Мотивированное решение составлено 12 сентября 2011 Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «07» сентября 2011 г. г. Нижние Серги Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Первовой Е.В., с участием помощника прокурора Нижнесергинского района Кознова М.Л., при секретаре Мазитовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Нижнесергинского района в интересах Блинов к администрации Дружининского городского поселения, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении благоустроенного жилого помещения, о распределении жилого помещения, о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в интересах Блинов с иском к администрации Дружининского городского поселения, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении благоустроенного жилого помещения, о распределении жилого помещения, о передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в его получении. Проверкой установлено, что Блинов относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать решением Нижнесергинского районного суда от 18.12.2000г. лишена родительских прав, а впоследствии умерла, отец умер 17.05.2000г. На основании постановления главы Дружининского городского поселения от 10.06.2008г. Блинов поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередной список. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями таких детей с 01.01.2010г. является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которому для этих целей на 2011г. предусмотрено 28986,0 тыс. руб. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.1999г. № 499-ПП, функции основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Какого-либо закрепленного жилого помещения либо жилого помещения, находящегося у Блинов в собственности, не имеется. У Блинов право на внеочередное получение жилого помещения возникло по окончании обучения в ГОУ НПО СО СПЛ «<данные изъяты>», а именно с 26.06.2011г. Жилое помещение Блинов по договору социального найма администрацией Дружининского городского поселения до настоящего времени не представлено, чем нарушены его жилищные права. Просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области распределить данное жилое помещение Блинов. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Дружининского городского поселения. Обязать администрацию Дружининского городского поселения предоставить переданное им жилое помещение Блинов по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Свердловской области Кознов М.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, суду пояснил, что требования о предоставлении Блинов жилого помещения должны быть исполнены незамедлительно, т.к. законом предусмотрено обеспечение жильем с момента возникновения права, чего сделано не было. Считает целесообразным предоставить Блинов жилое помещение не менее нормы предоставления, действующей в данном населенном пункте. Истец Блинов исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что его отец умер в 2000 году, его мать с 2000 года была лишена родительских прав она умерла в 2008 году, а он помещен в <данные изъяты> детский дом. После окончания 9 классов учился по специальности столяр, во время обучения проживал в общежитии. В настоящее время проживает у друга в <адрес>, родительский дом сгорел. К службе в армии он не годен. В администрации его поставили на очередь, как нуждающегося в жилье, однако в связи с тем, что не ведется строительство жилья ему уже 8 раз отказывали в предоставлении жилого помещения. Просил иск прокурора удовлетворить, так как ему негде жить. Представитель ответчика администрации Дружининского городского поселения Винтер Е.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласны, в связи с тем, что на территории Дружининского городского поселения ведется и не планируется строительство жилья, а свободных от прав третьих лиц жилых помещений нет, предоставить Блинов жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным. Списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, составляются два раза в год и направляются в администрацию Нижнесергинского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против исковых требований. Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 №84-ПП. Согласно п. 11 Порядка обеспечения детей – сирот жилыми помещениями установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилого строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных для обеспечения детей – сирот, направляет в Министерство сведения по распределению построенных жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям – сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Просит суд отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как требование о приобретении за счет средств областного бюджета и распределении Блинов жилого помещения, кроме прочего повлечет нарушение прав других детей – сирот, имеющих право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка – сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанной с процедурой обеспечения жильем детей – сирот, установленной Порядком обеспечения детей – сирот жилыми помещениями <данные изъяты> Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. В соответствии с Порядком обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010 г. № 100 – ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области <данные изъяты> Представитель третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв, согласно которого в соответствии с Порядком обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 №84-ППуполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Списки, нуждающихся в жилье детей – сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в предоставлении жилья детям – сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию <данные изъяты>. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя фонда. Представил письменный отзыв, в котором указали, что в соответствии с Порядком обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 №84-ПП уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Руководствуясь указанным Порядком СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» совершает следующие действия: - в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Решение суда с момента вступления его в законную силу является обязательным для исполнения, соответственно, в случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление жилого помещения будет противоречить установленному постановлением Правительства Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав <данные изъяты> Представитель третьего лица ТОИОГВ СО Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Нижнесергинскому району Миронов К.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с требованиями прокурора о предоставлении благоустроенного жилого помещения Блинов согласен в полном объеме. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ указано, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Блинов родился ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Блинов относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Блинов – Б.Н.П. умер 17 мая 2000 года <данные изъяты> Решением Нижнесергинского районного суда от 18 декабря 2000 года, мать Блинов – Б.Е.И. была лишена родительских прав <данные изъяты> Мать Блинов – Б.Е.И. умерла 20 мая 2008 года <данные изъяты> В соответствии с ч.1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Действующим жилищным законодательством предусмотрено следующее. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При исследовании материалов дела установлено следующее. Блинов обучался в ГОУНПО СО Социально – профилактический лицей «<данные изъяты>», окончил обучение по профессии: Мастер столярного и мебельного производства: столяр (ремесленник) 25.06.2011 г. <данные изъяты> Постановлением главы Дружининского городского поселения от 10.06.2008г. № Блинов принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий <данные изъяты> Блинов не имел и не имеет в собственности недвижимое имущество на территории Нижнесергинского района. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области от 22.07.2011 в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Блинов на недвижимое имущество отсутствуют <данные изъяты> Блинов зарегистрирован <данные изъяты> в Нижнесергинском детском доме, что подтверждается копией паспорта <данные изъяты> Как следует из пояснений Блинов в настоящее время он проживает в <адрес> у своего друга. Дом, в котором проживали его родители, по адресу: <адрес> сгорел и не пригоден для проживания, что также подтверждается и сведениями из Администрации Нижнесергинского муниципального района <данные изъяты> Таким образом, у Блинов отсутствует в собственности какое-либо жилое помещение. В силу ст. 46, 48 Конституции Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в суд с иском в защиту прав Блинов В соответствии со ст.5 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. № 84 – ПП утвержден порядок обеспечения в 2011 – 2015 годах жилыми помещениями детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с порядком уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: 1) по построенным жилым помещениям - в течение 7 рабочих дней с даты получения кадастрового паспорта на жилое помещение; 2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 10 рабочих дней с даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Судом установлено, что Блинов, относящемуся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, с 2008г. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, что нарушает его жилищные права, установленные Конституцией РФ и действующим законодательством. Жилое помещение должно быть предоставлено Блинов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим порядком не менее нормы предоставления на территории Дружининского городского поселения вне очереди по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы, предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления и распределить данное жилое помещение Блинов. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность Дружининского городского поселения. Обязать администрацию Дружининского городского поселения переданное им Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение предоставить Блинов по договору социального найма не менее нормы предоставления на территории Дружининского городского поселения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд. Судья: Е.В. Первова