Дело № 2-101/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Нижний Ломов 17 марта 2011 года Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Симакина В.Д., при секретаре Корнеевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугреевой С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Бугреева С.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что после окончания <данные изъяты> медицинского училища она с ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, где она работает в указанной должности по настоящее время (данные сведения о работе подтверждаются её трудовой книжкой, приказами). Таким образом, учитывая трудовую деятельность, полагает, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с чем, обратилась за её назначением в ГУ УПФР по Нижнеломовскому району Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ. Однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управления Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия необходимого специального стажа. Данное решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным и необоснованным, поскольку в специальный стаж (связанный с лечебной деятельностью) не были зачислены период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>. В данный период работы она исполняла обязанности <данные изъяты>, относящемуся к сельской местности, что подтверждается справкой, выданной МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ». Не были включены в специальный трудовой стаж также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанные периоды за ней сохранялись место работы и заработная плата. Просит обязать ГУ УПФР по Нижнеломовскому району Пензенской области включить в её трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в льготном исчислении (один год три месяца за один год работы), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Бугреева С.А. свои требования поддержала, пояснив, что в штат <данные изъяты> в период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ входили: <данные изъяты>. Она занималась лечебной деятельностью в селе: производила приём граждан, посещала граждан по месту их жительства, производила медицинские манипуляции, осуществляла патронаж беременных женщин и новорожденных детей. На данной работе она работала полный рабочий день. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., действующая по доверенности от 25 октября 2010 года, с требованиями Бугреевой С.А. не согласилась, пояснив при этом, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам исчисление специального стажа производится в соответствии со Списками (должностей и учреждений) и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Должность <данные изъяты> Списками не предусмотрена. Также эта должность не была предусмотрена и ранее действовавшими Списками, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. При прохождении Бугреевой С.А. курсов повышения квалификации она не занималась исполнением своих обязанностей. В связи с чем, указанный период подлежит исключению из специального стажа работы, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости. Таким образом, решение комиссии ГУ УПФР по Нижнеломовскому району от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бугреевой С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является законным, обоснованным, оснований для удовлетворения исковых требований Бугреевой С.А. не имеется. Представитель третьего лица на стороне ответчика - Муниципального учреждения здравоохранения «Нижнеломовская центральная районная больница» - Коренкова Л.В., действующая по доверенности от 17 марта 2011 года, с требованиями Бугреевой С.А. согласилась, пояснив, что должность <данные изъяты> относится к <данные изъяты> и подлежит зачёту в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему: Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. Из диплома серии № следует, что С.А. в ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты> медицинское училище Мордовской АССР и в ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс названного училища по специальности <данные изъяты>. Решением государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ С.А. присвоена квалификация <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ С.А. заключила брак с ФИО8, о чём ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сельским Советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о заключении брака произведена запись за № и выдано свидетельство о заключении брака №. После заключения брака жене присвоена фамилия Бугреева. Из трудовой книжки Бугреевой С.А. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>, уволена с работы ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № принята на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № переведена на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № переведена на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бугреева С.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Бугреевой С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого требуемого стажа. При этом комиссией не приняты к зачёту для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, так как данная должность не предусмотрена Номенклатурой, утверждённой Минздравом России ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Правилами подсчёта специального стража, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29, определён исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачёту в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не предусмотрены. Продолжительность специального стажа без учёта указанный периодов составляет <данные изъяты> Однако, вывод комиссии об отсутствии у Бугреевой С.А. необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости суд считает сделанным без учета всех конкретных обстоятельств дела и нормативных актов. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту). Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 20 п. 1 чт. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; В силу п. 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В соответствии с п.п. "а" п. 5 названных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б"). В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты). Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г., в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. (в редакции Постановления Правительства от 19.02.2001 г. N 130). В соответствии со Списком от 06.09.91 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. При определении права на пенсию в этом случае применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.99 г. № 395, с изменениями и дополнениями и перечень хирургических отделений /палат/ для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава России от 15.10.99 г. N 377. Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утверждённого приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года № 566 и действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. На фельдшерско-акушерский пункт возлагается: проведение мероприятий, направленных на: а) профилактику и снижение заболеваемости, в том числе инфекционной; профилактику и снижение паразитарных и профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди колхозников, работников совхозов и других предприятий; б) снижение смертности, в том числе детской и материнской; в)повышение санитарно-гигиенической культуры населения; оказание населению доврачебной медицинской помощи; участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест; проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; извещение территориальной санитарно-эпидемиологической станции в установленном порядке об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований. В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерском пунктом- фельдшере, утверждённого приказом Министра здравоохранения ССР от 27 июля 1973 года № 566 и действовавшего до 21 марта 2003 года, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично. Своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Выполняет врачебные назначения. Подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте. Участвует в диспансеризации населения. Проводит: а) простейшие лабораторные исследования; б) лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; в) профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; г) противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; д) подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; е) санитарно-просветительную работу среди населения. Обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников. Участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора. Сообщает в установленном порядке соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАПа. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер имеет право: в пределах своей компетенции и профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу; выписывать рецепты в дозах, не превышающих высших приемов, установленных фармакопеей. Право на прописывание лекарств, содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества, может быть предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшеру министерством здравоохранения союзной или автономной республики, краевым или областным отделом здравоохранения по территориальной принадлежности; выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР; давать указания и распоряжения подчиненному ему среднему и младшему медицинскому персоналу. Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» установлено, что должность заведующего (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) вводится при обслуживании от 700 до 900 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 1 единица, должность среднего медицинского персонала (акушерки, патронажной медицинской сестры) вводится: при обслуживании от 700 до 900 жителей - 0 единиц, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 0,5 единицы, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1,5 единицы, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 2 единицы, должность медсестры по физиотерапии вводится из расчета 1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год, отпускаемых в медицинских профилакториях (специально оборудованные и оснащенные помещения, предоставляемые колхозами и совхозами, имеющими не менее 200 доярок, животноводов и механизаторов сельского хозяйства; должность санитарки вводится при обслуживании от 700 до 900 жителей - 0,5 единицы, при обслуживании свыше 900 до 1300 жителей - 1 единицы, при обслуживании свыше 1300 до 1800 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 1800 до 2400 жителей - 1 единица, при обслуживании свыше 2400 до 3000 жителей - 1 единица. Наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на заведующего фельдшерско-акушерским пунктом возложены основные обязанности по охране здоровья населения обслуживаемого населённого пункта, остальные же должности среднего медицинского персонала (акушерка, патронажная медицинская сестра) вводятся в штат ФАПа при обслуживании населения численностью свыше 900 жителей. При этом право наименования должности заведующего ФАП предоставлено органу, утверждающему штатное расписание. Как следует из исследованных в судебном заседании штатных расписаний медицинского, фармацевтического, педагогического персонала ФАП Нижнеломовского района на 1994, 1996, 1998, 2000, 2006 годы в штате <данные изъяты> ФАП предусмотрено 2 единицы, из которых средний медицинский персонал 1 единица, младший медицинский персонал 0,5 единицы, истопник 0,5 единицы. Согласно тарификационным спискам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бугреева С.А. занимала должность <данные изъяты> ФАП. В табеле учёта использования рабочего времени за август 1998 года Бугреева С.А. значится <данные изъяты>. Из должностной инструкции <данные изъяты>, утверждённой главным врачом Нижнеломовского района ФИО6, следует, что на должность <данные изъяты> назначается специалист, закончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации <данные изъяты>. <данные изъяты>: несёт ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положением о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лица; составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом: ведёт амбулаторный приём на фельдшерско-акушерском пункте; ведёт приём больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение независимо от ведомственной подчинённости, сопровождая больного в необходимых случаях лично; своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения; подготавливает больных к приёму врачом на фельдшерско-акушерском пункте; участвует в диспансеризации населения; проводит: простейшие лабораторные исследования, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура и специализация медицинского работника, профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитные мероприятия, подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления больных контактными с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, медицинскую профилактику среди населения; обеспечивает медицинскую помощь детям; участвует в текущем санитарном надзоре за объектами санитарного надзора. Аналогичные обязанности <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом содержаться и в должностной инструкции <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом, утверждённой главным врачом МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» ФИО2 Согласно справке МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ года Бугреева С.