дело по иску прокурора обязать совершить действия



Дело №2-838/2011

Мотивированное решение составлено: «19» декабря 2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги                «15» декабря 2011 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе: Председательствующего судьи Запретилиной О.Ю.,

с участием прокурора Соломатова В.Н.,

при секретаре Майоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-838/2011

по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоснабжающая организация» об обязании обеспечить государственной охраной объект топливно - энергетического комплекса - газовую котельную, расположенную на территории ОАО «НСММЗ».

В обоснование требований прокурор указывает, что прокуратурой Нижнесергинского района проведена проверка антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса, расположенных на территории Нижнесергинского района Свердловской области.

Согласно информации, представленной ООО «Теплоснабжающая организация» на требование прокуратуры района, на обслуживании ООО «Теплоснабжающая организация» находится одна газовая котельная, расположенная на территории ОАО «НСММЗ». Газовая котельная принадлежит ООО «Теплоснабжающая организация» на правах аренды, согласно договору аренды имущества от 01.05.2006, договору аренды недвижимого имущества от 01.05.2006, заключенным с ОАО «НСММЗ». Охрана газовой котельной осуществляется ОАО «НСММЗ», согласно договору на оказание услуг от 25.07.2011.

Под безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса понимается состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. К объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 21 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», к перечню объектов, подлежащих государственной охране относятся объекты газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с п. 22 «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 к полномочиям Министерства внутренних дел Российской Федерации относится охрана особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.

Газовая котельная, обслуживаемая ООО «Теплоснабжающая организация», расположенная на территории ОАО «НСММЗ», относится к опасным производственным объектам, которые подлежат государственной охране в соответствии с действующим федеральным законодательством. ОАО «НСММЗ» является собственником указанной котельной.

По договору аренды от 01.05.2006 обязанность обеспечения государственной охраной газовой котельной, расположенной на территории ОАО «НСММЗ» лежит на ООО «Теплоснабжающая организация».

Отсутствие государственной охраны опасного производственного объекта - газовой котельной, расположенной на территории ОАО «НСММЗ» угрожает безопасности функционирования указанного объекта топливно - энергетического комплекса, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая организация» обеспечить государственной охраной следующий объект топливно - энергетического комплекса - газовую котельную, расположенную на территории ОАО «НСММЗ», арендуемую ООО «Теплоснабжающая организация» на основании договоров аренды от 01.06.2006.

В судебном заседании помощник прокурора Соломатов В.Н. уточнил исковые требования, просил суд обязать ООО «Теплоснабжающая организация» в срок до 01.04.2012 обеспечить государственной охраной путем заключения договора на оказание охранных услуг с отделом вневедомственной охраны МВД России, расположенным на территории Свердловской области, следующий объект топливно- энергетического комплекса - газовую котельную, расположенную на территории ОАО «НСММЗ», арендуемую ООО «Теплоснабжающая организация» на основании договоров аренды от 01.06.2006. По доводам и основаниям иск поддержал.

Представитель ответчика ООО «Теплоснабжающая организация», представитель третьего лица ОАО «НСММЗ» Кравцова Е.В., действующая на основании доверенности от 01.01.2011, иск не признала в полном объеме, суду пояснила, что ООО «Теплоснабжающая организация» осуществляет эксплуатацию котельной на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.05.2006. Котельная, эксплуатируемая ответчиком, включена в реестр опасных производственных объектов (свидетельство ).

Требования промышленной безопасности, установленные федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ООО «Теплоснабжающая организация» в полном объеме соблюдаются, обществом получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; в организации осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обществом застрахована гражданская ответственность за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; в организации разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Котельная не является объектом, подлежащим государственной охране, согласно Перечню объектов, подлежащих государственной охране, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587.

Правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливо-энергетического комплекса в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, права и обязанности субъектов топливо-энергетического комплекса установлены Федеральным законом №256-ФЗ от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливо-энергетического комплекса».

С учетом степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов:

объекты высокой категории опасности;

объекты средней категории опасности;

объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.2, 3 ст.5 Закона).

В настоящее время порядок категорирования объектов нормативными актами Правительства Российской Федерации не установлен.

Перечень объектов топливо-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (п.4 ст.5 Закона). По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливо-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (п.5 ст.5 Закона).

Реестр объектов не сформирован. Котельная, эксплуатацию которой осуществляет ответчик, в реестр объектов топливо-энергетического комплекса не включена.

Действующим законодательством не установлены требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Статья 7 Закона, предусматривающая, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации, вступает в силу с 01.01.2012 (ч.2 ст. 18 Закона).

Правительством Российской Федерации не приняты нормативные акты, предусматривающие организационные и иные меры по обеспечению безопасности объектов.

