Исковые требования удовлетворены в полном объеме



Дело №2-509/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижние Серги 15 августа 2011 г

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.

с участием прокурора Мамай А.В.

при секретаре Сухих О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 509/2011 по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уральская фольга» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уральская фольга» об обязании совершить определенные действия: разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно – защитной зоны, установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Нижнесергинского района во исполнение задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, законодательства о промышленной безопасности и чрезвычайных ситуациях на крупных предприятиях металлургического комплекса, расположенных на территории Нижнесергинского района, в том числе и на ОАО «Уральская фольга».

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки, с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Нижнесергинском районе, р.п. Бисерть и Артинском районе (ТО ТУ Роспотребнадзора), установлено, что ОАО «Уральская фольга» допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха - у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны.

ОАО «Уральская фольга» специализируется на производстве фольги и ленты из алюминиевых сплавов. Завод перерабатывает привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок-полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, а также отходы собственного производства.

В соответствии со статистическим отчетом по форме 2 ТП (воздух) за 2010 г., представленным предприятием, в 2010 году в атмосферный воздух ОАО «Уральская фольга» выброшено 38,914 тонн загрязняющих веществ, в том числе твердых 17,582 тонны, жидких и газообразных 21,332 тонны. На предприятии имеется 29 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на двух источниках выбросов оборудованы пылеулавливающие сооружения.

Промплощадка ОАО «Уральская фольга» расположена на земельном участке площадью 181962,00 кв.м. К северу и югу от завода ОАО «Уральская фольга» расположена жилая застройка. Ближайшая жилая застройка находится на расстоянии:

- 30 м от южной границы промплощадки ОАО «Уральская фольга» по <адрес>;

- 110 м от северной границы промплощадки на противоположном берегу реки Серга по <адрес>, Луговая, Карла Маркса, Фрунзе.

Согласно Акту проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> № 01 -18-15-27/505 от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с санитарной классификацией предприятий ОАО «Уральская фольга» относится к производствам первого класса опасности, нормативная санитарно-защитная зона составляет 1 000 м., в которую попадает жилая застройка. Количество населения, проживающего в санитарнозащитной зоне предприятия, составляет около 2082 человек.

Таким образом, ОАО «Уральская фольга» нарушаются положения с п. 1 ст. 35, п. 3 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно разделу ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2. 1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74, ОАО «Уральская фольга» относится к объекту 1 класса опасности с нормативной санитарнозащитной зоной не менее 1 000 м.

ОАО «Уральская фольга» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением ст.ст. 34, 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п. 2.1, 2.5, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74. Несмотря на это, в нарушение действующего законодательства ОАО «Уральская фольга» осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

Просит обязать ОАО «Уральская фольга» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны, установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ

Также просит обязать ОАО «Уральская фольга» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО4 поддержал исковые требования в полном объеме, также пояснил, что проводилась выездная проверка, при которой было установлено, что ответчиком был заключен договор на изготовление проекта, срок определен договором до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, им заявлен срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ и данный срок считается реальным, в противном случае, ответчик может обратиться в суд за отсрочкой исполнения решения.

Представитель ответчика ОАО «Уральская фольга», действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, с исковыми требованиями согласна, также пояснила, что прошла встреча руководства их предприятия и органов прокуратуры по поводу решения данного вопроса и руководство пришло к мнению, что сроки разумны, однако экспертиза проекта будет проходить примерно в течение шести месяцев. Они получили письмо от главного санитарного врача <адрес>, где он сообщил, что срок прохождения данной экспертиза составляет 60 дней, затем все документы будут направлены в Москву на утверждение главным санитарным врачом Российской Федерации. По всем замерам санитарно – защитной зоны их предприятия, будет установлена в пределах промплощадки предприятия. Они продолжают работать с их санитарно – защитной зоной, единственное, что необходимо, это утвердить проект санитарно – защитной зоны (СЗЗ).

