решение о защите прав потребителей



Дело № 2-799/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                                         23 ноября 2010 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Симакина В.Д.,

при секретаре Корнеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова А.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Техносила» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Мельников А.С. обратился в суд с иском к ООО «Техносила» о защите прав потребителей, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в филиале ООО «Техносила» <адрес> ноутбук RoverBookProP 740 серийный номер <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийный срок сервисного обслуживания ноутбука составляет 1 год. Так как ноутбук вышел из строя (не заряжалась батарея), ДД.ММ.ГГГГ истец передал указанный ноутбук в филиал ООО «Техносила» <адрес> для осуществления гарантийного ремонта, где сотрудником магазина был определен внешний вид ноутбука: б/у, потертости, USB-вход (не хватает контактной планки). Срок ремонта письменным соглашением не был определен. Согласно техническому заключению ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в гарантийном ремонте было отказано, в связи с «нарушением условий эксплуатации, механическим повреждением корпуса (наличием трещины), продавливанием разъема ЗУ на аппарате, повреждением элементов на материнской плате». Однако указанных повреждений на момент передачи ноутбука на гарантийный ремонт не было. Таким образом, с момента передачи ноутбука на гарантийный ремонт на дату обращения в суд прошло 162 дня. ДД.ММ.ГГГГ истцом была предъявлена претензия руководителю филиала ООО «Техносила» <адрес>, в которой он просил незамедлительно прекратить ремонт ноутбука, вернуть уплаченную сумму <данные изъяты> руб., уплатить неустойку за срок ремонта по 0,5 % от стоимости товара, то есть по <данные изъяты> руб. за каждый день просрочки вплоть до возврата, а также транспортные затраты в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении заявленных требований сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ему (Мельникову) было отказано со ссылкой на нарушение качества изделия после его передачи последнему. ДД.ММ.ГГГГ общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» в интересах истца направило ответчику еще одну претензию с требованием возврата стоимости ноутбука, в удовлетворении которой также было отказано. В настоящее время ноутбук и документы находятся у ответчика. Считает, что ответчиком нарушены его права потребителя, в связи с чем просит взыскать с ответчика стоимость ноутбука в размере <данные изъяты> руб., неустойку за просрочку сроков проведения гарантийного ремонта в сумме <данные изъяты> рублей, неустойку за просрочку удовлетворения требований о возврате стоимости ноутбука в сумме <данные изъяты> руб., расходы за оформление претензии в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> руб., а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Мельников А.С. свои требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Техносила» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Дело в соответствии со ст. 233 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Товаром по договору в силу ст. 455 ГК РФ купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии со ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

В соответствии со ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (статья 457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом.

В соответствии со ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.

В силу ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истцом Мельниковым А.С. в филиале ООО «Техносила» был приобретен ноутбук RoverBookProP 740 номер <данные изъяты> в количестве 1 шт. стоимостью <данные изъяты> руб., что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ директору филиала ООО «Техносила» <адрес> ФИО1 истцом Мельниковым А.С. подано заявление о принятии товара (ноутбука RoverBookProP 740) на ремонт, поскольку в процессе эксплуатации обнаружены следующие недостатки, а именно: не заряжается батарея, сломан USB-порт.

Из сведений о приеме товара в ремонт, отражённых в заявлении Мельникова А.С. сотрудником магазина, ноутбук б/у, имеются потёртости, не хватает контактной планки USB.

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из технического заключения Уполномоченного сервисного центра по обслуживанию и ремонту бытовой и офисной техники от ДД.ММ.ГГГГ следует, что результатом диагностики установлены нарушения условий эксплуатации, механическое повреждение корпуса (трещина), продавлен разъем ЗУ на аппарате, а также имеется повреждение на мат плате, в связи с чем в гарантийном ремонте отказано.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала ООО «Техносила» <адрес> Мельниковым А.С. направлена претензия, в которой он просит незамедлительно прекратить устранение недостатков ноутбука RoverBookProP 740 с/н <данные изъяты>, вернуть уплаченную сумму <данные изъяты> руб., транспортные затраты в сумме <данные изъяты> рублей, уплатить неустойку за срок ремонта по 0,5 % от стоимости товара, то есть по <данные изъяты> рублей за каждый день просрочки вплоть до возврата.

