Решение по иску Ф.Г. к УСЗН об индексации сумм в счет возмещения вреда причиненного здоровью, взыскании убытков (ЧАЭС)



Мотивированное решение, в связи с праздничными днями, изготовлено 11 января 2011 года

Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 г. г. Нижние Серги.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Первовой Е.В.,

помощника прокурора Карева С.В.

при секретаре Мазитовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Ф.Г. к ТОИВО ГВ СО Управления социальной защиты населения МСЗН СО по <данные изъяты> об индексации сумм в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Ф.Г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 17 января 1987г. по 03 апреля 1987г.

Указом Президента Российской Федерации награжден медалью ордена «За заслуги перед отечеством» 2 степени.

13.09.1995г. он признан инвалидом 2 группы по причине заболевания, связанного с ликвидацией последствий на ЧАЭС..

20.10.1986 года выдано удостоверение инвалида ЧАЭС

20.09.2005г. при переосвидетельствовании в МСЭ установлена 2 группа инвалидности бессрочно, процент утраты – 90% бессрочно.

Управление УСЗН <данные изъяты> производило ему выплаты:

С октября 1998 года по декабрь 2000 года выплаты составляли 584 года 43 копейки.

С января по февраль 2000 г. произвели перерасчет и выплаты стали составлять 700 рублей.

С января 2001 года выплаты производились в размере 2500 рублей.

В настоящее время ежемесячные выплаты составляют 6191 рубль 93 копейки.

Считает, что УСЗН нарушило его право, предусмотренное Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», закрепленное в ст. 42 и 53 Конституции РФ на полное возмещение вреда, в соответствии с действующим законодательством, поскольку суммы в возмещение вреда здоровью подлежат индексации, что своевременно не было сделано.

В связи с этим просит обязать УСЗН с 01.12.20010 года ежемесячную сумму в счет возмещения вреда здоровью в размере 11327 рублей 30 копейки, индексировать в дальнейшем суммы в счет возмещения вреда в соответствии с действующим законодательством. Единовременно взыскать задолженность по ежемесячным выплатам в связи с несвоевременной выплатой в размере 369368 рублей 32 копейки за период с 01.01.2000 года по 30.11.2010 года, а также взыскать убытки за период с 01.01.2000 года по 30.11.2010 года в размере 164205 рублей 02 копейки.

В судебном заседании Ф.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца И.Н., поддержала заявленные требования своего доверителя, пояснив суду, что первоначально УСЗН не было разъяснено ее доверителю наиболее выгодное получение причитающихся сумм. Первоначально УСЗН были насчитаны суммы в размере 585рублей 43 копейки, затем 700 рублей, а с 2001 года по 2004 год суммы были определены в твердой денежной сумме в размере 2500 рублей но выплаты производились несвоевременно, в связи с чем, просит правильно проиндексировать суммы, причитающиеся в счет причинения ущерба, а также возместить причиненные убытки, предусмотренные действующим законодательством, согласно представленных расчетов, так как с 1995г. внесены изменения в «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24.12.1992г. № 4214-1 в редакции от 24.11.95г. № 180-ФЗ (действовавших до 06.01.2000г.), далее ПРАВИЛА, которые устанавливали порядок определения размера заработка для исчисления возмещения вреда. Законодатель в абз.3 статьи 15 «Правил» установил порядок расчета возмещения вреда для лиц, у которых период работ составил менее одного полного календарного месяца. «В тех случаях, когда период работ составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.» При 6-дн.неделе – 25,4 В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа, следующего за ним месяца. Таким образом, на момент расчета ежемесячных сумм возмещения вреда, ответчик должен был применить нормы специального «чернобыльского» Закона, дающее право на расчет ежемесячных сумм возмещения вреда исходя из условного заработка, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ее доверитель участвовал в работах по ликвидации катастрофы на ЧАЭС ( 2 месяца 16 дней)

Поскольку суммы были правильно установлены, и не оспариваются сторонами, а затем несвоевременно проводилась индексация необходимо взыскать единовременно сумму в счет возмещения ущерба в размере 369368 рублей 32 копейки за период с 01.01.2000 года по 30.11.2010 года, а также взыскать убытки за период с 01.01.2000 года по 30.11.2010 года в размере 164205 рублей 02 копейки, установив ежемесячные выплаты в размере 11327 рублей 30 копеек, начиная с 01.12.2010 года, согласно представленных расчетов.

