Исковые требования удовлетворены в полном объеме.



Дело № 2-99/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги 07 февраля 2012 г.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре Сухих О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-99/2012 по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского муниципального образования о понуждении устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Верхние Серги об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов, расположенные в <адрес> на землях лесного фонда, в границах Михайловского муниципального образования.

В обоснование исковых требований прокурор Нижнесергинского района указал, что прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области, проведена проверка по информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области по соблюдению требований природоохранного законодательства при несанкционированном размещении отходов на землях лесного фонда на территории Нижнесергинского района.

В ходе проверки, проведенной с привлечением ведущего специалиста отдела государственного лесного контроля и надзора ФИО4, лесничего Михайловского участкового лесничества ФИО7, инжинера администрации Михайловского муниципального образования ФИО5 было проведено обследование земель лесного фонда на территории Михайловского муниципального образования, Михайловского участкового лесничества с целью выявления фактов захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления, расположенных в границах Нижнесергинского района.

В ходе проведения обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие несанкционированных свалок ТБО, расположенных в <данные изъяты>

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрация Муниципального образования не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Михайловского муниципального образования.

Просит обязать администрацию Михайловского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов.

Представитель прокуратуры ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил обязать администрацию Михайловского муниципального образования в указанный в исковом заявлении срок устранить несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов. Дополнительно пояснил, что несанкционированные свалки находятся в границах Михайловского муниципального образования, этот факт подтвержден информацией, представленной Нижнесергингским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Представитель ответчика Михайловского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела судебной повесткой (л.д. 20, 27-28).

С учетом мнения истца, соблюдения сроков рассмотрения дела суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке.

Представитель третьего лица – Департамента лесного хозяйства Свердловской области ГБУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» ФИО7 в судебном заседании требования прокурора поддержал. Дополнительно пояснил, что выявленные на территории Михайловского муниципального образования свалки ТБО возможно ликвидировать как в настоящее время, поскольку снежный покров не глубокий, так и после схода снежного покрова, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, так как нахождения мусора в лесу расположено вблизи старых дорог, еще пригодных для эксплуатации. Также пояснил, что после высыхания почвы после схода снежного покрова возникнет угроза возгорания отходов, поэтому важно не пропустить этот пожароопасный период. Срок, указанный прокурором в исковом заявлении - реальный срок.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1 ст. 51 Лесного кодекса российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами (п.1 ст. 19, п. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. 5 п.1, п. 2 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится помимо прочих, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1.2 раздела I СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно представленному акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на территории Михайловского муниципального образования, на землях лесного фонда, установлено наличие несанкционированных свалок (л.д. 10-11), расположение которых отмечено на картах земельных участков (л.д. 12-14).

Расположение указанных в исковом заявлении прокурора мест несанкционированных свалок ТБО в границах Михайловского муниципального образования подтверждается информацией, представленной Нижнесергингским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д. 18).

Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрация Михайловского муниципального образования не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории поселения.

Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика устранить выявленные нарушения.

Также суд считает, что срок, требуемый прокурором для выполнения его требований, с учетом пояснений, данных представителем Департамента лесного хозяйства Свердловской области ГБУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» ФИО7 о том, что выявленные на территории Михайловского муниципального образования свалки ТБО возможно ликвидировать как в настоящее время, поскольку снежный покров не глубокий, так и после схода снежного покрова, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, так как свалки мусора в лесу расположены вблизи старых дорог, еще пригодных для эксплуатации.

Также суд при принятии решения учитывает и то, что ликвидация свалок ТБО в сокращенные сроки необходима и для предупреждения случаев возгорания отходов, возникновения пожаров.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с администрации Михайловского муниципального образования в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Михайловского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить на территории муниципального образования несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:

1) несанкционированную свалку ТБО, расположенную в <данные изъяты>

2) несанкционированную свалку ТБО, расположенную в <данные изъяты>;

3) несанкционированную свалку ТБО, <данные изъяты>

Взыскать с администрации Михайловского муниципального обрпазования в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в Нижнесергинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                  Г.А. Глухих