Мотивированное решение изготовлено 16 января 2011 г.
Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
11 января 2011 г. г. Нижние Серги
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Первовой Е.В.
при секретаре Мазитовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску А.Н. к ИП А.Г. о признании землеустроительного дела № от ДД.ММ.ГГГГ по межеванию земельного участка недействительным, обязании ИП А.Г. оформлению земельного участка в соответствии с реальной площадью 1400 кв.м, согласно представленных документов,
У С Т А Н О В И Л:
23.04.1971 г. А.М. был приобретен жилой дом по адресу: <адрес>. Данный дом находился на земельном участке общей площадью 1400 кв. м. Площадь земельного участка была указана в учетной карточке на усадебный участок.
25.06.1971 г. был зарегистрирован брак между А.М. и истицей А.Н.
19.04.1993 года А.М. на основании решения главы администрации было выдано свидетельство о праве собственности на землю по № 61, на земельный участок. Расположенный по адресу <адрес>, в котором также указана площадь земельного участка 1400 кв.м, отражены размеры соответствующие обмеру 1988 года. Указанный земельный участок был предоставлен А.М. на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается свидетельством о праве собственности, и по день смерти мужа из его обладания не выбывал.
09.03.2004 года А.М. умер.
После смерти мужа А.Н. обратилась к нотариусу за принятием наследства, но документы сразу надлежащим образом не оформила. Свидетельство о праве на наследство по закону получила ДД.ММ.ГГГГ. В техническом паспорте, на плане земельного участка, в экспликации земельного участка, а также в свидетельстве о праве наследования по закону площадь земельного участка указана 1400 кв. м. и размеры совпадают с размерами предыдущих размеров.
В июле 2008 г.она обратилась в суд к ИП А.Г. с заявлением о межевании земельного участка. Расположенного по адресу: <адрес> она решила восстановить границу своего земельного участка, смежную с участком <адрес>, так как к тому времени муж А.И. не только установил забор до половины длины участка, заступив на ее территорию почти на 1 метр, но с внучкой разработали и вскопали межу между земельными участками. А также перед самим обмеров вкопали столб в конце огорода, но не на меже. А на ее участке в борозде. Несмотря на то, что договор на межевание земельного участка был заключен с А.Г., замеры выполняли другие лица, в их распоряжение были предоставлены все необходимые документы, а также предоставлена выписка из государственного кадастра недвижимости, в котором указана площадь земельного участка 1400 кв. м., но, не смотря на это, все замеры проводились по ориентирам, которые показывали А.И. и С.К., т.е. по их забору, стоящему на ее борозде, ее никто не слушал. Получив на руки землеустроительное дело, она увидела. Что ширина ее земельного участка убавилась, по документам была 20.50 м., стала 19,22 м., уменьшилась на 1,28 м. и так практически по всей длине. В результате чего площадь ее земельного участка уменьшилась на 72 м.. Она с мужем всегда платила налог за земельный участок площадью 1400 кв. м. Она не согласна с результатами обмера ее земельного участка, произведенного А.Г., сотрудники которого, не смотря на имеющиеся у них планы, как ее земельного участка, так и соседнего земельного участка <адрес>, подошли к своим обязанностям формально, не разобравшись с реальными границами земельных участков произвели замеры по координатам, указанным им семьями А.И., С.К., по линии, установленного ими забора и столба, не смотря на то, что все это установлено на территории ее участка. Поэтому А.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к ИП А.Г. о признании землеустроительного дела № от ДД.ММ.ГГГГ по межеванию земельного участка недействительным, обязании ИП А.Г. оформлению ее земельного участка в соответствии с реальной площадью 1400 кв. м., согласно представленных документов,
В судебном заседании А.Н. поддержала заявленные ею требования, пояснив суду, что земельный участок, принадлежащий ею мужу, всегда - по всем документам был 1400 кв. метров. Впервые граница земельного участка была сдвинута вглубь их огорода соседом А.И. в 1995-1996 годах. Им был установлен забор по середине длины участков. На тот момент, ни она, ни ее муж никуда не обращался по поводу того, что земельный участок захвачен соседом. После смерти своего мужа она не сразу оформила документы на себя. Она не отрицает тот факт, что при выдаче свидетельства о праве собственности на землю ее мужу А.М. обмер земельного участка не производился, просто был перенесен план земельного участка с технического паспорта. На 1979 год, на 1988 год ее земельный участок не изменялся, составлял 1400 кв м. В свидетельстве о праве на наследство, также указан земельный участок, площадью 1400 кв. метров. Она считает, что при межевании часть земельного участка была захвачена соседями. В настоящее время ее земельный участок имеет изгиб, соседи поставили забор через весь огород, что ей даже невозможно подойти к теплице и открыть форточку, грозят, что еще отрежут часть огорода. Ею действительно подписано согласование границ земельного участка, а также получено землеустроительное дело по межеванию земельного участка, в котором указана площадь 1328 кв. м., а также получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 1328 кв. м., но она с этим не согласна, просит землеустроительное дело № от ДД.ММ.ГГГГ по межеванию земельного участка признать недействительным, обязать ИП А.Г. оформить земельный участок в соответствии с реальной площадью, размером 1400 кв. м., согласно представленных ею документов.