Представитель ответчика УСЗН – О.Н. с исковыми требованиями истца не согласна, так как Ф.Г. выплачивались суммы, причитающиеся в связи с повреждением вреда здоровью после катастрофа на ЧАЭС. Данные суммы выплачивались в соответствии с действующим законодательством, суммы индексировались, задолженности по выплатам не имеется. Она просит в заявленных требованиях истца отказать в полном объеме, так как все суммы были Ф.Г. выплачены. Индексация сумм также производится

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав мнение прокурора. полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд считает, что исковые требования Ф.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Право на получение выплат в возмещение вреда возникло у Ф.Г. с момента установления инвалидности, т.е. с 13.09.1995 года., данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВАЛИДАМИ ПРАВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7) инвалидам установлено право выбора периода для определения размера среднего заработка.

С 2 марта 1996г. (дата вступления в силу ФЗ от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ) в базовый закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения: введен п.25 ч.1 ст.14, который фактически заменил ранее выплачиваемую пенсию суммой возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и пенсию по инвалидности, которая исчислялась по нормам пенсионного законодательства.

В первом предложении ч.1 п.25 ст.14 ФЗ № 179 установлено: инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

С 1995г. внесены изменения в «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24.12.1992г. № 4214-1 в редакции от 24.11.95г. № 180-ФЗ (действовавших до 06.01.2000г.), далее ПРАВИЛА, которые устанавливали порядок определения размера заработка для исчисления возмещения вреда.

Законодатель в абз.3 статьи 15 «Правил» установил порядок расчета возмещения вреда для лиц, у которых период работ составил менее одного полного календарного месяца.

«В тех случаях, когда период работ составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка.

Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.» При 6-дн.неделе – 25,4

В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.

Таким образом, на момент расчета ежемесячных сумм возмещения вреда, т.е в 1996г. ответчик должен был применить нормы специального «чернобыльского» Закона, дающее право на расчет ежемесячных сумм возмещения вреда исходя из условного заработка, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Кроме того, статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 года либо в периоде с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года, суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.

При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ и до признания утратившими силу указанных Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).

Т.о. при расчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с требованиями приведенных норм права, необходимо взять за основу сумму заработка, полученного в 1987г. проиндексировать полученную сумму на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка – (1987г. – 6,4),

эту сумму заработка увеличить в 6 раз (т.к. увечье получено до 01.01.1991 года),

далее на заработки, полученные до 31.01.1993г. по Указу Президента РФ № 2121 от 10.12.1993г. устанавливается дополнительный индекс 1,8

Далее рассчитанная указанным путем сумма заработка подлежала индексации с применением следующих коэффициентов увеличения минимальных размеров пенсии за период с 01.02.1993 года до 1997г.: 2.5 (Закон РФ от 21.10.92г. № 3697-1),

1.9(Постановление Верховного Совета РФ от 15.01.1993г. № 4296-1),

1.9(Постановление Верховного Совета РФ от 15.04.1993г. № 4810-1),

1.8(Постановление Верховного Совета РФ от 14.07.1993г. № 5436-1),

1.3(Закон РФ от 05.05.94г. № 2- ФЗ),

1.51(Закон РФ от 31.10.94г. № 30- ФЗ),

1.2(Закон РФ от 31.10.92г. № 31- ФЗ),

1.27(Закон РФ от 20.04.95г. № 44-ФЗ),

1.2(Закон РФ от 28.06.95г. № 99-ФЗ),

1.05(Закон РФ от 27.07.95г. № 117 - ФЗ),

1.15(Закон РФ от 01.11.95г. № 160 -ФЗ),

1.1(Закон РФ от 27.05.96г. № 55-ФЗ).

