решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



дело № 2-752/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                                      ДД.ММ.ГГГГ

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Симакина В.Д.,

при секретаре Корнеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Основиной Е.Ф. к администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении» отказано Основину Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес>, являющейся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1, в принятии нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основина Е.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 года № 30, Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обратилась в администрацию Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с приложением документов, свидетельствующих о её статусе и отсутствии зарегистрированных прав на жильё. Однако постановлением администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения действий с намерением приобрести право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако её переезд из дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего её умершему ДД.ММ.ГГГГ мужу в дом ветеранов, расположенный по адресу: <адрес> был вызван тем, что она в силу возраста не могла проживать одна в ветхом доме.

В судебном заседании представитель истца Основиной Е.Ф. - Лесовой Г.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования Основиной Е.Ф. поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Глава администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области Суслова Л.В. с требованиями Основиной Е.Ф. согласилась, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Основина обратилась в администрацию с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ходе рассмотрения заявления было установлено, что она по день смерти своего мужа ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно с ним в его доме, а, следовательно, могла в порядке наследования приобрести право собственности на указанных дом. С ДД.ММ.ГГГГ Основина Е.Ф. проживает в доме ветеранов. Состояние жилого дома, принадлежавшего ФИО1, не проверялось.

Представители третьих лиц на стороне ответчика - Правительства Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в своих заявлениях просили рассмотреть гражданское дело по иску Основиной Е.Ф. в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц на стороне ответчика -. Правительства Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Департамента градостроительства Пензенской области.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно свидетельству о заключении брака , выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сельской администрацией <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Основина Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, о чём в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ составлена запись за . После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО1, жене - Основина.

Из свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС <данные изъяты> Управления ЗАГС Пензенской области, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Из пенсионного удостоверения Основину Е.Ф. , выданного ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по <адрес>, следует, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ (в редакции от 21 декабря 2009 года) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной нормы, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как следует из паспорта Основиной Е.Ф. она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги <адрес> главой хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, значится ФИО1, который построил указанный дом за счёт собственных средств в ДД.ММ.ГГГГ.

Из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что дом имеет физический износ 63 %, в том числе: фундамент - 65 %, стены и перегородки - 65%, перекрытия - 65 %, крыша - 65 %, полы - 60 %, проёмы - 60 %, отделочные работы - 60 %, внутреннее санитарно-техническое и электрическое устройство - 65 %.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества Основиной Е.Ф..

Из справки МУП <данные изъяты> «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Основиной Е.Ф. какого-либо жилья не зарегистрировано.

Согласно свидетельству о государственное регистрации права , выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, по адресу: <адрес>, расположено здание дома ветеранов, принадлежащее Большехуторской сельсовету Нижнеломовского района Пензенской области.

Из выписки из амбулаторной карты Основиной Е.Ф. следует, что она оформлена в дом ветеранов ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1)жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Таким образом, дом ветеранов не может быть отнесён к жилым помещениям.

Основина Е.Ф., переехав в дом ветеранов в ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, не совершала умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия органа местного самоуправления - администрации Большехуторского сельсовета в обеспечении их другим жильем, поскольку действовавшее на ДД.ММ.ГГГГ законодательство предусматривало возможность обеспечения жильем членов семей участников Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ. Постановка же Основиной Е.Ф. в общую очередь не гарантировала ей получения в будущем жилого помещения, поскольку администрация Большехуторского сельсовета своего жилья не имеет, не строит, и обеспечивает жильем только льготные категории граждан.

Основина Е.Ф. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, а потому она в силу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, следовательно, требования Основиной Е.Ф. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

требования Основину Е.Ф. удовлетворить.

Признать Основину Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области принять Основину Е.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову инвалида Великой Отечественной войны.

Взыскать с администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в пользу Основину Е.Ф. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                       В.Д. Симакин