Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года Нижнесалдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цеповой Л.А., с участием истца Дряминой Т.В., ее представителя адвоката Евдокимова В.М., представителя ответчика ФИО6, при секретаре Симоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дряминой Т.В к ГУ УПФ РФ по г. Нижняя Салда о включении периодов работы в специальный трудовой стаж УСТАНОВИЛ: Решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Нижняя Салда отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Дряминой Т.В. т.к. не подлежат зачету в трудовой стаж периоды ее обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственном педагогическим институте. Дрямина Т.В. обратилась в суд с иском о признании ее права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала полностью и в их обоснование пояснила, что в соответствии с действовавшим на момент ее обучения в пед. институте утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что учителям, и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в вузе. Представитель истицы адвокат ФИО5 доводы своей доверительницы поддержал и дополнил, что в своем постановлении от 29.01.2004 № 2-П Конституционный Суд РФ установил основной принцип сохранения за гражданами тех прав, которые они имели до введения нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения и сформировал ряд правоприменительных принципов и указал, что новый закон не отменяет права граждан, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, и нормам ухудшающим положение гражданина не может быть придана обратная сила.. Представитель ответчика УПФ РФ по г. Н. Салда ФИО6 исковые требования не признала полностью и пояснила, что спорный период не может быть включен в специальный трудовой стаж истицы, поскольку доводы истицы необоснованны. Так в своем Определении № 610-ОО от 16.07.2008 Конституционный Суд разъяснил, что вопросы о порядке исчисления стажа необходимого для досрочного назначения пенсии педагогическим работникам не были предметом рассмотрения Конституционного Суда. Кроме того, в соответствии с п. 4 утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривается необходимость наличия 2\3специального стажа работы по специальности, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением. На ДД.ММ.ГГГГ у Дряминой Т.В. выработано было только 5 лет, 2мес. И 19 дней, сто составляет менее 2\3 стажа. Заслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28). В частности, в соответствии с пунктом 1п.п.19 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Природа и предназначение пенсий ранее достижения установленного возраста педагогическим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на такую пенсию возникало при наличии у работника суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности). Введение понятия досрочное назначение пенсий названной категории работников связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. В судебном заседании установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность пионерской вожатой в шк. №, а ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с зачислением в НТПГИ. ДД.ММ.ГГГГ Дрямина Т.В. зачислена в число студентов <данные изъяты> педагогического института на дневное отделение физико-математического факультета, ДД.ММ.ГГГГ истица отчислена в связи с окончанием института. ДД.ММ.ГГГГ Дрямина Т.В. принята учителем трудового обучения в среднюю школу № Верхнесалдинского гороно. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по г. Нижняя Салда истице в специальный трудовой стаж засчитаны периоды ее работы в должности старшей пионервожатой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истица обучалась в <данные изъяты> педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Из материалов дела следует и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что периоду обучения истицы непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Таким образом, на момент обучения истицы в институте действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения. Следует учесть, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время обучения Дряминой в институте, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно пункту 2 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения, в частности, обучение засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Доводы представителя ответчика о том, что 2\3 стажа следует исчислять на момент окончания действия данного Положения, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ основаны на неверном толковании закона и не могут быть приняты судом во внимание. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов обучения в институтах и университетах. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию на момент его обращения с соответствующим заявлением в УПФ РФ. Принимая во внимание, что на момент обращения Дряминой Т.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период обучения подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях…», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов пенсионного дела следует, что Дрямина Т.В. обратилась с заявлением о назначении ей пенсии 12. 04.2011. Суммарная продолжительность стажа истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии включения в него спорных периодов, составит на момент обращения с заявлением в УПФ РФ по г. Н. Салда более 25 лет. Руководствуясь ст. ст. 194-199 и 338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Дрямина Т.В удовлетворить. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Нижняя Салда включить Дрямина Т.В в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственном педагогическим институте Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Нижняя Салда назначить Дрямина Т.В пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19п.1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме. Судья Цепова Л.А. Мотивированное решение изготовлено 03.08.2011 Судья Цепова Л.А.