Из полученной с применением указанных коэффициентов суммы заработка надлежало рассчитать размер возмещения вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, который и подлежал в дальнейшем индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Такой порядок расчета и индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрен и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С 06.01.2000г. «Правила возмещения работодателями вреда. ..» отменены. Взамен вышеназванному закону вступил в силу ФЗ РФ № 125 от 24.07.1998г. «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве».

Об индексации

В ст. 5 базового закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...» указано: государственные пенсии (в т.ч. пенсии по инвалидности), пособия компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы подлежат защите от инфляции в полном размере и порядке, определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, если не оговорено иное.

Все способы возмещения вреда, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам), входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. (абз.2 п.2 Постановления Конституционного суда от 01.12.1997г. № 18-П)

Следовательно, ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, подлежит индексации:

1.В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся

воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24.11.1995г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.11.1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и иных выплат и компенсаций пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 года до 01.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 ФЗ от 19.06.2000 года №82 -ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е с 01 июля 2000 года, равного 1,581 с 01 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132),

2.В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ суммы ежемесячных и ежегодных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных частями 1 и 2 этой нормы подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Несмотря на то, что норма статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. вступила в силу 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти. (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда от 05.05.2005г. № 7)

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Свердловской области

2000г.

На 01.01.2000г. - Постановление Правительства Свердловской области от 24.01.2000г.

№ 51-ПП (для пенсионеров) – 628руб.

На 01.04.2000г. - Постановление Правительства Свердловской области от 17.04.2000г.

№ 307-ПП (для пенсионеров) – 634руб.

На 01.07.2000г. - Постановление Правительства Свердловской области от 21.07.2000г.

№ 607-ПП (для пенсионеров) – 697руб.

На 01.10.2000г. - Постановление Правительства Свердловской области от 19.10.2000г.

№ 855-ПП (для пенсионеров) – 711руб.

628 + 634 + 697 + 711 = 2670 : 4 = 667,5

2001г.

на 01.01.2001г. - Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2001г.

№ 50-ПП (для пенсионеров) – 789руб.

на 01.04.2001г. – Постановление Правительства Свердловской области от 26.04.2001г.

№ 287-ПП (для пенсионеров) – 957руб.

на 01.07.2001г. – Постановление Правительства Свердловской области от 24.07.2001г.

№ 511 - ПП (для пенсионеров) – 1007руб.

на 01.10.2001г. - Постановление Правительства Свердловской области от 18.10.2001г.

№ 688-ПП (для пенсионеров) – 974руб.

789 + 957 + 1007 + 974 = 3727 : 4 = 931,75

2002г.

1кв. – Постановление Правительства Свердловской области от 15.04.2002г. № 231-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на 1 квартал 2002г.» (для пенсионеров) – 1474руб.

2кв. – Постановление Правительства Свердловской области от 15.07.2002г. № 704-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на 2 квартал 2002г.» (для пенсионеров) – 1547руб.

3кв. – Постановление Правительства Свердловской области от 25.10.2002г. № 1301 - ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на 3 квартал 2002г.» (для пенсионеров) – 1548руб.

4кв. – Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2003г. № 31-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на 4 квартал 2002г.» (для пенсионеров) – 1560руб.

1474 + 1547 + 1548 + 1560 = 6129 : 4 = 1532,25

С 01.01.2002г. ПМ – (2001г. : 2000г.) 931,75 : 667,5 = 1,396

С 01.01.2003г. ПМ – (2002г. : 2001г.) 1532,25 : 931,75 = 1,644

Индексы инфляции, установленные ФЗ «О Федеральном бюджете»

С 01.01.2002г. – ФЗ от 30.12.2001г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002год» - 1,12

С 01.01.2003г. - ФЗ от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003год» - 1,12

С 01.01.2004г. - ФЗ от 23.12.2003г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004год» - 1,1.

