Дело № 2-11/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 7 февраля 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Симакина В.Д., при секретаре судебного заседания Корнеевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брюхиной П.К. к администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, УСТАНОВИЛ: Постановлением администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Брюхиной П.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право стоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении). Брюхина П.К. обратилась в суд с иском к администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, указав, что является ветераном труда, тружеником тыла и инвалидом 3-ей группы. Указанным постановлением администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, в связи с тем, что она не представила документов, подтверждающих право стоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, с указанием, что она не относится к категории малоимущих граждан. Кроме того, поставить её на учет нуждающихся в улучшении жилья также не представляется возможным, так как у сельсовета нет денежных средств на создание маневренного жилого фонда. Считает указанное постановление незаконным, полагая, что должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учёт. В судебном заседании истец Брюхина П.К. исковые требования поддержала в полном объёме, уточнив, что просит признать ее нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет именно, как ветерана Великой Отечественной войны, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика - администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области Бочкарева И.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, возражала против удовлетворения требований истца, пояснив при этом, что Брюхина П.К. не отнесена к категории участников войны, которые могут быть обеспечены жильём во внеочередном порядке. Кроме того, Брюхина П.К. не отнесена к категории малоимущих граждан, в связи с чем, ей не может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Администрация Болшехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области жилья не имеет, а обеспечивает учёт льготной категории граждан, которым жилые помещения предоставляются за счёт федерального бюджета. Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, проверив материалы дела, суд приходит к следующему: Как следует из удостоверения серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Пензенской области, Брюхина П.К. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награждённых орденами и медалями ССР за самоотверженный труд и безупречную службы в тылу в годы Великой Отечественной войны. Из удостоверения серии В №, выданного администрацией Нижнеломовского района ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Брюхина П.К. является ветераном труда и имеет право на льготы, предусмотренные ст. ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б)военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г)сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно ст.20 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 23 Федерального закона «О ветеранах» утратила силу (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области. Законом Пензенской области №715-ЗПО от 20 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют: 1)лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла); 2) лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности; лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 3) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; 4) Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы; 5) члены семей умерших Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы; 6) нетрудоспособные лица, получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, имеющие доход ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области для пенсионеров (ст.1 Закона). Лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, указанные в статье 3 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется: 1) единовременная денежная выплата в размере 500 рублей в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов; 2)преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, при получении земельных участков для жилищного строительства; 3) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (ст.2 Закона). Согласно ст.3 Закона Пензенской области №715-ЗПО лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: 1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; 2) при продолжении своей трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; 3) ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе твердого топлива с учетом расходов по его доставке, в размере 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, (далее - регионального стандарта). Нетрудоспособные члены семьи ветерана труда, ветерана военной службы, совместно с ним проживающие, находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате общей площади жилых помещений в размере 15 процентов регионального стандарта. Данная мера социальной поддержки устанавливается независимо от формы собственности жилого помещения; 4) утратил силу с 1 мая 2007 года; 4.1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату пользования домашним телефоном гражданам, проживающим в городской местности, в размере 145 рублей, в сельской местности - 90 рублей; 5) ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей; с 1 января 2009 года - 250 рублей; с 1 января 2010 года - 270 рублей, с 1 января 2011 года - 290 рублей. Из анализа норм о мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, установленных Законом Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» №715-ЗПО от 20 декабря 2004 года следует, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств бюджета Пензенской области жильем ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусмотрена. Не предусмотрено обеспечение жильем данной категории ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и за счет средств федерального бюджета, поскольку данная категория граждан не поименована в Законе Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», ст.1 которого гласит, что настоящий Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: 1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 2) ветераны и инвалиды боевых действий: инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. В силу ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Президент РФ в своем Указе №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Из справки филиала № Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области серия МСЭ-2006 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Брюхиной П.К. ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности бессрочно. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Законом Пензенской области от 1 ноября 2008 года № 1618-ЗПО «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то есть инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 года.. При этом обеспечение жильём инвалидов за счёт средств субъекта Российской Федерации - Пензенской области указанным законом не предусмотрено. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2). Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на территории Пензенской области органами местного самоуправления городских округов, городских или сельских поселений (далее - уполномоченные органы). В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области № 948 ЗПО уполномоченный орган признает граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону. Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительным органом соответственного муниципального образования. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до появления оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, для снятия с учета. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Статьё 3 Закона Пензенской области № 948-ЗПО установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом на основании заявления гражданина, поданного им в уполномоченный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявления о принятии на учет такого гражданина, поданного его законным представителем. Из статьи 1.2 Порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области, утверждённого Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 948-ЗПО доходы, сведения о которых представлены заявителями, учитываются в объеме, оставшемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего заявителя, определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего заявителя за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о постановке на учет (далее - расчетный период), указанных в заявлении о постановке на учет. Согласно справки ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области размер получаемой Брюхиной П.К. пенсии составил: <данные изъяты>. Постановлениями Правительства Пензенской области установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров: в первом квартале 2009 года - 3484 рубля (постановление Правительства Пензенской обл. от 21.04.2009 № 314пП), во втором квартале 2009 года - 3524 рубля (постановление Правительства Пензенской области от 20 июля 2009 года № 582-пП), в третьем квартале 2009 года - 3554 рубля (постановление Правительства Пензенской области от 15 октября 2009 года № 793-пП), в четвёртом квартале 2009 года - 3514 рублей (постановление Правительства Пензенской области от 22 января 2010 года № 35-пП), в 1 квартале 2010 года - 3847 рублей (постановление Правительства Пензенской области от 19 апреля 2010 года № 224-пП), во втором квартале 2010 года - 3916 рублей (постановление Правительства Пензенской области от 30 июля 2010 года № 434-пП), в третьем квартале 2010 года - 4033 рубля (постановление Правительства Пензенской области от 27 октября 2010 года № 662-пП). Таким образом, размер получаемой Брюхиной П.К. пенсии превышает прожиточный минимум. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ постройки, деревянный, бревенчатый, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Основанием возникновения права собственности является строительство за счет собственных средств. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащем ФИО1 на праве собственности, на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженностей по уплате налога на указанный жилой дом и земельный участок не имеется. Аресты и запрещения отсутствуют. В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС Нижнеломовского района Управления ЗАГС Пензенской области РФ составлена запись акта о смерти № и выдано свидетельство о смерти №. Из справки нотариуса ФИО2 следует, что после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заведено наследственное дело на основании заявления на принятие наследства жены наследодателя Брюхиной П.К.. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежную компенсацию по закрытым счетам на имя Брюхиной П.К.. Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Следовательно, Брюхина П.К. в установленном порядке приняла наследство умершего мужа ФИО1, в том числе и жилой дом. Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и выданного Нижнеломовским отделением Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» следует, что жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> состоит из <данные изъяты>. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» общий процент износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 65 %. Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО3 показала, что дом её матери Брюхиной П.К. ветхий, пол, потолок пришли в негодность, имеются дыры в стенах, в доме холодно. Каких-либо оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО3 у суда не имеется, поскольку они объективно подтверждаются справкой Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, в том числе его ремонт, возложено на собственника. ДД.ММ.ГГГГ Брюхина П.К., полагая, что имеет право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратилась с заявлением в администрацию Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, указав, что пол в её доме провалился, стены просели, печь непригодна, крыша течёт. Постановлением администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № Брюхиной П.К. на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Оснований для отмены указанного постановления администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, признании Брюхиной П.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд не находит, поскольку Брюхина П.К. не относится к категории ветеранов, которым предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем бесплатно за счет средств федерального бюджета, в силу размера получаемой ею пенсии не может быть признана малоимущей, обеспечение же её жилым помещением как инвалида третьей группы за счёт средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области не предусмотрено. При таких обстоятельствах, требования Брюхиной П.К. удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, РЕШИЛ: требования Брюхиной П.К., ДД.ММ.ГГГГ, проживающей по адресу: <адрес> администрации Большехуторского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение 10 дней. Судья В.Д. Симакин Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Судья В.Д. Симакин