Ответчик А.Г. с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, суду пояснил, что действительно им, по заявлению А.Н. выполнялось землеустроительное дело. Все границы земельного участка были согласованы с соседями, произведены замеры при А.Н. Землеустроительное дело было выполнено в указанными сроки, имеются все подписи и согласования. Согласно акта- геодезические знаки переданы на наблюдение за сохранностью А.Н. Получив все замеры и сравнив имеющиеся документы, а также сравнив с планом земельного участка было установлен, что в плане земельного участка, выполненного ранее в масштабе 1:500, указанный размер 20,50 не соответствует действительности. На самом деле эта цифра составляет 19,55. План аэросъемки за 1996 годы полностью совпадает с земельным участком, которым фактически всегда пользовалась семья А.Н.. Ранее границы земельного участка не были установлены, эти указания есть в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, ранее сведения вносились в государственный кадастр декларативно. Считает, что в первоначальном чертеже земельного участка была допущена ошибка, которая была продублирована в остальных документах. При перерасчете площадей земельного участка А.Н. из масштаба 1:500, выполненной когда–то техниками БТИ площадь всего земельного участка составляет 1316 кв. м. В соответствии с фактически сложившимся землепользованием, в соответствии с требованиями закона, а именно ст. 38 Ф.З. «О государственном кадастре недвижимости», была определена площадь земельного участка 1328 кв. м. После получения землеустроительного дела, А.Н. было получено постановление главы администрации <адрес> именно на этот земельный участок, площадью 1328 кв. м. Затем А.Н. был получен кадастровый паспорт на земельный участок с этой же площадью, а затем и зарегистрирована право собственности на земельный участок 1328 кв. м. Никаких претензий со стороны А.Н. с 2008 год, после получения ею землеустроительного дела не поступало. При выполнении межевания им не были нарушены права А.Н., напротив со стороны соседей был сделан отступ на 40 см. вглубь их земельного участка. По предложению А.Н. следует спрямит земельный участок, тогда произойдет захват земли соседей А.И.. После получения искового заявления он еще проверил все землеустроительное дело и никаких ошибок при его формировании не нашел. Границы земельного участка были уже сложившимися и определены по фактическому длительному использованию. Его лан полностью при наложении совпадает с планом аэросъемки.
Заинтересованное лицо - представитель А.И. – С.К., действующий по доверенности, с требованиями А.Н. не согласен. Выполнении межевания производилось в присутствии А.Н. Все границы были согласованы между соседями, никаких претензий не было, никакого давления на А.Н. никто не оказывал Претензии появились после того, как они возвели забор на своем земельном участке. По обмерам их земельного участка площадь также уменьшилась и стала 1350 кв. м., а не 1352 кв.м., чужой земли у них нет, поэтому в заявленных требования А.Н. они просят отказать.
Заинтересованное лицо – Н.А. также с заявленными требованиями не согласна, поскольку еще при жизни ее деда и до настоящего времени никакого спора по земельному участку с их стороны никогда не было. А.М. при жизни к ним никаких претензий не предъявлял. При межевании А.Н. присутствовала. Никаких претензий не высказывала. Все границы были с нею согласованы. Спор возник после того, как они возвели забор, но земельного участка А.Н. этот забор не касается. Так как они отступили еще вглубь своего участка. Ранее при выдаче свидетельств на землю границы земельного участка никто не устанавливал. Она просит в заявленных требованиях А.Н.н. отказать.
Выслушав участников процесса. Исследовав имеющиеся материалы дела, суд считает. что заявленные требования А.Н. необоснованные и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, согласно учетной карточки, технического паспорта на жилой дом по <адрес>, плана земельного участка – площадь земельного участка составляет 1400 кв. м. <данные изъяты>. По этим же данным 14.августа 1992 года было выдано на имя А.М. свидетельство о праве собственности на землю, в котором также указана площадь земельного участка 1400 кв. м. <данные изъяты> и перенесен план земельного участка в масштабе 1:500.
