исковые требования удовлетворены в полном объеме, так как истцы фактически приняли наследство, поскольку в течение шести месяцев приняли меры по сохранению наследственного имущества.



Дело №2-183/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Бисерть 22 марта 2011 г

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,

при секретаре Феденевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 183/2011 по иску Беляева ФИО42, Беляева ФИО43, Кантиновой ФИО44, Пичугиной ФИО45, Климовских ФИО46 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес>, администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Беляев В.М., Беляев Н.М., Кантинова С.А., Пичугина З.А., Климовских В.М. обратились в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 12 Свердловской области, Администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на жилое помещение (квартира).

В обоснование исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, приходившийся родным братом ФИО5 и ФИО6.

После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры, общей площадью 32,8 кв. метров, находящейся по адресу: р.<адрес>68, принадлежащая наследодателю на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ . Завещание наследодателем составлено не было. Наследниками по закону после смерти ФИО4 являются его родные братья: ФИО5 и ФИО6. Которые в установленный законом срок не обратились с заявлением к нотариусу о принятии наследства, однако фактически приняли наследство, поскольку взяли предметы домашнего обихода и инструменты.

На момент смерти ФИО4 в квартире проживала ФИО7, которая являлась сожительницей ФИО4 и владела 1/2 долей в праве общей долевой собственности вышеуказанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО7, приходившаяся матерью ФИО3 (в девичестве –ФИО41) ФИО24, ФИО23 (в девичестве – ФИО40) ФИО25, ФИО38 (в девичестве ФИО40) ФИО26. После смерти ФИО39 открылось наследство, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности вышеуказанной квартиры. Завещание наследодателем составлено не было. Наследниками по закону после смерти ФИО7 являются её родные дочери: ФИО3 (в девичестве – ФИО41) ФИО24, ФИО23 (в девичестве – ФИО40) ФИО25 и ФИО38 (в девичестве – ФИО40) ФИО26.

Наследники в установленный законом срок не обратились с заявлением к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону, однако фактически приняли наследство, поскольку стали следить за наследственным имуществом, производить оплату ЖКУ.

При обращении к нотариусу за получением свидетельства о праве наследства по закону наследникам было отказано, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы на спорную квартиру.

Между тем, вышеупомянутое наследственное имущество перешло в их владение, они фактически приняли наследства: произвели необходимый ремонт, следили за общим техническим состоянием квартиры, своевременно оплачивают все налоги и коммунальные платежи.

Просят суд признать за право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности за ФИО5;

Признать право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности за ФИО6;

Признать право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности за ФИО8;

Признать право собственности 1/6 долю в праве общей долевой собственности за ФИО38 ФИО26;

Признать право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности за ФИО3 квартиры, общей площадью 32,8 кв. метра, находящейся по адресу: р.<адрес> -68.

Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Также пояснила, что её мать ФИО7 проживала совместно с ФИО4, спорная квартира у них была приватизирована на двоих в равных долях. У ФИО4 своих детей не было, родители умерли, его отец погиб на фронте, а мать умерла еще него. ФИО5 и ФИО6, которые являются братьями ФИО4, фактически приняли наследство. Её мать, после похорон сожителя, отдала им его инструменты. А после смерти матери ФИО7, она взяла себе ковер и посуду. Её сестра ФИО2 взяла себе мебель из квартиры матери. К нотариусу в установленный законом шестимесячный срок за свидетельством о праве по закону она не обращалась, в связи с тем, что отсутствовал договор приватизации.

Истец ФИО2 в судебном заседании также поддержала исковые требования. Суду также пояснила, что её мать ФИО7, после смерти своего сожителя ФИО4 отдала его братьям инструменты. А сама осталась проживать в спорной квартире. В настоящее время всю задолжность по коммунальным услугам они оплатили. ФИО33 на момент смерти проживала одна. После её смерти она с сестрой следили за квартирой, она также забрала себе одежду, шифоньер, диван, сервант.

Истец ФИО23 С.А., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом.