П.3.2 Определения Конституционного Суда № 364 – О разъясняет: что касается вопроса о том, повлекло ли введенное регулирование снижение материальной защищенности граждан, которым данные выплаты полагались, но их размеры не были предметом судебной проверки, то его решение предполагает исследование фактических обстоятельств, включая сопоставление размеров подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, (т.е. с 19июня 2002г. по 29 мая 2004г.) рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции) с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом.

Учитывая нестабильность действующего законодательства в отношении денежных выплат «чернобыльцев», конституционный принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), согласно Определению Конституционного суда от 04.10.2005г. № 364 – О о необходимости сопоставления размеров выплат рассчитанных в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ и уровня инфляции (методика по ФЗ от 26.04.2004г. № 31), и применении за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Считаю необходимым применить для расчета сумм возмещения вреда индексы роста величины прожиточного минимума за 2002 – 1,396 и 2003г – 1,644, как наиболее благоприятные.

УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ:

с 29.05.04г. вступил в силу ФЗ № 31 «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.» и в ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.», которым предусмотрено: «размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, в порядке, определяемом Правительством РФ».

с 2004г. – на основании ФЗ от 23.12.2003г. № 186 - ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004г.» - индекс 1,1;(Постановление Правительства от 27 декабря 2004г. № 847)

с 2005г. - Постановление Правительства № 292.от 07 мая 2005г., 24 марта 2006г. в Постановление Правительства № 292 внесены изменения. Коэффициент индексации 1,08 заменен на коэффициент 1,11 (Постановление Правительства от 24 марта 2006г. № 163)

с 2006г. – Постановление Правительства от 25 апреля 2006г. № 246 «Об индексации в 2006г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Применяется индекс 1,09

с 2007г. - Постановление Правительства от 21 марта 2007г. № 171. Выплаты подлежат индексации с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции.

с 2008г. - Постановление Правительства от 21 декабря 2007г. № 914. Выплаты подлежат индексации с применением коэффициента 1,085 исходя из уровня инфляции. Постановлением Правительства от 03.09.2008г. № 655 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007г. № 914 «Об индексации в 2008 – 2010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Индексация осуществляется с применением с 01.01.2008г. индекса инфляции 1,105.

с 2009г. - Постановлением Правительства от 03.09.2008г. № 655 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007г. № 914 «Об индексации в 2008 – 2010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Индексация осуществляется с применением с 01.01.2009г. индекса инфляции 1,085

с 2010г. – Постановлением Правительства от 21 декабря 2009 г. № 1024 «Об индексации» размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Индексация осуществляется с применением с 01.01.2010г. индекса инфляции 1,1

Частью 1 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлена обязанность государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. Государство приняло на себя ответственность за причиненный гражданам вред вследствие глобальной ядерной катастрофы.

Обязанность индексации и выплат сумм возмещения вреда здоровью возложена на органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС.

Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000г. № 35 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7) указано: учитывая, что задержка выплат назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами государственной статистики РФ. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере (в данном случае невыплаты), чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Таким образом, для компенсации понесенного ущерба от инфляции необходимы следующие условия:

Отказ в индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью (в данном случае индексация производилась не в соответствии с действующим законодательством)

Представителем ответчика других данных суду не представлено.

Кроме того, в соответствии ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)

Вследствие инфляции, факт наличия которой общеизвестен и в силу ст, 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит, покупательная способность денежных сумм снизилась, в связи с чем, я потерпел убытки, а потому суммы подлежат индексации в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен.

Данная индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения убытков в условиях нестабильности цен, а также как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных.

Ответчиком индексация в соответствии с действующим законодательством не производилась.

Таким образом, выплаты в возмещение вреда здоровью неправомерно были занижены, вследствие чего образовалась задолженность.

