Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме



Дело №2-511/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги 19 августа 2011 г

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

с участием прокурора Мамай А.В.

при секретаре Сухих О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-511/2011 по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского муниципального образования об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Михайловского муниципального образования об обязании совершить определенные действия, а именно устранить несанкционированные свалки на территории Михайловского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Нижнесергинского района в соответствии с обращением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области проведена проверка по выявлению несанкционированных свалок на территории Нижнесергинского района.

В ходе проверки прокуратурой Нижнесергинского района 19.05.2011 года с привлечением заведующего отделом по охране окружающей среды и ЧС администрации Нижнесергинского муниципального района Смольникова А.В., главного специалиста территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Артинского управления сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Зыковой Н.П., государственного инспектора отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области) Имаева В.У., специалиста отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области) Кетова В.Ю. было проведено обследование земель сельскохозяйственного назначения площадью 58 323 га с целью выявления фактов захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления, расположенных в границах Нижнесергинского района.

В ходе проведения обследования (акт осмотра от 19.05.2011 г.) установлено наличие несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в г. Михайловске, между объездной дороги и населенным пунктом, окончание ул. Лесная, площадью около 0,2 га (земли поселения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в карьере г. Михайловск перед мостом через р. Серга, на расстоянии 200 м от а/д Нижние Серги – Арти, площадью 6,0 га, (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов на въезде в д. Урмикеево (северо – западная сторона населенного пункта, силосная яма, развалины фермы), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов на въезде в с. Акбаш (северная сторона населенного пункта, водонапорная башня, развалина МТФ), площадью около 03,га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в карьере с. Красноармеец, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в 200 м от а/д Красноармеец – Перепряжка на расстоянии 600 м. от п. Красноармеец в силосной яме, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в направлении юг 300 м. от въезда в д. Перепряжка со стороны Красноармейца, площадью около 0,3 га (земли сельхоз назначения); несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов на окраине с. Шокурово (старая дорога на Красноармеец), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения).

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрацией Михайловского муниципального образования не организована система рационального сбора и удаления твердых бытовых отходов на территории вышеуказанных земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда, не выполняется обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории муниципального образования, что приводит к нарушению действующего законодательства и нарушению конституционных прав граждан.

Просит суд обязать ответчика – администрацию Михайловского муниципального образования в срок до 01 сентября 2011 года устранить несанкционированные свалки твердо – бытовых отходов: несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в г. Михайловске, между объездной дороги и населенным пунктом, окончание ул. Лесная, площадью около 0,2 га (земли поселения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в карьере г. Михайловск перед мостом через р. Серга, на расстоянии 200 м от а/д Нижние Серги – Арти, площадью 6,0 га, (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на въезде в д. Урмикеево (северо – западная сторона населенного пункта, силосная яма, развалины фермы), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на въезде в с. Акбаш (северная сторона населенного пункта, водонапорная башня, развалина МТФ), площадью около 0,3 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в карьере с. Красноармеец, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в 200 м от а/д Красноармеец – Перепряжка на расстоянии 600 м от п. Красноармеец в силосной яме, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в направлении юг 300 м от въезда в д. Перепряжка со стороны Красноармейца, площадью около 0,3 га (земли сельхоз назначения); несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на окраине с. Шокурово (старая дорога на Красноармеец), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения).

В судебном заседании помощник прокурора Мамай А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, также пояснил, что в мае 2011 года прокуратурой Нижнесергинского района в соответствии с обращением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области проведена проверка по выявлению несанкционированных свалок на территории Нижнесергинского района. Проверка была проведена с привлечением ряда специалистов. Данная комиссия выехала на территорию Михайловского муниципального образования. В ходе проведения проверки были выявлены несанкционированные свалки твердо – бытовых отходов. Также пояснил, что несанкционированная свалка твердо – бытовых отходов, расположенная в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения) расположена на территории Михайловского муниципального образования, что подтверждается имеющейся в материалах дела картой-выкипировкой калекконтуров земельных угодий и представленным им у судебном заседании Законом Свердловской области от 12.07.2007 г. № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», из которого следует, что граница Нижнесергинского городского поселения и Михайловского муниципального образования проходит через д. Половинка (через мост, находящийся в центре деревни), свалка твердо-бытовых отходов расположена на выезде из д. Половинка в сторону г. Михайловска, что относится к территории Михайловского муниципального образования.