Истец ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель истцов ФИО5 и ФИО6, ФИО34, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с полными правами, поддержала исковые требования, а также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, приходившийся родным братом ФИО5 и ФИО6 У ФИО4 своих детей не было. После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по <адрес>68 в р.<адрес>. На момент смерти, ФИО4 проживал совместно с ФИО7, которая являлась его сожительницей и владела также 1/2 долей в праве общей долевой собственности вышеуказанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО7, наследниками которой являются её дочери: ФИО3, ФИО8, ФИО9. Наследники в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу не обратились за принятием наследства, но фактически приняли наследство. У истцов отсутствовал договор приватизации на спорную квартиру, данный договор был утерян, но согласно справке БТИ, данный договор был зарегистрирован. ФИО5 и ФИО6 после смерти своего брата, взяли инструменты. Задолжности по уплате коммунальных услуг нет, так как все истцы в равных долях оплачивают их.

Ответчик - представитель Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представили в суд ходатайство в котором просят дело рассмотреть в их отсутствии, возражений по исковым требованиям не имеют. (л.д.40)

Ответчик – представитель администрации Бисертского городского округа в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, представил в суд отзыв, в котором указал, что объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: свердловская область, <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>68, отсутствует в реестре муниципальной собственности Бисертского городского округа. Возражений по существу иска не имеют. На ДД.ММ.ГГГГ за данной квартирой числится долг в размере 45815, 29 рублей. (л.д.41).

Выслушав истцов, представителя истцов, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из технического паспорта Филиала «Нижнесергинское БТИ»
от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>68 поставлен на технический учет в филиале СОГУП «Областной государственный Центр технической информации и регистрации недвижимости» Филиал «Нижнесергинское БТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира по плану имеет номер 68, расположенной в здании жилого назначения, литер А, по адресу: <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>, общей площадью <адрес>,8 кв. метров, площадью жилых комнат 17,7 кв.метров. Инвентаризационная стоимость объекта для целей налогообложения имущества физических лиц на ДД.ММ.ГГГГ составляет 138664 рублей. В примечании также указано, что общая площадь квартиры изменилась в результате уточнения технического учета. Собственниками квартиры на праве общей долевой собственности являются ФИО7 в размере 1/2 доли, ФИО4 в размере 1/2 доли на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ . (л.д.28-29).

Согласно представленной справке отдела приватизации и управления муниципальным имуществом, <адрес> жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, р.<адрес>, в реестре муниципальной собственности Бисертского городского округа отсутствует на ДД.ММ.ГГГГ год. (л.д.42).

Согласно представленной администрацией Бисертского городского округа справке от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживал по адресу: <адрес>, р.<адрес>68, по день смерти ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти совместно с ним проживала ФИО7. После смерти ФИО4 осталось наследство, состоящее из недвижимого имущества. (л.д.27).

Согласно представленной администрацией Бисертского городского округа справке от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно проживала по адресу: <адрес>, р.<адрес>68, по день смерти ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти совместно с ней никто не проживал. После смерти ФИО7 осталось наследство, состоящее из недвижимого имущества. (л.д.26).

Суд считает установленным факт того, что собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>68, являются ФИО4, ФИО7.

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

После смерти ФИО4 открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>.

ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II - АИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19)

После смерти ФИО7 открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Бисертский городской округ, р.<адрес>.

В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Согласно ст. 1142 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

На основании ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном ФИО10 и ФИО11, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18).

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном ФИО10 и ФИО11, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16).

ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном ФИО10 и ФИО11, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17).

В соответствии со ст. 1143 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

В судебном заседании установлено, что ФИО5, ФИО6 фактически приняли наследство после брата ФИО4, поскольку, в течение шести месяцев после смерти наследодателя вступили во владение наследственным имуществом; забрали принадлежащие наследодателю инструменты, оплатили долги за коммунальные услуги.

Согласно справке о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО12 и ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоена фамилия ФИО40. Также в справе указано, что данный брак расторгнут. (л.д.20)

Согласно справке о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО14 и ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоена фамилия ФИО39. (л.д.23).

ФИО23 (ранее ФИО40) ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО15, отец не значится, что подтверждается свидетельством о рождении III - АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного свидетельства о заключении брака I –НА , между ФИО16 и ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоена фамилия ФИО23. (л.д.36).