Все это время происходил рост потребительских цен, что подтверждается справками Федеральной службы гос.статистики, недоплаченные суммы обесценились в связи с инфляцией. Следовательно Ф.Г.. причинен имущественный вред – недополученная выгода в связи со снижением покупательской способности..

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации

В соответствии п.3 Пленума Верховного суда от 05.04.2005г. №7 на органы социальной защиты населения возложена обязанность по выплате сумм возмещения вреда здоровью в размерах, предусмотренных действующим законодательством, таким образом, надлежащим ответчиком является ТОИОГВ – УСЗН по <данные изъяты>, как орган государственной власти, представляющий интересы Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного вследствие повреждения здоровья на Чернобыльской АЭС, осуществляющий начисление и выплаты, а также как орган, незаконно прекративший выплаты ежемесячных сумм

Право на ежемесячное получение сумм возмещения вреда здоровью в том размере, в котором определил суд, закреплено в Законе РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Ст.5 указанного Закона предусмотрена индексация установленных данным Законом выплат.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, право на своевременное получение сумм в возмещение вреда здоровью в полном объеме должно быть обеспечено.

Индексация сумм, выплата которых производилась несвоевременно и не в полном объеме, соответствует принципам ответственности государства за действия органов государственной власти, восстанавливает нарушенное право на своевременное получение выплат в полном объеме.

Конституционный суд в определении от 03 ноября 2006г. № 445 - Определил: положения ст.208 ГК РФ не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Имеющиеся законодательные решения об индексации и выплатах недополученных сумм гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (федеральные законы от 12 февраля 2001г. №5 - ФЗ; от 26 апреля 2004г. № 31 – ФЗ, Постановление Конституционного суда от 19.06.2002г. № 11-П, Определение Конституционного суда от 04.10.2005г. № 364 – О, Постановление Пленума Верховного Суда от 05.04.2005г. №7,) подтверждают, что государство не отказывается от выполнения своей конституционной обязанности по возмещению вреда.

ТОИОГВ Свердловской области – Управление социальной защиты населения <данные изъяты>, при первоначальном начислении ежемесячных сумм в возмещение вреда нарушило право Ф.Г. закрепленное в ст. 42 и ст.53 Конституции РФ на полное возмещение вреда здоровью.

Согласно расчета ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, задолженности по

выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.10.1998г. по 30.11.2010г.,

инфляционных убытков за период с 01.10.1998г. по 30.11.2010г., проиндексировав эту сумму и осовременив ее 584руб.43коп. х 6,4 х 6 х 1,8 х 2.5 х 1.9 х 1.9 х 1.8 х 1.3 х 1.51 х 1.2 х 1.27 х 1.2 х 1.05 х 1.15 х 1.1 = 17384000,260. : 1000 = 1738 рублей 40 копеек (деноминированных руб.)

Исходя из этой базовой суммы, должны были производиться все выплаты, а также эта сумма должна была своевременно проиндексирована.

Согласно произведенного расчета к взысканию подлежат суммы:

год

коэф

сумма к выпл.

факт.выпл.