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствии, а также возражений относительно требований прокурора <адрес>, не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования обоснованные и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» … эксплуатация … зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно разделу ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74, ОАО «Уральская фольга» относится к объекту 1 класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 1 000 м.

В п. 2 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 2.1, 2.6. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативам и в области охраны окружающей среды.

В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Уральская фольга».

В материалах дела имеется письмо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, р.<адрес> и <адрес>, адресованное прокурору <адрес> о результатах внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Уральская Фольга», где были выявлены ряд нарушений: в санитарно — защитную зону предприятия попадает жилая застройка, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.3.1.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; не согласована с органами Роспотребнадзора программа производственного контроля за качеством атмосферного воздуха (перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения периодичность отбора проб атмосферного воздуха), что является нарушением п. 5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; не организован производственный лабораторный контроль на границе санитарно защитной зоны и в зоне влияния предприятия (не представлены результаты производственного лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха, почвы и физические измерения за 2010 г., за истекший перио<адрес>.), что является нарушением п. 2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, п. 5.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.6.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно эпидемиологические требования к качеству почвы» (л.д.11).

Также имеется сообщение от и.о. управляющего директора ОАО «Уральская фольга» ФИО3, где указано, что ОАО «Уральская фольга» является взрывоопасным объектом, зарегистрированном в Ростехнадзоре и имеющее лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (л.д.12).

Согласно справке администрации Михайловского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в микрорайоне «Воронино», расположенном в <адрес>, проживает и зарегистрировано около 1 000 человек (л.д.15).

В судебном заседании обозревался проект обоснования размера санитарно – защитной зоны предприятия ОАО «Уральская фольга» расчетным путем, согласно которого, размер расчетной СЗЗ промплощадки предприятия ОАО «Уральская фольга» определяется сложившейся застройкой и составляет от границы территории земельного участка: от 110 м до 180 м от северной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки, <адрес>; от 120 м до 210 м от северо-восточной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки <адрес>; от 210 м до 300 м от восточной границы промплощадки предприятия — по территории промзоны ООО «Уральский завод эластомерных уплотнений», ООО «ДиМид», ООО «Авангард»; от 300 м до 220 м, от юго-восточной границы промплощадки предприятия — по территории промзоны ООО «Авангард» до границы жилой застройки ул. 3аводская; от 220 м до 30 м от южной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки <адрес>; от 30 м до 220 м — от юго-западной и западной границ промплощадки; по территории промзоны (линия ЛЭП, территория газового хозяйства; от 220 м до 110 м от северо-западной границе, промплощадки по акватории <адрес>, до границы жилой застройки <адрес> (16-22).

Также в материалах дела имеются сведения об охране атмосферного воздуха за 2010 г., согласно которого выбрасывается без очистки загрязняющих веществ в атмосферу всего 28,382, в том числе от организованных источников загрязнения 25,220; поступило на очистные сооружения загрязняющих веществ всего 24,775, из поступивших на очистку уловлено и обезврежено всего 14,243, из них утилизировано 14,243; всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ за отчетный го<адрес>,914. (л.д.23-25).

Согласно пояснительной записке к отчету 2-ТП (воздух) за 2010 год, ОАО «Уральская фольга» специализируется на производстве фольги и ленты из алюминия и его алюминиевых сплавов. Перерабатывает привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок-полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, а так же отходы собственного производства. Проект ПДВ утвержден ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; разрешение на выброс загрязняющих веществ № 1104(С) от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. На предприятии 2 газоочистные; увеличение количества выбросов ЗВ связано с увеличением отработанного времени технологическим оборудованием; предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) не получали; мероприятия не разрабатывались (л.д.26).

В судебном заседании был представлен договор № 102-09 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «Уральская фольга» и Некоммерческим партнерством «Уральский орган сертификации по экологическим требованиям», согласно которого исполнитель принимает на себя поэтапное выполнение работы «Разработка проекта расчетной санитарно – защитной зоны двух промплощадок ОАО «Уральская фольга», сроком окончания 190 рабочих дней с момента предоставления исходных данных согласно Техническому заданию к договору в полном объеме (л.д. 31-32).