Из сообщения директора ООО «Техносила», датированного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что обнаруженное проверкой нарушение качества изделия возникло уже после передачи изделия покупателю, в связи с чем удовлетворить изложенные в претензии Мельниковым А.С. требования не представляется возможным, поскольку перечисленное выше дает все основания считать, что надлежащим образом фактически доказана необоснованность заявленных к продавцу претензий применительно к установленному, согласно данным Технического заключения.

ДД.ММ.ГГГГ исх. директору филиала ООО «Техносила» председателем Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО2 направлена претензия в интересах потребителя Мельникова А.С. с предложением решить спор в досудебном порядке и добровольно удовлетворить законные требования потребителя, то есть произвести возврат стоимости ноутбука RoverBookPro в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., возместить расходы на оформление претензии в сумме <данные изъяты> рублей, оплатить неустойку за просрочку сроков проведения гарантийного ремонта в сумме <данные изъяты> рублей за период <данные изъяты> дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату предъявления нового требования в претензии о возврате стоимости.

Из сообщения директора ООО «Техносила» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при принятии товара в магазин был описан внешний вид ноутбука: «б/у, потертости, USB-вход - не хватает контактной планки». При этом с пояснением, что в данном случае описывается только внешний вид и отмечаются те недостатки, которые можно обнаружить визуально, без разборки товара. По результатам диагностики, проведенной ООО «<данные изъяты>», установлено, что ноутбук имеет механические повреждения элементов на материнской плате. Указанные повреждения были обнаружены специалистами сервисного центра после демонтажа корпуса ноутбука и не могли быть обнаружены при приеме товара в магазине. В связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований в интересах Мельникова А.С. отсутствуют.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Как установлено в судебном заседании, недостатки, послужившие основание к отказу Мельникову А.С. в гарантийном ремонте и расторжению договора купли-продажи, а именно - механическое повреждение корпуса(трещина), повреждение разъёма ЗУ на аппарате, повреждения элементов на мат. плате, сотрудниками ООО «Техносила» при передаче Мельниковым А.С. ноутбука в ремонт обнаружены не были, экспертиза ООО «Техносила» ноутбука не проведена, доказательства того, что указанные повреждения возникли по вине Мельникова А.С., ответчиком суду не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи ноутбука от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ООО «Техносила» и Мельниковым А.С., подлежит расторжению, требования о взыскании с ООО «Техносила» денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки- уплаченной за ноутбук денежной суммы, подлежат удовлетворению.

Поскольку Мельников А.С. передал в ООО «Техносила» ноутбук для ремонта ДД.ММ.ГГГГ, его требования о ремонте должны быть удовлетворены ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, как установлено в судебном заседании, ремонт ноутбука не произведён, ДД.ММ.ГГГГ истцом подана претензия с просьбой расторгнуть договор купли-продажи и возвратить ему деньги за ноутбук. Указанное требование ответчиком оставлено без удовлетворения.

Неустойка за нарушение данных требований в пределах исковых требований составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Суд считает возможным уменьшить размер неустойки до <данные изъяты> руб., поскольку заявленная истцом неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств со стороны ответчика.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку ООО «Техносила» нарушено право потребителя на ремонт ноутбука, на расторжение договора купли-продажи, вследствие чего ему был причинен моральный вред, он испытывает беспокойство за судьбу денежных средств внесенных за ноутбук, вынужден неоднократно совершать поездки в г. Пенза, для решения вопроса мирным путем, что причиняет ему значительные неудобства, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Также с ответчика в пользу истца подлежат взысканию его расходы по составлению претензии в сумме <данные изъяты> рублей, уплаченные им ДД.ММ.ГГГГ ПРОУ «Правозащитник» по квитанции.

на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Мельникова А.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Техносила» (<данные изъяты>) в пользу Мельникова А.С. денежную сумму в размере стоимости ноутбука RoverBookProP 740 <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, расходы по составлению претензии в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Техносила» (<данные изъяты>) в пользу Мельникова А.С. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Техносила» (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Ответчик Общество с ограниченной ответственностью «Техносила» вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                   В.Д. Симакин