Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги «24» марта 2011 г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Запретилиной О.Ю.,
с участием прокурора Мамай А.В.,
при секретаре Сухих О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> автоколонна» о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «<данные изъяты> автоколонна» о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определённые действия.
В обоснование требований прокурор указывает, что прокуратурой Нижнесергинского района, в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области, проведена проверка соблюдения исполнения законодательства о транспортной безопасности на территории Нижнесергинского муниципального района и Бисертского городского округа. В ходе проверки ООО «<данные изъяты> автоколонна» в области обеспечения транспортной безопасности, проведённой с привлечением государственного инспектора Уральского управления государственного автодорожного надзора, установлено следующее. ООО «<данные изъяты> автоколонна», расположено по <адрес> количество объектов: три здания и 22 пассажирских автобуса. Количество ежедневных выездов в рейсы 10 автобусов. Установлено, что не проведено категорирование объектов и транспортных средств, находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна», не разработан план обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не разработан порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не проведена оценка уязвимости объектов и транспортных средств, находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна».
Законом на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Невыполнение указанной обязанности нарушает права неопределённого круга лиц на безопасность, а также способствует совершению противоправных актов на указанных объектах, также при невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц, право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с несоблюдением ООО «<данные изъяты> автоколонна» требований закона.
Просит суд признать незаконными бездействия ООО «<данные изъяты> автоколонна» по не проведению оценки уязвимости используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не проведению категорирования используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна», не разработан план обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не разработан порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Просит суд обязать ООО «<данные изъяты> автоколонна» провести оценку уязвимости используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подав заявку на проведение оценки уязвимости; провести категорирование используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подав заявку по отнесению к одной из категорий в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности; разработать план обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, установить срок для совершения указанных действий до 30 июня 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Мамай А.В. поддержал заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор ООО «<данные изъяты> автоколонна» П.В.Н. с исковыми требованиями согласился частично, суду пояснил, что методика и критерии категорийности не разработаны. Оценка уязвимости определяется по категорийности, когда проведена оценка уязвимости, только тогда разрабатывается план. В связи с чем, требования прокурора не исполнимы.
Представитель третьего лица Уральского управления государственного автодорожного надзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором требования прокурора Нижнесергинского района поддержал в полном объёме.
Выслушав помощника прокурора Мамай А.В., представителя ответчика П.В.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации.
Статья 12 ГК РФ признаёт одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с чем, требования прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, законны.
ООО «<данные изъяты> автоколонна», расположено по <адрес>, количество объектов: три здания и 22 пассажирских автобуса. Количество ежедневных выездов в рейсы 10 автобусов. Данные обстоятельства подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права, свидетельствами о регистрации транспортных средств <данные изъяты>
Согласно Уставу ООО «<данные изъяты> автоколонна» целями деятельности общества является извлечение прибыли, с осуществлением деятельности, связанной в том числе с перевозками автомобильным транспортом <данные изъяты>
Как установлено в судебном заседании, в нарушении ст. 6 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта РФ от 03.11.2009 № 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.03.2010 № 16532, не проведено категорирование объектов и транспортных средств, находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна».
В нарушение требований ст. 9 Федерального закона и приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», в ООО «<данные изъяты> автоколонна» не разработан план обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона и приказа Министерства транспорта России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» в ООО «<данные изъяты> автоколонна» не разработан порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В нарушение требований ст. 5 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», не проведена оценка уязвимости объектов и транспортных средств, находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна».
В настоящее время вопросы транспортной безопасности регулируются Федеральным законом РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который рассматривает транспортный комплекс как особую и достаточно самостоятельную систему высокорисковых объектов, реализация которого определяет содержание государственной политики в рассматриваемой сфере.
В соответствии со ст. 2 Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
При этом Законом определены следующие основные задачи обеспечения транспортной безопасности: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Принципами обеспечения транспортной безопасности, согласно ст. 3 Закона являются: соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, а также взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона в целях определения степени защищённости объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Согласно п. 3 указанного приказа в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:
1) изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также организации их эксплуатации (функционирования);
2) изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства;
3) изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащённости, подготовленности, осведомлённости, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Оценка уязвимости проводится организациями, определёнными ч. 2 ст. 5 Закона, на основании методик проведения оценки уязвимости с учётом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства и с применением модели нарушителя.
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждён приказом Министерства транспорта России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010 г.
В соответствии со ст. 1 Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Во исполнение указанного постановления приказом Минтранса России от 05.02.2010 № 27 утверждён Порядок ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с п. 2 данного приказа ведение Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности - Федеральным дорожным агентством.
Таким образом, на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Невыполнение указанной обязанности нарушает права неопределённого круга лиц на безопасность, а также способствует совершению противоправных актов на указанных объектах, также при невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с несоблюдением ООО «<данные изъяты> автоколонна» требований закона.
Непринятие органами исполнительной власти методик и критериев категорирования в целях исполнения вышеуказанных Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта РФ от 03.11.2009 № 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», не является основанием отказа в требованиях прокурора Нижнесергинского района.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание мнение прокурора, представителя ответчика, представленные письменные доказательства, длительность процедуры оценки уязвимости используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведения категорирования используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработки плана обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств; порядка действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, суд считает необходимым установить ООО «<данные изъяты> автоколонна» срок исполнения решения суда до 30.08.2011.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден на основании ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
Суд полагает необходимым взыскать с ООО «<данные изъяты> автоколонна» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей в связи с рассмотрением одного требования неимущественного характера.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> автоколонна» по не проведению оценки уязвимости используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не проведению категорирования используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находящихся в собственности и в управлении ООО «<данные изъяты> автоколонна», не разработке плана обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не разработке порядка действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> автоколонна» в срок до «30» августа 2011 года провести оценку уязвимости используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подав заявку на проведение оценки уязвимости; провести категорирование используемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подав заявку по отнесению к одной из категорий в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности; разработать план обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать порядок действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Взыскать с общества с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> автоколонна», расположенного по <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна: судья О.Ю. Запретилина