В материалах дела также имеется проект обоснования размера санитарно – защитной зоны предприятия ОАО «Уральская фольга» расчетным путем за 2011 г., согласно которого размер расчетной СЗЗ промплощадки предприятия ОАО «Уральская фольга» определяется сложившейся застройкой и составляет от границы территории земельного участка: от 110 м до 180 м от северной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки, <адрес>; от 120 м до 210 м, от северо-восточной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки <адрес>; от 210 м до 300 м от восточной границы промплощадки предприятия — по территории промзоны (ООО «Уральский завод эластомерных уплотнений», ООО «ДиМид», ООО «Авангард»); от 300 м до 220 м от юго-восточной границы промплощадки предприятия — по территории промзоны (ООО «Авангард») до границы жилой застройки ул. 3аводская; от 220 м до 30 м от южной границы промплощадки предприятия — по границе жилой застройки <адрес>; от 30 м до 220 м - от юго-западной и западной границ промплощадки предприятия - по территории промзоны (линия ЛЭП, территория газового хозяйства); от 220 м до 110 м от северо-западной границы, промплощадки - по акватории <адрес>, до границы жилой застройки <адрес> (34-39).

Согласно отчета оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха промышленными выбросами ОАО «Уральская фольга» на современном этапе за 2011 г., среднемесячные концентрации диоксидов, серы и азота, алюминия, марганца и хрома на временных постах наблюдения в летний и осенний период не превысили гигиенический регламент; в весеннее – летний период на всех стационарных постах концентрации неорганической пыли в 4 % проб были выше гигиенического регламента в 1,11-1,3 раза; показатели загрязнения атмосферного воздуха (КИЗА, СИ, НП) оцениваются как низкие на всех постах наблюдения в оба периода исследований; суммарный уровень загрязнения снежного покрова изученными металлами оценивается как низкий (л.д. 40-72).

В судебном заседании обозревался договор № 5210 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «Уральская фольга» и ООО «УЦ МТЭС», согласно которого исполнитель принял на себя поэтапное выполнение работы «Обоснование размеров окончательно установленной санитарно – защитной зоны двух сопряженных промплощадок ОАО «Уральская фольга» (л.д.74-75). Согласно ответа на запрос ООО «Уральского центра медицины труда Экологической эпидемиологии и сертификации» срок исполнения договора ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76).

Согласно Акту проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> № 01 -18-15-27/505 от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с санитарной классификацией предприятий ОАО «Уральская фольга» относится к производствам первого класса опасности, нормативная санитарно-защитная зона составляет 1 000 м., в которую попадает жилая застройка. Количество населения, проживающего в санитарнозащитной зоне предприятия, составляет около 2082 человек (л.д. 11).

Таким образом, ОАО «Уральская фольга» нарушаются положения с п. 1 ст. 35, п. 3 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ОАО «Уральская фольга» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением ст.ст. 34, 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п. 2.1, 2.5, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74. Несмотря на это, в нарушение действующего законодательства ОАО «Уральская фольга» осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

Факт наличия указанных истцом нарушений не отрицался в судебном заседании ответчиком.

Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика ОАО «Уральская фольга» устранить выявленные нарушения.

Однако суд полагает, что срок, требуемый прокурором для выполнения требования об обязании ответчика разработать и утвердить проект окончательной санитарно – защитной зоны не соответствует требованиям разумности, так как из пояснения представителя ответчика и из представленных доказательств следует, что утверждения проекта необходимо не менее 1 месяца, в связи с чем, срок исполнения данного требования подлежит увеличению до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ОАО «Уральская фольга» Подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Нижнесергинского района Свердловской области удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Уральская фольга» разработать и утвердить проект окончательной санитарно – защитной зоны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Открытое акционерное общество «Уральская фольга» организовать санитарно – защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно – защитной зоны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Открытого акционерного общества «Уральская фольга» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                 Г.А. Глухих