Дело №2- /2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги «22» марта 2011 г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Запретилиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора Нижнесергинсксго района Соломатова В.Н.,
при секретаре Сухих О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к Бисертскому потребительскому обществу об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц с иском к Бисертскому потребительскому обществу об обязании совершить определённые действия.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Нижнесерганского района по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка по факту неисполнения предприятиями - работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов по информации, поступившей из ГУ «Нижнесергинский центр занятости».
Проведённой проверкой установлено, что Бисертским потребительским обществом не выполняется установленная квота для приёма на работу инвалидов за период с 01.01.2010 по 24.12.2010.
Из информации, поступившей из ГУ «Нижнесергинский центр занятости» следует, что на предприятии имеется установленная квота в размере 4 человек, данная квота не выполняется ответчиком.
Согласно информации Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Нижнесергинский центр занятости» на учёте нуждающихся в трудоустройстве по состоянию на 24.12.2010 состоит 47 инвалидов, проживающих на территории Нижнесергинского района.
Таким образом, несоблюдение Бисертским потребительским обществом требований ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 03.06.2009), «О занятости населения в Российской Федерации» нарушает конституционное право на труд гражданин, относящихся к категории инвалидов и состоящих, на учете нуждающихся в трудоустройстве.
Просит суд обязать Бисертское потребительское общество в соответствии с ч.1 ст. 25 ФЗ РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», со ст.ст. 21-24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в срок до 01.02.2011 создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Соломатов В.Н. поддержал заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, уточнив, что разумный срок создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно установленной квоты до 01.07.2011.
Представитель ответчика председатель правления Бисертского потребительского общества Киселева З.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, суду пояснила, что за период с 01.01.2010 по 24.12.2010 ГУ «Нижнесергинский центр занятости» инвалидов для трудоустройства в Бисертское потребительское общество не направляло. В течение 2010, 2011 г.г. Бисертское потребительское общество дважды обращалось в ГУ «Нижнесергинский центр занятости» с просьбой сообщить списки инвалидов, проживающих на территории Бисертского городского округа, с указанием профессий с целью их трудоустройства. Согласно спискам инвалидов, предоставленных ГУ «Нижнесергинский центр занятости» с учётом их профессиональной и квалификационной пригодности, а также рекомендаций индивидуальных программ реабилитации инвалидов, Бисертское потребобщество предложило трудоустройство инвалидам: П. и С. При обращении к инвалиду П. предложена должность бухгалтера, однако от неё получен отказ, мотивированный тем, что 10.07.2010 она достигает пенсионного возраста. С. предложена должность истопника в магазине № в дневное время, также получен отказ, мотивированный плохим зрением и нарушением координации движения. В 2011 году Бисертское потребительское общество предложило трудоустройство инвалидам: Т. и А. Т. предложена должность уборщика магазина № по <адрес>, на что получен письменный отказ по состоянию здоровья. Инвалиду А. предложена должность продавца-консультанта в магазин № «<данные изъяты>». В настоящее время А. находится на лечении в больнице, после выхода из больницы обещает дать ответ на предложение БПО. Инвалидов с другими указанными профессиями трудоустроить нет возможности, так как эти профессии не требуются в хозяйственной деятельности БПО и в штате не предусмотрены.
ГУ «Нижнесергинскому центру занятости» Бисертским потребобществом представлена информация о выполнении установленной квоты для приёма на работу инвалидов за февраль 2011 года, выделены следующие рабочие места: истопник магазина № - 1 ед., уборщик магазина №-1 ед., уборщик территории магазинов № - 0,25 ед., продавец-консультант магазина № - 0,5 ед. Инвалиды ГУ «Нижнесергинским центром занятости» в БПО для трудоустройства не были направлены.
Бисертское потребительское общество не уклонялось и не уклоняется от выполнения Федерального закона № 181 ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Случаев отказа обратившимся за трудоустройством инвалидов в течение 2010 года по вине Бисертского потребительского общества не было. Инвалиды сами отказывались от предложенных должностей.