ФИО38 (ранее ФИО40) ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО15, отец не значится, что подтверждается свидетельством о рождении III - АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного свидетельства о заключении брака I –НА от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО18 и ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоена фамилия ФИО38. (л.д.23,24).

ФИО3 (ранее ФИО41) ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО13, отец не значится, что подтверждается свидетельством о рождении II –АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного свидетельства о заключении брака II – АИ от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО20 и ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, присвоена фамилия ФИО3.(л.д.21,22).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО7 являются её дети: ФИО23 С.А., ФИО2, ФИО3, которые фактически приняли наследство, поскольку, в течение шести месяцев после смерти наследодателя вступили во владение наследственным имуществом; забрали принадлежащие наследодателю вещи, мебель, оплатили долги за коммунальные услуги. Других наследников по закону первой очереди, а также наследников, имеющих право на обязательную долю либо по завещанию после смерти ФИО7, не установлено.

Согласно ответа нотариуса р.<адрес> ФИО35, в производстве Бисертской нотариальной конторы <адрес> не открывалось наследственное дело после смерти ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ в р.<адрес>. Завещание ФИО4 в Бисертской нотариальной конторе <адрес> свердловской области не оформлялось. Заявлений от наследников о принятии или об отказе от наследства не имеется. В производстве Бисертской нотариальной конторы <адрес> не открывалось наследственное дело после смерти – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ в р.<адрес>. Завещание ФИО7 в Бисертской нотариальной конторе <адрес> не оформлялось. Заявлений от наследников о принятии или об отказе от наследства не имеется. (л.д.35).

Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются показаниями свидетелей ФИО36, ФИО37, допрошенных в судебном заседании.

Свидетель ФИО36 в судебном заседании пояснила, что ФИО4 она знала хорошо, была его соседкой. Он проживал совместно с ФИО22, проживали они вдвоем. У ФИО4 своих детей не было, у него были два брата ФИО5 и ФИО28. Братья при его жизни приезжали к нему, а после его смерти в квартире осталась проживать ФИО7 Ей также известно, что после похорон ФИО4, ФИО7 отдала его братьям какие – то инструменты, пилу. У самой ФИО7 было три дочери: ФИО27, ФИО30 и ФИО29. Одна дочь проживает не в <адрес>, но она её видела раньше, она приезжала к матери. После смерти ФИО7 за квартирой следят её дочери: ФИО27 и ФИО30. Сейчас в квартире никто не проживает.

Свидетель ФИО37 в судебном заседании пояснила, что хорошо знала ФИО4, он совместно проживал с ФИО7 ФИО7 она также хорошо знает, та являлась сестрой её бывшего мужа, а её дочери племянницами. Сначала умер ФИО4, у него не было своих детей. После его смерти в квартире осталась проживать ФИО7 После смерти ФИО7 её дочь ФИО9 забрала себе сервант, диван, шифоньер, ФИО3 забрала ковер и посуду. ФИО23 ничего сказать не могу, она проживает далеко, на похороны к матери не приезжала, но отправила деньги на оплату коммунальных услуг.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку какой-либо заинтересованности в исходе дела, не установлено.

Получить свидетельство о праве на наследство по закону истцы не могут в связи с тем, что им пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, а также был утерян правоустанавливающий документ на спорную квартиру. Однако, ФИО5, ФИО6, ФИО23 С.А., ФИО2, ФИО3 фактически приняли наследство после смерти ФИО4, ФИО7, поскольку в течение шести месяцев приняли меры по сохранению наследственного имущества, а также оплатили долг по оплате коммунальных услу<адрес> исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск Беляева ФИО47, Беляева ФИО48, Кантиновой ФИО49, Пичугиной ФИО50, Климовских ФИО51 удовлетворить.

Признать за Беляевым ФИО52 1/4 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной.

Признать за Беляевым ФИО53 1/4 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной.

Признать за Кантиновой ФИО54 1/6 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной квартиры.

Признать за Пичугиной ФИО55 1/6 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной квартиры.

Признать за Климовских ФИО56 1/6 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной квартиры.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Ю.Г. Шторх