Дело № 2-821/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нижний Ломов 01 декабря 2010 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мананниковой В.Н., с участием прокурора Андреева М.В., при секретаре Поляковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижнеломовского межрайонного прокурора к ООО «Сельхозпредприятие» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, у с т а н о в и л : Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований трудового законодательства в ООО «Сельхозпредприятие» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Нижнеломовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Сельхозпредприятие» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, порядок проведения которого регламентирован «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569. Однако данное требование закона ответчиком не выполняется, в частности, на предприятии имеются должности: централизованный аппарат - директора, главного бухгалтера, инспектора ОК; отделение «Прянзерки» - бухгалтера, заведующего мастерскими, осеменатора, учётчика молока, электрика, заправщика, слесаря (в количестве 3 единиц), водителя (в количестве 2 единиц), разнорабочего, энергетика, доярки (в количестве 6 человек), свинарки (свинаря) (в количестве 2 единиц), скотника (в количестве 9 человек), механизатора (в количестве 10 человек), сторожа; отделение «Усть-Каремша» - ветеринарного врача, зоотехника, агронома, инженера, электрика, заправщика, кладовщика (в количестве 2 единиц), осеменатора, уборщицы, водителя (в количестве 3 человек), слесаря (в количестве 5 человек), сторожа, доярки (в количестве 5 человек), скотника (в количестве 7 человек), телятницы (в количестве 2 человек), механизатора (в количестве 14 человек), машиниста, но аттестация данных рабочих мест по условиям труда в ООО «Сельхозпредприятие» не проведена, тем самым ответчиком нарушаются права лиц, работающих в указанном предприятии, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. Просил обязать ООО «Сельхозпредприятие» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании прокурор Андреев М.В. требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика ООО «Сельхозпредприятие» директор предприятия Костин С.И. (приказ о вступлении в должность директора № от ДД.ММ.ГГГГ), с требованиями прокурора согласился, пояснив, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена из-за отсутствия денежных средств на эти цели, так как год выдался неурожайным. Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (абз. 4 ст. 353 ТК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» в случае, … когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 ГПК РФ). Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Как следует из ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Согласно абз. 3 п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с п. 4 результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях и др. Ответчиком не представлены доказательства проведения аттестации следующих рабочих мест: централизованный аппарат - директора, главного бухгалтера, инспектора ОК; отделение «Прянзерки» - бухгалтера, заведующими мастерскими, осеменатора, учётчика молока, электрика, заправщика, слесаря, водителя, разнорабочего, энергетика, доярки, свинарки (свинаря), скотника, механизатора, сторожа; отделение «Усть-Каремша» - ветеринарного врача, зоотехника, агронома, инженера, электрика, заправщика, кладовщика, осеменатора, уборщицы, водителя, слесаря, сторожа, доярки, скотника, телятницы, механизатора, машиниста. Согласно п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Поскольку непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает трудовые права работников предприятия, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Следовательно, с ответчика ООО «Сельхозпредприятие», не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать ООО «Сельхозпредприятие» (<адрес>) провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: централизованный аппарат: директора, главного бухгалтера, инспектора ОК; отделение «Прянзерки»: бухгалтера, заведующими мастерскими, осеменатора, учётчика молока, электрика, заправщика, слесаря, водителя, разнорабочего, энергетика, доярки, свинарки (свинаря), скотника, механизатора, сторожа; отделение «Усть - Каремша»: ветеринарного врача, зоотехника, агронома, инженера, электрика, заправщика, кладовщика, осеменатора, уборщицы, водителя, слесаря, сторожа, доярки, скотника, телятницы, механизатора, машиниста. Взыскать с ООО «Сельхозпредприятие» (<адрес>) государственную пошлину в доход государства <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья В.Н. Мананникова