При посещении инвалидов специалистом по кадрам БПО предлагались варианты трудоустройства с учётом профессиональной и квалификационной пригодности, а также рекомендаций индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Создавать специальные рабочие места для инвалидов у Бисертского потребительского общества нет возможности, т.к. в связи с ростом налогового бремени, увеличением до 34 % с 14 % страховых взносов с заработной платы общество вынуждено в 2011 году сокращать численность работающих, а не увеличивать и резервировать рабочие места.
В соответствии с Законом о потребительской кооперации Бисертское потребительское общество является негосударственной и некоммерческой организацией, цель которой удовлетворение потребностей пайщиков создавших общество, а не извлечение прибыли. Пайщики не принимали решения на общем собрании о создании рабочих мест для инвалидов в 2010 году.
Представитель третьего лица ГУ «Нижнесергинский Центр занятости» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Выслушав помощника прокурора Нижнесергинского района Соломатова В.Н., представителя ответчика председателя правления Бисертского потребительского общества Киселеву З.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого крута лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Поводом для обращения в суд прокурора послужила необходимость защиты инвалидов в сфере труда, обеспечение конституционного права на дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, прокурор при подаче искового заявления обосновал, в чём заключаются интересы неопределённого круга лиц, указал, какое право нарушено, а также указал, каким законом предусмотрено его право на осуществление защиты интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.
Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда -противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.
По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приёма на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников и в течение трёх рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.
Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной профаммой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 22 указанного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.
На основании ст. 23 указанного Закона инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной профаммой реабилитации инвалида.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. о 27.12.2009) «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как следует из материалов дела, согласно информации, представляемой в ГУ «Нижнесергинский ЦЗ», среднесписочная численность работников Бисертского потребительского общества - 144, установленная квота 4 человека (3% от среднесписочной численности работников организации), не трудоустроено 4 человека. Согласно сведениям Бисертского потребобщества о выделенных или созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счёт установленной для приёма на работу инвалидов за февраль 2011 года, выделены следующие рабочие места: истопник магазина № - 1 ед., уборщик магазина №-1 ед., уборщик территории магазинов № - 0,25 ед., продавец-консультант магазина № - 0,5 ед.
Согласно сведениям ГУ «Нижнесергинский ЦЗ» по состоянию на 27.01.2011 в центре занятости зарегистрировано в качестве безработных, нуждающихся в трудоустройстве и проживающих на территории Нижнесергинского района - 45 инвалидов <данные изъяты>.
Доводы представителя Бисертского потребительского общества Кисилевой З.А. о принятии мер по трудоустройству инвалидов подтверждаются письменными доказательствами – письмами, адресованными директору ГУ «Нижнесергинский центр занятости» Блинову С.Б., от 09.03.2010. 19.11.2010, 18.02.2011, списками инвалидов, представленными центром занятости, предложением о работе Т.
Однако предпринятые Бисертским потребительским обществом действия являются недостаточными для выполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником - инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом личностных и физических характеристик инвалида.
Ответчиком не представлено в судебное заседание доказательств, подтверждающих принятие мер по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником инвалидом. Каких – либо программ, распоряжений по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом личностных и физических характеристик инвалида также Бисертским потребительским обществом не принято.
Отсутствие у Центра занятости населения полной информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, сведений о мероприятиях по адаптации рабочего места с учётом личностных и физических характеристик инвалида, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства.
При таком положении, суд считает требования прокурора Нижнесергинского района о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение прокурора, представителя ответчика, представленные письменные доказательства, суд считает необходимым установить Бисертскому потребительскому обществу срок исполнения решения суда до 01.07.2011.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден на основании ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
Суд полагает необходимым взыскать с Бисертского потребительского общества госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей в связи с рассмотрением одного требования неимущественного характера.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 103, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнесергинского района удовлетворить.
Обязать Бисертское потребительское общество в срок до «01» июля 2011 года в соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», со ст.ст. 21-24 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве 3 % среднесписочного количества работников.
Взыскать с общества с Бисертского потребительского общества государственную пошлину в доход федерального бюджета 200 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна: судья О.Ю. Запретилина