В соответствии с пунктом 4 ст.9 Федерального закона №256-ФЗ «О безопасности объектов топливо-энергетического комплекса» для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Охрана котельной осуществляется на основании договора от 01.10.2011 на оказание охранных услуг ООО ЧОП «<данные изъяты>».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «Теплоснабжающая организация» от 29.11.2011 в составе сведений о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо, указаны следующие: 40.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (основной вид деятельности); 40.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (дополнительный вид деятельности); Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (дополнительный вид деятельности); Деятельность по обеспечению работоспособности котельных (дополнительный вид деятельности); Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (дополнительный вид деятельности).

Деятельность по производству газа, газообразного топлива (коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее по тексту - ОКВЭД) 40.20, 40.20.1), распределению газообразного топлива (код ОКВЭД 40.20.2), производством промышленных газов (код ОКВЭД 24.11), добычей природного газа (коды ОКВЭД 11.1, 11.10, 11.10.1), производством нефтепродуктов (код ОКВЭД 23.20) и иную подобную Общество не осуществляет.

Все указанные выше виды деятельности относятся к газовой и газохимической промышленности.

Кроме того, системное толкование законодательства в сфере газоснабжения (Федеральный закон №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» и др.), содержащихся в законодательстве понятий газоснабжения, поставщика - газоснабжающей организации, системы газоснабжения, также свидетельствует о том, что деятельность общества по выработке тепловой энергии, энергоснабжение потребителей тепловой энергией не является деятельностью в сфере газовой и газохимической промышленности.

Общество не владеет и не эксплуатирует объекты газовой и газохимической промышленности, подлежащие государственной охране в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №587.

Таким образом, прокурором не доказаны правовые основания для обязания ответчика обеспечить государственную охрану котельной.

Просит суд в удовлетворении требований прокурора Нижнесергинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоснабжающая организация» об обязании обеспечить государственной охраной объект топливо-энергетического комплекса - газовую котельную - отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В судебном заседании установлено, что ООО «Теплоснабжающая организация» осуществляет эксплуатацию газовой котельной на основании договоров аренды недвижимого имущества от 01.05.2006, от 01.05.2006 (л.д.11-25).

Котельная, эксплуатируемая ответчиком, включена в реестр опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством от 07.03.2007 <данные изъяты>.

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 9 данного Федерального закона система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Указанная статья вступает в силу с 1 января 2012 года в соответствии с ч.2 ст.18 данного документа.

Как установлено в судебном заседании из пояснений ответчика, категория опасности объекта топливно – энергетического комплекса - котельной, эксплуатируемой ООО «Теплоснабжающая организация», в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в настоящее время не установлена.

В обоснование иска прокурор ссылался на п.22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации 01.03.2011 № 248, согласно которому, МВД России организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации, а также на п. 21 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», согласно которому к перечню объектов, подлежащих государственной охране, относятся объекты газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам.

Тот факт, что котельная, расположенная на территории ОАО «НСММЗ», принадлежащая на праве собственности данному обществу, арендуемая ООО «Теплоснабжающая организация», относится к опасным производственным объектам, не оспаривался в судебном заседании ответчиком, а также подтвержден свидетельством о регистрации и лицензией <данные изъяты>.

Однако, довод прокурора о том, что котельная относится к объектам газовой промышленности и соответственно подлежит государственной охране, не соответствует обстоятельствам дела.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Теплоснабжающая организация» согласно коду ОКВЭД 40.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (основной вид деятельности); 40.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (дополнительный вид деятельности); Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (дополнительный вид деятельности); Деятельность по обеспечению работоспособности котельных (дополнительный вид деятельности); Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (дополнительный вид деятельности) <данные изъяты>.

Согласно техническому паспорту, проектная мощность котельной, эксплуатируемой ООО «Теплоснабжающая организация» 118 Гкал/час, основное топливо природный газ, резервное диз.топливо <данные изъяты>.

Судом установлено, что котельная, арендуемая ООО «Теплоснабжающая организация», расположенная на территории ОАО «НСММЗ», является объектом теплоснабжения, ответчик осуществляет деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, природный газ в работе котельной используется в качестве топливного и энергетического ресурса.

ООО «Теплоснабжающая организация» получена лицензия от 24.10.2008 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; обществом заключен договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 04.10.2011; ответчиком утвержден план мероприятий ликвидации (локализации) возможных аварий в котельной на 2011 – 2012 годы <данные изъяты>.

Генеральным директором ЗАО «НСММЗ» Малышевым А.В. 16.01.2008 утвержден паспорт антитеррористической защищенности сортопрокатного производства ЗАО «НСММЗ» <данные изъяты>.

    Охрана котельной осуществляется на основании договора от 01.10. на оказание охранных услуг ООО ЧОП «<данные изъяты>», утверждено положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на территории ОАО «НСММЗ» <данные изъяты>.

Таким образом, истцом не доказано наличие предусмотренной законом обязанности ответчика обеспечить государственной охраной – вневедомственной охраной МВД России, объект – газовую котельную, расположенную на территории ОАО «НСММЗ», нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц ответчиком.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Нижнесергинский районный суд.

Судья: (подпись)

Копия верна: судья                        О.Ю. Запретилина