Исковые требования удовлетворены в полном объеме.



Дело № 2-98/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 31 января 2012 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре Сухих О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-98/2012 по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Верхние Серги о понуждении устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Верхние Серги об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов, расположенные в Верхнесергинском участковом лесничестве в кварталах <данные изъяты> на землях лесного фонда, в границах городского поселения Верхние Серги.

В обоснование исковых требований прокурор Нижнесергинского района указал, что прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области, проведена проверка по информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области по соблюдению требований природоохранного законодательства при несанкционированном размещении отходов на землях лесного фонда на территории Нижнесергинского района.

В ходе проверки, проведенной с привлечением ведущего специалиста отдела государственного лесного контроля и надзора ФИО5, лесничего Верхнесергинского участкового лесничества ФИО7, заместителя главы администрации городского поселения Верхние Серги ФИО9 было проведено обследование земель лесного фонда на территории городского поселения Верхние Серги, Верхнесергинского участкового лесничества с целью выявления фактов захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления, расположенных в границах <адрес>.

В ходе проведения обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие несанкционированных свалок ТБО, расположенных в Верхнесергинском участковом лесничестве на землях лесного фонда: в квартале 126 (литер 12, размеры свалки 8 м х 26 м, площадью 0,0208 га, высота до 0,5 м); в квартале 131 (литер 13, размеры свалки 8 м х 30 м, площадью 0,024 га, высота до 0,5 м); в квартале 98 (литер 7, размеры свалки 13 м х 13 м, площадью 0,017 га, высота до 0,5 м).

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрация городского поселения Верхние Серги не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории городского поселения Верхние Серги

Просит обязать администрацию городского поселения Верхние Серги в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов.

Представитель прокуратуры ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил обязать администрацию городского поселения Верхние Серги в указанный в исковом заявлении срок устранить несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов. Дополнительно пояснил, что несанкционированные свалки находятся в границах городского поселения Верхние Серги, этот факт подтвержден информацией, представленной Нижнесергингским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Представитель ответчика ФИО10 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснил, что в иске прокурора идет речь свалках ТБО, расположенных на землях лесного фонда, то есть о лесном контроле, что является прерогативой Нижнесергинского муниципального района. Действительно в указанных в исковом заявлении прокурора кварталах имеются несанкционированные свалки, это жители вывозят бытовой и строительный мусор в лес, хотя в п. Верхние Серги имеется соответствующий полигон, где можно складировать мусор бесплатно. Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ он не оспаривает. Он не спорит с тем, что установленные свалки ТБО расположены в границах городского поселения Верхние Серги, знает, что объем свалок большой, что потребуются значительные финансовые средства для их ликвидации, а финансирования нет, в связи с чем просил, в случае удовлетворения требований прокурора, продлить срок для устранения выявленных нарушений на 2 месяца.

Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства Свердловской области ГБУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» ФИО7 в судебном заседании требования прокурора поддержал. Дополнительно пояснил, что выявленные на территории городского поселения Верхние Серги свалки ТБО возможно будет ликвидировать после схода снежного покрова, так как подъезд к месту нахождения мусора в лесу на грузовых машинах затруднителен в зимний и весенний период, на отдаленных участках вывоз ТБО будет возможен после просыхания дорог, то есть в июне.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ст. 51 Лесного кодекса российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами (п.1 ст. 19, п. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. 5 п.1, п. 2 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится помимо прочих, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1.2 раздела I СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно представленному акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения Верхние Серги, на землях лесного фонда, установлено наличие несанкционированных свалок (л.д. 10-11), расположение которых отмечено на картах земельных участков (л.д. 12-14).

Расположение указанных в исковом заявлении прокурора мест несанкционированных свалок ТБО в границах городского поселения Верхние Серги подтверждается информацией, представленной Нижнесергингским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д. 18).

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрация городского поселения Верхние Серги не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории поселения.

Факт наличия данных свалок не отрицался в судебном заседании ответчиком.

Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика устранить выявленные нарушения.

Также суд считает, что срок, требуемый прокурором для выполнения его требований, с учетом пояснений, данных представителем Департамента лесного хозяйства <адрес> ГБУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» ФИО7 о том, что выявленные на территории городского поселения Верхние Серги свалки ТБО возможно будет ликвидировать после схода снежного покрова, так как подъезд к месту нахождения мусора в лесу на грузовых машинах затруднителен в зимний и весенний период, на отдаленных участках вывоз ТБО будет возможен после просыхания дорог, необходимо увеличить до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с администрации городского поселения Верхние Серги в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского поселения Верхние Серги в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить на территории городского поселения несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:

1) несанкционированную свалку ТБО, <данные изъяты>

2) несанкционированную свалку ТБО, <данные изъяты>

3) несанкционированную свалку ТБО, <данные изъяты>

Взыскать с администрации городского поселения Верхние Серги в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца через Нижнесергинский районный суд.

Судья                  Г.А. Глухих