отсутствуют правоустанавливающие документы. В доме на общей площади 45 кв. м. фактически проживают семь человек. Ее сестра М.Г.Р. закончила ГОУ НПО СО, который закончила 30.06.2011 года. После окончания учебы её сестра жилым помещением обеспечена не была. Судом установлено, что М.Г.Р., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и имеющей право на дополнительные гарантии по социальной поддержке до настоящего времени не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, что нарушает его жилищные права, установленные Конституцией РФ и действующим законодательством. Жилое помещение должно быть предоставлено М.Г.Р. на семью из двух человек за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим порядком не менее нормы предоставления, то есть не менее 35 кв.м. общей площади, на территории <данные изъяты> муниципального образования в черте <адрес> вне очереди по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Нижнесергинского района удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не менее 35 кв.м. общей площади в <адрес> и распределить данное жилое помещение М.Г.Р.. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Михайловского муниципального образования. Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального образования предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области благоустроенное жилое помещение М.Г.Р. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд. Судья: Савичева Л.И. Решение не обжаловано, вступило в законную силу 27.09.2011г.