Дело № 2-820/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 08 декабря 2010 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мананниковой В.Н., с участием прокурора Балашовой И.В., при секретаре Поляковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора к ТНВ «Вирга» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, у с т а н о в и л : Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований трудового законодательства в ТНВ «Вирга» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ТНВ «Вирга» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, порядок проведения которой регламентирован «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569. Однако данное требование закона ответчиком не выполняется, в частности, на предприятии имеются должности: директора, секретаря отдела кадров, водителя, главного агронома, главного инженера, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера по налогам, старшего бухгалтера расчётного стола, бухгалтера, заведующей столовой, повара, заведующего нефтебазой, помощника бригадира полеводческой бригад по технике, учётчика полеводческой бригады, слесаря полеводческой бригады, сторожа стан. полеводческой бригады, сторожа АЗС полеводческой бригады, начальника по животноводству молочного комплекса, главного ветеринарного врача молочного комплекса, осеменатора молочного комплекса, слесаря мех. дойки молочного комплекса, слесаря навозоудалителя молочного комплекса, истопника молочного комплекса, доярки молочного комплекса, доярки подменной молочного комплекса, доярки на род. дом. молочного комплекса, скотника молочного комплекса, ночных сторожей молочного комплекса, дежурной доярки молочного комплекса, бригадира молочного комплекса, уборщицы молочного комплекса, заведующего МТМ - заведующего гаражом, кладовщика МТМ, токаря МТМ, слесаря МТМ, сварщика МТМ, пожарника МТМ, слесаря водокачки МТМ, кладовщика зерносклада, слесаря зерносклада, рабочего зерносклада, пилорамщика столярного цеха, рабочего столярного цеха, бригадира СТФ, слесаря СТФ, кормача СТФ, свинарки СТФ, сторожа - кочегара СТФ, бригадира телятника, телятницы телятника, сторожа телятника, слесаря телятника, скотника - подменного телятника, шофёра АТП, тракториста - комбайн. механизатора, но аттестация данных рабочих мест по условиям труда в ТНВ «Вирга» не проведена, тем самым ответчиком нарушаются права лиц, работающих в указанном предприятии, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. Просил обязать ТНВ «Вирга» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании прокурор Балашова И.В. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика ТНВ «Вирга» Чепурнов Н.Д., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями прокурора согласился, пояснив, что в настоящее время с соответствующей организацией заключен договор о проведении аттестации по условиям труда 27 рабочих мест, обязанности по которому ТНВ «Вирга» исполнила, перечислив денежные средства, а исполнитель проведёт аттестацию в течение одного месяца. Однако, какие это рабочие места из указанных в заявлении, Чепурнов Н.Д. пояснить не смог. Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (абз. 4 ст. 353 ТК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» в случае …, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ). Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Как следует из ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Согласно абз. 3 п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с п. 4 результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях и др. Ответчиком, несмотря на заключенный договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГ, на день рассмотрения дела не представлены доказательства проведения аттестации следующих рабочих мест: директора, секретаря отдела кадров, водителя, главного агронома, главного инженера, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера по налогам, старшего бухгалтера расчётного стола, бухгалтера, заведующей столовой, повара, заведующего нефтебазой, помощника бригадира полеводческой бригад по технике, учётчика полеводческой бригады, слесаря полеводческой бригады, сторожа станаполеводческой бригады, сторожа АЗС полеводческой бригады, начальника по животноводству молочного комплекса, главного ветеринарного врача молочного комплекса, учётчика молока молочного комплекса, осеменатора молочного комплекса, слесаря мех. дойки молочного комплекса, слесаря - навозоудалителя молочного комплекса, истопника молочного комплекса, доярки молочного комплекса, доярки подменной молочного комплекса, доярки на родильном доме молочного комплекса, скотника молочного комплекса, ночных сторожей молочного комплекса, дежурной доярки молочного комплекса, бригадира молочного комплекса, уборщицы молочного комплекса, заведующего МТМ - заведующего гаражом, кладовщика МТМ, токаря МТМ, слесаря МТМ, сварщика МТМ, пожарника МТМ, слесаря водокачки МТМ, кладовщика зерносклада, слесаря зерносклада, рабочего зерносклада, пилорамщика столярного цеха, рабочего столярного цеха, бригадира СТФ, слесаря СТФ, кормача СТФ, свинарки СТФ, сторожа - кочегара СТФ, бригадира телятника, телятницы телятника, сторожа телятника, слесаря телятника, скотника - подменного телятника, шофёра АТП, тракториста - комбайнёра механизатора. Согласно п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Поскольку непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает трудовые права работников предприятия, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Следовательно, с ответчика ТНВ «Вирга», не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать ТНВ «Вирга» (<адрес>) провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: администрация: директора, секретаря отдела кадров, водителя, главного агронома, главного инженера; бухгалтерия: главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера по налогам, старшего бухгалтера расчётного стола, бухгалтера; столовая: заведующей столовой, повара, нефтебаза: заведующего нефтебазой; полеводческая бригада: помощника бригадира по технике, учётчика, слесаря, сторожа стана,сторожа АЗС; молочный комплекс: начальника по животноводству, главного ветеринарного врача, учётчика молока, осеменатора, слесаря мех. дойки, слесаря - навозоудалителя, истопника, доярки, доярки подменной, доярки на родильном доме,скотника, ночных сторожей, дежурной доярки, бригадира, уборщицы; МТМ: заведующего МТМ - заведующего гаражом, кладовщика, токаря, слесаря, сварщика, пожарника, слесаря водокачки; зерносклад: кладовщика, слесаря, рабочего; столярный цех: пилорамщика, рабочего; СТФ: бригадира, слесаря, кормача, свинарки, сторожа - кочегара; телятник: бригадира, телятницы, сторожа, слесаря, скотника - подменного; АТП: шофёра; механизаторы: тракториста - комбайнёра. Взыскать с ТНВ «Вирга» (<адрес>) государственную пошлину в доход государства <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья В.Н. Мананникова