долг

пред.мес ИПЦ

ИПЦ

пред.мес * ИПЦ

долг + долг ИПЦ

янв.02

1,396

3490,00

2500,00

990,00

0,00

990,00

фев.02

3490,00

2500,00

990,00

990,00

1,0069

996,83

1986,83

мар.02

3490,00

2500,00

990,00

1986,83

1,0062

1999,15

2989,15

апр.02

3490,00

2500,00

990,00

2989,15

1,0137

3030,10

4020,10

май.02

3490,00

2500,00

990,00

4020,10

1,0188

4095,68

5085,68

июн.02

3490,00

2500,00

990,00

5085,68

1,0000

5085,68

6075,68

июл.02

3490,00

2500,00

990,00

6075,68

1,0070

6118,21

7108,21

авг.02

3490,00

2500,00

990,00

7108,21

1,0079

7164,36

8154,36

сен.02

3490,00

2500,00

990,00

8154,36

1,0000

8154,36

9144,36

окт.02

3490,00

2500,00

990,00

9144,36

1,0065

9203,80

10193,80

ноя.02

3490,00

2500,00

990,00

10193,80

1,0099

10294,72

11284,72

дек.02

3490,00

2500,00

990,00

11284,72

1,0152

11456,25

12446,25

янв.03

1,644

5737,56

2500,00

3237,56

12446,25

1,0338

12866,93

16104,49

фев.03

5737,56

2500,00

3237,56

16104,49

1,0147

16341,23

19578,79

мар.03

5737,56

2500,00

3237,56

19578,79

1,0134

19841,14

23078,70

апр.03

5737,56

2500,00

3237,56

23078,70

1,0088

23281,80

26519,36

май.03

5737,56

2500,00

3237,56

26519,36

1,0056

26667,86

29905,42

июн.03

5737,56

5000,00

737,56

29905,42

1,0060

30084,86

30822,42

июл.03

5737,56

5737,56

30822,42

1,0000

30822,42

36559,98

авг.03

5737,56

2500,00

3237,56

36559,98

1,0000

36559,98

39797,54

сен.03

5737,56

2500,00

3237,56

39797,54

1,0022

39885,09

43122,65

окт.03

5737,56

2500,00

3237,56

43122,65

1,0120

43640,12

46877,68

ноя.03

5737,56

2500,00

3237,56

46877,68

1,0083

47266,77

50504,33

дек.03

5737,56

2500,00

3237,56

50504,33

1,0085

50933,61

54171,17

янв.04

1,1

6311,32

2500,00

3811,32

54171,17

1,0125

54848,31

58659,63

фев.04

6311,32

2500,00

3811,32

58659,63

1,0103

59263,82

63075,14

мар.04

6311,32

2500,00

3811,32

63075,14

1,0101

63712,20

67523,52

апр.04

6311,32

2500,00

3811,32

67523,52

1,0142

68482,35

72293,67

май.04

6311,32

2500,00

3811,32

72293,67

1,0060

72727,43

76538,74

июн.04

6311,32

2500,00

3811,32

76538,74

1,0047

76898,48

80709,79

июл.04

6311,32

2500,00

3811,32

80709,79

1,0029

80943,85

84755,17

авг.04

6311,32

2500,00

3811,32

84755,17

1,0090

85517,96

89329,28

сен.04

6311,32

2500,00

3811,32

89329,28

1,0046

89740,19

93551,51

окт.04

6311,32

2500,00

3811,32

93551,51

1,0064

94150,24

97961,55

ноя.04

6311,32

2500,00

3811,32

97961,55

1,0131

99244,85

103056,17

дек.04

6311,32

2500,00

3811,32

103056,17

1,0087

103952,76

107764,07

янв.05

1,11

7005,56

3450,00

3555,56

107764,07

1,0256

110522,83

114078,39

фев.05

7005,56

3450,00

3555,56

114078,39

1,0190

116245,88

119801,44

мар.05

7005,56

3450,00

3555,56

119801,44

1,0116

121191,14

124746,70

апр.05

7005,56

3450,00

3555,56

124746,70

1,0089

125856,95

129412,51

май.05

7005,56

3450,00

3555,56

129412,51

1,0081

130460,75

134016,31

июн.05

7005,56

3726,00

3279,56

134016,31

1,0089

135209,05

138488,61

июл.05

7005,56

5106,00

1899,56

138488,61

1,0030

138904,08

140803,64

авг.05

7005,56

3726,00

3279,56

140803,64

1,0000

140803,64

144083,20

сен.05

7005,56

3726,00

3279,56

144083,20

1,0093

145423,18

148702,74

окт.05

7005,56

3726,00

3279,56

148702,74

1,0070

149743,66

153023,22

ноя.05

7005,56

3726,00

3279,56

153023,22

1,0055

153864,84

157144,40

дек.05

7005,56