Ответчик – администрация Михайловского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, представил отзыв, в котором указал, что ликвидация ряда свалок на территории Михайловского муниципального района будет проведена в сроки с 15.09.2011 г. по 15.10.2011 г., выполнить ликвидацию четырех больших свалок администрация сможет только в 2012 г. (л.д. 44-45).

В предварительном судебном заседании представитель ответчика администрации Михайловского муниципального образования Балеевских О.М., действующая на основании доверенности № 31 от 20.07.2011 года, с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что уборка свалок действительно входит в обязанности администрации, но устранить свалки полностью не позволяет сделать отсутствие бюджетных средств. Запланировано в 2011 г. на данную статью 50 000 рублей, 16 000 из них уже израсходовано на уборку несанкционированных свалок в п. Тюльгаш, еще две свалки администрация уберет в этом году, остальные свалки получиться убрать только на следующий год. Администрация не согласна только с требованием об уборке несанкционированной свалки твердо – бытовых отходов, расположенной в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения), в связи с тем, что это территория не относится к территории Михайловского муниципального образования. Ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 01.09.2011 года администрация Михайловского муниципального образования не сможет в связи с отсутствием финансовых средств в местном бюджете по данной статье расходов. Выполнение этих требований в полном объеме возможно только в 2012 году (л.д. 40).

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора Имаев В.У. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствии, также указал, что с иском прокурора Нижнесергинского района согласен (л.д.35).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно – исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1.2 раздела I СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Таким образом, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно представленного акта осмотра от 19.05.2011 года было проведено обследование земель площадью 58 323 га, где были выявлены несанкционированные свалки ТБО, в том числе и относящиеся к территории Михайловского муниципального образования (л.д.10-13).

В материалах дела также имеется карты-выкипировки калекконтуров земельных угодий (л.д. 14-20, 46-47), относящихся к Михайловскому муниципальному образованию, где указано, что свалки твердо – бытовых отходов, на данной территории относятся к территории Михайловского муниципального образования, что также подтверждено представленными в судебное заседание фотографиями (л.д. 21-30), сведениями о границах муниципального образования (л.д. 48-58).

Факт наличия данных свалок не отрицался в предварительном судебном заседании представителем ответчика.

Судом также установлено, что несанкционированная свалка твердо – бытовых отходов, расположенная в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения) расположена на территории Михайловского муниципального образования, что подтверждается имеющейся картой-выкипировкой калекконтуров земельных угодий (л.д. 14) и Законом Свердловской области от 12.07.2007 г. № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», из которого следует, что граница Нижнесергинского городского поселения и Михайловского муниципального образования проходит через д. Половинка (через мост, находящийся в центре деревни), свалка твердо-бытовых отходов расположена на выезде из д. Половинка в сторону г. Михайловска.

Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика администрации Михайловского муниципального образования устранить выявленные нарушения.

Также суд считает, что срок, требуемый прокурором для выполнения данных требований является не обоснованным, в связи с чем, срок необходимо увеличить до 01 октября 2011 года.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с Администрации Михайловского муниципального района в доход федерального бюджета госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Михайловского муниципального района устранить следующие несанкционированные свалки твердо – бытовых отходов:

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в 100 м от а/д на выезде из д. Половинка в направлении г. Михайловска, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в г. Михайловске, между объездной дороги и населенным пунктом, окончание ул. Лесная, площадью около 0,2 га (земли поселения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в карьере г. Михайловск перед мостом через р. Серга, на расстоянии 200 м от а/д Нижние Серги – Арти, площадью 6,0 га, (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на въезде в д. Урмикеево (северо – западная сторона населенного пункта, силосная яма, развалины фермы), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на въезде в с. Акбаш (северная сторона населенного пункта, водонапорная башня, развалина МТФ), площадью около 0,3 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в карьере с. Красноармеец, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в 200 м от а/д Красноармеец – Перепряжка на расстоянии 600 м от п. Красноармеец в силосной яме, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов, расположенную в направлении юг 300 м от въезда в д. Перепряжка со стороны Красноармейца, площадью около 0,3 га (земли сельхоз назначения);

- несанкционированную свалку твердо – бытовых отходов на окраине с. Шокурово (старая дорога на Красноармеец), площадью около 3,0 га (земли сельхоз назначения).

Срок для устранения указанных нарушений установить ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации Михайловского муниципального образования в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>                 Г.А. Глухих