Дело № 2-451/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги «07» августа 2012 г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Глухих Г.А.,
при секретаре Сухих О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-451/2012 по иску Ахматовой Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Свердловской области о признании права собственности на недвижимое имущество (жилой дом и земельный участок),
УСТАНОВИЛ:
Ахматова Ф. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Свердловской области о признании права собственности на жилой дом с хозяйственно – бытовыми строениями и сооружениями и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указала, что в августе 1996 г. умерла её мать Ш.С.Х., в январе 1960 г. умер её отец Ш.Х.. После их смерти остался жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Построили данный жилой дом ее родители. Пользовалась данным домом и проживала в нем ее родная сестра Харасова Назипа.
13 сентября 2004 года умерла ее сестра Х.Н., проживающая по адресу: <адрес>, которая являлась единственным собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
На момент ее смерти в указанном доме никто не проживал. Она (истица) является единственной наследницей данного жилого дома и земельного участка, так как у сестры не было детей, и она не состояла в браке, родители умерли, других наследников не имеется.
После смерти сестры она три дня прожила в доме, забрала нужные ей вещи: посуду, постельное белье, затем застраховала дом и уехала в Краснодар, по месту жительства. Все эти годы она ежегодно страховала указанный жилой дом.
Просит признать за ней право собственности на жилой дом с хозяйственно – бытовыми строениями и сооружениями и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Истец Ахматова Ф. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю (<данные изъяты>).
Представитель истца по доверенности Гилева Е.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила признать за истцом право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, требования мотивировала доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что наследодатель проживала с сожителем в квартире последнего в <адрес>, в доме в <адрес> никто прописан не был. Истец после смерти наследодателя три дня прожила в доме, прибралась, забрала нужные вещи: постельное белье, посуду, затем застраховала дом и уехала в <адрес> по месту жительства. На дом истец ежегодно оформляет страховку. Других наследников нет.
Ответчик - представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Свердловской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания (<данные изъяты>), о причине неявки суду не сообщил.
Ответчик – представитель администрации <адрес> муниципального образования в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания (<данные изъяты>), представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, также указал, что возражений относительно исковых требований не имеет (<данные изъяты>).
Выслушав стороны по делу, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно кадастрового паспорта, выписке из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, последний поставлен на технический учет в филиале СОГУП «Областной государственный Центр технической информации и регистрации недвижимости» Филиал «Нижнесергинское БТИ», по состоянию на 07.04.2011 года состоит из основного строения жилого дома литер А, общей площадью 39, 8 кв. метров, 1950 года ввода в эксплуатацию, двух холодных пристроев литер а, а1, со служебными постройками: <данные изъяты>.
Из справки администрации <адрес>, выданной на основании похозяйственной книги № за 1959 по 2001 г.г. (лицевой счет №) следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит Х.Н..
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 15.09.2009 года №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер №, площадь 1 800 кв. метров. Правообладателем данного земельного участка является Х.Н. на праве пожизненного наследуемого владения (<данные изъяты>).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними записи прав, ограничений (обременений), заявленных в судебном порядке правах требования, правопритязаний на этот объект недвижимости отсутствуют (<данные изъяты>). Филиал «Нижнесергинское БТИ» также не располагает сведениями о правообладателе спорного жилого дома (<данные изъяты>).
Сведений об объекте недвижимости – жилом доме и земельном участке расположенных по адресу: <адрес> ИФНС России № 2 по Свердловской области отсутствуют (<данные изъяты>).
Суд считает установленным факт того, что собственником жилого дома со служебными постройками и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, является Х.Н.
Х.Н. умерла 13.09.2004 года, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>.
После ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно ответа на запрос нотариуса <данные изъяты> от 22.06.2012 года <данные изъяты>, после смерти Х.Н., умершей 13.09.2004 года, с заявлением о принятии наследства никто из наследников не обращался, завещание от ее имени не удостоверялось (<данные изъяты>).
В ответе на запрос суда от 25.06.2012 года № нотариус <данные изъяты>, сообщил, что после смерти Х.Н., умершей 13.09.2004 года, с заявлением о принятии наследства никто из наследников не обращался, завещание от ее имени не удостоверялось (<данные изъяты>).
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Согласно ст. 1143 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
На основании ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследодатель Х.Н. семьи не имела, проживала с сожителем в квартире последнего в <адрес> (<данные изъяты>), который в 2009 г. снялся с регистрационного учета в настоящее время в регистрации по <адрес> не значится (<данные изъяты>). Родители наследодателя: Ш.Х. и Ш.С.Х. (<данные изъяты>) умерли раньше наследодателя (<данные изъяты>).
В доме, расположенном по адресу: <адрес> на день смерти наследодателя и в настоящее время никто не зарегистрирован (<данные изъяты>).
Ахматова Ф., является родной сестрой Х.Н., что подтверждается свидетельством о рождении (<данные изъяты>). Согласно записи акта о браке № от 27.11.1964 года между А.Н. и Х.Ф. заключен брак, супруге присвоена фамилия Ахматова (<данные изъяты>).
Согласно пояснений представителя истца, а также показаний свидетелей А.А.Г., С.М. Ахматова Ф. является родной сестрой наследодателя Х.Н., других наследников нет, Ахматова Ф. распорядилась вещами наследодателя после ее смерти, застраховала дом. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку какой-либо заинтересованности в исходе дела, не установлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что наследником по закону второй очереди после смерти Х.Н. является ее сестра Ахматова Ф., других наследников по закону первой и второй очереди, а также наследников, имеющих право на обязательную долю либо по завещанию после смерти Х.Н., не установлено.
Таким образом, истец Ахматова Ф. фактически приняла наследство после смерти сестры Х.Н., поскольку в течение шести месяцев распорядилась вещами наследодателя, осуществила ее похороны, приняла меры по сохранению наследственного имущества, застраховав его (<данные изъяты>). Споров по наследству нет, соответственно исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать за Ахматовой Ф. право собственности в порядке наследования на недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из основного строения жилого дома литер А, общей площадью 39, 8 кв. метров, 1950 года ввода в эксплуатацию, двух холодных пристроев литер а, а1, со служебными постройками: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Настоящее решение суда является основанием регистрации права собственности в Нижнесергинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области со дня вступления решения в законную силу.
Судья Г.А. Глухих