3726,00

3279,56

157144,40

1,0078

158370,13

161649,69

янв.06

1,09

7636,06

3726,00

3910,06

161649,69

1,0330

166984,13

170894,19

фев.06

7636,06

3726,00

3910,06

170894,19

1,0257

175286,17

179196,23

мар.06

7636,06

3726,00

3910,06

179196,23

1,0015

179465,03

183375,09

апр.06

7636,06

3726,00

3910,06

183375,09

1,0010

183558,47

187468,53

май.06

7636,06

4899,00

2737,06

187468,53

1,0029

188012,19

190749,25

июн.06

7636,06

5730,48

1905,58

190749,25

1,0010

190940,00

192845,58

июл.06

7636,06

4117,58

3518,48

192845,58

1,0096

194696,89

198215,38

авг.06

7636,06

4117,58

3518,48

198215,38

1,0030

198810,02

202328,50

сен.06

7636,06

4117,58

3518,48

202328,50

1,0000

202328,50

205846,98

окт.06

7636,06

4117,58

3518,48

205846,98

1,0025

206361,60

209880,08

ноя.06

7636,06

15512,78

-7876,72

209880,08

1,0040

210719,60

202842,88

дек.06

7636,06

4117,58

3518,48

202842,88

1,0085

204567,05

208085,53

янв.07

1,08

8246,95

4117,58

4129,37

208085,53

1,0184

211914,30

216043,67

фев.07

8246,95

4117,58

4129,37

216043,67

1,0126

218765,82

222895,19

мар.07

8246,95

4117,58

4129,37

222895,19

1,0066

224366,30

228495,66

апр.07

8246,95

4174,16

4072,79

228495,66

1,0054

229729,54

233802,32

май.07

8246,95

8856,51

-609,56

233802,32

1,0069

235415,56

234806,00

июн.07

8246,95

4508,09

3738,86

234806,00

1,0089

236895,77

240634,63

июл.07

8246,95

4508,09

3738,86

240634,63

1,0070

242319,07

246057,92

авг.07

8246,95

4508,09

3738,86

246057,92

1,0046

247189,79

250928,65

сен.07

8246,95

4508,09

3738,86

250928,65

1,0066

252584,78

256323,63

окт.07

8246,95

4508,09

3738,86

256323,63

1,0195

261321,94

265060,80

ноя.07

8246,95

4508,09

3738,86

265060,80

1,0139

268745,14

272484,00

дек.07

8246,95

4508,09

3738,86

272484,00

1,0104

275317,83

279056,69

янв.08

1,105

9112,88

4823,66

4289,22

279056,69

1,0271

286619,13

290908,34

фев.08

9112,88

4823,66

4289,22

290908,34

1,0156

295446,51

299735,73

мар.08

9112,88

4823,66

4289,22

299735,73

1,0185

305280,84

309570,05

апр.08

9112,88

5094,14

4018,74

309570,05

1,0122

313346,81

317365,54

май.08

9112,88

4891,28

4221,60

317365,54

1,0136

321681,71

325903,31

июн.08

9112,88

4891,28

4221,60

325903,31

1,0105

329325,30

333546,89

июл.08

9112,88

4891,28

4221,60

333546,89

1,0060

335548,17

339769,77

авг.08

9112,88

4891,28

4221,60

339769,77

1,0023

340551,24

344772,83

сен.08

9112,88

4891,28

4221,60

344772,83

1,0093

347979,22

352200,82

окт.08

9112,88

5792,88

3320,00

352200,82

1,0074

354807,10

358127,10

ноя.08

9112,88

4981,44

4131,44

358127,10

1,0103

361815,81

365947,24

дек.08

9112,88

4981,44

4131,44

365947,24

1,0064

368289,30

372420,74

янв.09

1,13

10297,55

5355,05

4942,50

372420,74

1,028

382848,52

387791,02

фев.09

10297,55

5454,67

4842,88

387791,02

1,014

393220,09

398062,97

мар.09

10297,55

5404,86

4892,69

398062,97

1,012

402839,73

407732,42

апр.09

10297,55

5404,86

4892,69

407732,42

1,006

410178,81

415071,50

май.09

10297,55

5404,86

4892,69

415071,50

1,006

417561,93

422454,62

июн.09

10297,55

5404,86

4892,69

422454,62

1,006

424989,35

429882,04

июл.09

10297,55

5404,86

4892,69

429882,04

1,008

433321,09

438213,78

авг.09

10297,55

5404,86

4892,69

438213,78

1,000

438213,78

443106,47

сен.09

10297,55

7422,39

2875,16

443106,47

1,000

443106,47