Как установлено в суде и со слов истца А.Н. при выдаче данного земельного участка никаких замеров в то время не производилось, а в соответствии с требованиями действующего законодательства: ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре», а также ч. 6 ст. 34 ЗК РФ – земельный участок не прошедший процедуру формирования и государственный кадастровый учет не может быть объектом земельных и иных имущественных отношений.
Поэтому после смерти своего мужа – А.Н., вступив в права наследства, ДД.ММ.ГГГГ получает свидетельство о праве на наследство по закону, в котором также указана площадь земельного участка 1400 кв. м., <данные изъяты>. После этого обращается с заявлением о межевании земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, поскольку земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет без обмеров и формирования данного земельного участка.
В соответствии с требованиями ст. 11.2 ч. 5. ЗК РФ - Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Согласно ст. 21 ЗК РФ - Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.
2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с требованиями ч. 5ст. 36 ЗК РФ - Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
В соответствии с требованиями ч.6 ст. 36 ЗК РФ - В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
В соответствии с требованиями ч.7 ст. 36 ЗК РФ - В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
В соответствии с ч.8 ст. 36 ЗК РФ - Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. (п. 8 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Указанные требования закона были соблюдены при выполнении кадастровых работ
Согласно ст. 22. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов
1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:
1) утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
При выполнении ИП А.Г. межевания земельного участка были соблюдены также требования ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с изменениями и дополнениями.
В ст. 35 вышеуказанного закона - указаны основания для выполнения кадастровых работ
1. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кадастровые работы могут быть выполнены кадастровым инженером на основании определения суда. Суд самостоятелен в выборе соответствующего кадастрового инженера. Расходы, связанные с выполнением таких кадастровых работ, и денежное вознаграждение соответствующему кадастровому инженеру подлежат возмещению и выплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
От А.Н. поступило заявление на межевание земельного участка <данные изъяты> поручено задание на межевание земельного участка А.Н. – ИП А.Г., как исполнителю работ <данные изъяты>
Согласно ст. 36. составляется договор подряда на выполнение кадастровых работ
1. По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
2. В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
3. Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором.
4. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ.
5. Типовые договоры подряда на выполнение кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
6. Типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Сторонами составлен договор подряда № 68 от 28.07.2008 г., подписанный сторонами <данные изъяты>
В ст. 37 указан результат кадастровых работ
В результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:
1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
Данные документы были составлены надлежащим образом
ИП А.Г. был составлен межевой план в соответствии с требованиями ст. 38
1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
6. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
11. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
12. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Согласно ст. 39 определен порядок согласования местоположения границ земельных участков
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Согласно ст. 40. обязательно должен быть составлен акт согласования местоположения границ
1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Затем в соответствии с требованиями ст. 41 создается технический план
1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
2. В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
3. Технический план состоит из графической и текстовой частей.
4. В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения.
5. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
6. Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
7. В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
8. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
9. Технический план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего данный план.
10. Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
А также у соответствии с требованиями ст. 42 выдается акт обследования
1. Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
2. Акт обследования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.
3. Форма акта обследования и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указанные требования действующего ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» были соблюдены ИП А.Г.
Подтверждаются материалами дела <данные изъяты>.
Каких либо нарушений при выполнении землеустроительного дела по межеванию земельного участка индивидуального жилого дома, расположенного <адрес> по заявлению А.Н. судом не установлено, границы земельного участка были определены по фактическому землепользованию, сложившемуся более 15 лет назад. Каких-либо претензий по согласованию границ земельного участка при выполнении межевания А.Н. ни к кому не предъявляла, провела необходимую регистрацию с площадью земельного участка именно размеров 1328 кв. м., получив свидетельство о праве собственности на земельный участок именно с указанием такой площади. Кроме того А.Н. не представлены какие-либо доказательства того, что И.П. А.Г. нарушены ее права, а также то, что межевание земельного участка было выполнено с каким-либо нарушением.
Ответчиком А.Г. представлены доказательства того, что межевание земельного участка было проведено в соответствии с требованиями законодательства. А также по фактическому использованию земельных участков. Заслуживает внимание и то обстоятельство, что при выполнении чертежа земельного участка была допущена арифметическая ошибка в размерах, что определяется при изучении чертежа, выполненного в масштабе 1:500, а также было установлено, при выполнении замеров.
При таких обстоятельствах заявленные требования А.Н. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 35-42 ФЗ РФ «О государственном кадастре», ст. 21, 36 ЗК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске А.Н. к ИП А.Г. о признании землеустроительного дела № от ДД.ММ.ГГГГ по межеванию земельного участка недействительным, обязании ИП А.Г. оформлению земельного участка в соответствии с реальной площадью, размером 1400 кв. м., согласно представленных документов – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в свердловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись.
Копия верна. судья: Е.В.Первова.