445981,63

окт.09

10297,55

5629,03

4668,52

445981,63

1,000

445981,63

450650,15

ноя.09

10297,55

5629,03

4668,52

450650,15

1,004

452452,75

457121,27

дек.09

10297,55

5629,03

4668,52

457121,27

1,006

459864,00

464532,52

янв.10

1,1

11327,30

5629,03

5698,27

464532,52

1,021

474287,70

479985,98

фев.10

11327,30

6754,83

4572,47

479985,98

1,007

483345,88

487918,35

мар.10

11327,30

6191,93

5135,37

487918,35

1,000

487918,35

493053,73

апр.10

11327,30

6191,93

5135,37

493053,73

1,000

493053,73

498189,10

май.10

11327,30

6191,93

5135,37

498189,10

1,000

498189,10

503324,47

июн.10

11327,30

6191,93

5135,37

503324,47

1,000

503324,47

508459,85

июл.10

11327,30

6754,83

4572,47

508459,85

1,000

508459,85

513032,32

авг.10

11327,30

6191,93

5135,37

513032,32

1,000

513032,32

518167,70

сен.10

11327,30

6191,93

5135,37

518167,70

1,000

518167,70

523303,07

окт.10

11327,30

6191,93

5135,37

523303,07

1,000

523303,07

528438,44

ноя.10

11327,30

6191,93

5135,37

528438,44

1,000

528438,44

533573,82

итог

818654,77

449285,97

369368,80

164205,02

Таким образом, с 01.12.2010г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составит 11 327рублей 30копеек.

Задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 30.11.2010г. составит 369 368рублей 32копейки

Убытки за этот период с 01.01.2002г. по 30.11.2010г. составят сумму в размере 164 205рублей 02копейки.

Данные суммы подлежат взысканию с ответчика, за счет средств Федерального бюджета (казны Российской Федерации)

В силу ст. 88, 91 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной защиты населения <данные изъяты> подлежит также взысканию госпошлина в доход государства в размере 100 руб., с учетом заявленного представителем ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной защиты населения <данные изъяты> ходатайства об уменьшении размера, подлежащей взысканию госпошлины, которое суд находит возможным удовлетворить с учетом положений ст. 333.20 НК РФ, в соответствии с которой, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, а также доводов представителя ответчика, обоснованными бюджетным финансированием данных расходов, лимитом средств, выделяемых ответчику

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ф.Г. удовлетворить.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – УСЗН Министерства социальной защиты населения Свердловской области <данные изъяты> назначить Ф.Г., начиная с 01.12..2010г. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 11327 рублей 30 копеек

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения <данные изъяты> в дальнейшем индексировать ежемесячные суммы возмещения вреда, в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области <данные изъяты> в пользу Ф.Г. за счет средств Федерального бюджета задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 30.11.2010г. в размере 369368 рулей 32 копейки.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области <данные изъяты> госпошлину в доход государства в размере 100 рублей.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области <данные изъяты> в пользу Ф.Г. за счет средств Федерального бюджета в счет возмещения убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 30.11.2010г. в размере 164205 рублей 02 копейки

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области <данные изъяты> госпошлину в доход государства в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Е.В.Первова.