А. работала в должности <данные изъяты>, находящегося в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и от исполнения обязанностей <данные изъяты> освобождена не была. Из показаний свидетеля ФИО5 - начальника экономического отдела МУЗ «Нижнеломовская ЦРБ» следует, что Бугреева С.А. работала <данные изъяты> ФАП с ДД.ММ.ГГГГ. В штат данного ФАПа входила одна должность среднего медицинского персонала - <данные изъяты>, которую и занимала Бугреева. При составлении штатного расписания должность <данные изъяты> ФАП не конкретизировалась <данные изъяты>, поскольку иных должностей среднего медицинского персонала не имелось. Именно Бугреева осуществляла лечебную деятельность <данные изъяты>. Заработная плата Бугреевой состояла из должностного оклада <данные изъяты> и доплаты за <данные изъяты>. В связи с объединением сёл <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ был создан один ФАП - <данные изъяты>, куда была переведена на работу Бугреева. Архив Нижнеломовской ЦРБ сохранился частично, поскольку был затоплен в месте его хранения. Свидетель ФИО4 показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> <данные изъяты> ФАП. С ДД.ММ.ГГГГ в данном ФАП работала Бугреева С.А., которая занимала единственную имевшуюся должность среднего медицинского персонала - <данные изъяты> ФАП. В своей работе Бугреева оказывала медицинскую помощь жителям сёл <данные изъяты> Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что <данные изъяты> ФАП Бугреева С.А. являлась единственным медицинским работником данного ФАП и оказывала медицинскую помощь её сыновьям. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ в п. 9 Постановления N 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком необоснованно исключён из специального трудового стажа Бугреевой С.А. период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как установлено в судебном заседании, истец Бугреева С.А., работая в указанный период в должности <данные изъяты> ФАП, являясь единственным работником данного ФАП, относящемуся в среднему медицинскому персоналу, осуществляла лечебную деятельность в сельском медицинском пункте при Нижнеломовской ЦРБ, а потому этот период должен быть включен в специальный стаж её работы. Из справки, уточняющей периоды работы, необходимых для досрочного назначения трудовых пенсий, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бугреева С.А.находилась в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дети Бугреевой С.А. - ФИО1 и ФИО7 родились ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бугреева С.А. находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью. В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 г.№ 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости). Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Бугреевой С.А. в отпуске по уходу за ребенком - дочерью ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до достижения ребенком полуторагодовалого возраста во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа. В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период работы Бугреевой С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учётом требований истца), в том числе период нахождения Бугреевой С.А. в отпуске по уходу за ребёнком - дочерью ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении. Включение же периода нахождения Бугреевой С.А. в отпуске по уходу за ребёнком - сыном ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы действующим законодательством, а также законодательством, действовавшим на период нахождения истца в данном отпуске, не предусмотрено. Согласно справке МУЗ «Нижнеломовкая ЦРБ» Бугреева С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось место работы и заработная плата в соответствии со ст. 187 ТК РФ. Из свидетельства о повышении квалификации следует, что Бугреева С.А. повышала свою квалификацию в ГОУ Пензенском областном базовом центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по циклу <данные изъяты>. Постановлением № 516 Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Действительно, указанные Правила не содержат указания на возможность зачета в стаж работы по медицинской деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации. Однако в судебном заседании установлено, и это не оспаривается сторонами, что в период нахождения на курсах повышения квалификации за Бугреевой С.А. сохранялось рабочее место по основному месту работы и заработная плата, с которой производились страховые отчисления. Согласно п. 4 указанных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик незаконно исключил из специального трудового стажа Бугреевой С.А., дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, период нахождения её на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Право Бугреевой С.А. на получение трудовой пенсии, как лица, занятого не менее двадцати пяти лет лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в сельской местности, производно от ее трудовой деятельности и базируется на наличии требований, предъявляемых к назначению досрочной трудовой пенсии, а потому не может быть ограничено. Учитывая изложенное, суд считает требования Бугреевой С.А. подлежащими частичному удовлетворению. В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 в резолютивной части решения суда должно быть указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Принимая во внимание, что Бугреева С.А. на день обращения в орган пенсионного обеспечения - на ДД.ММ.ГГГГ выработала необходимый специальный трудовой стаж (более 25 лет) досрочная трудовая пенсия по старости должна быть назначена Бугреевой С.А. с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: исковые требования Бугреевой С.А. удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью Бугреевой С.А. периоды её работы: в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца) - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ФАП; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области назначить Бугреевой С.А. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области в пользу Бугреевой С.А. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения. Судья В.Д. Симакин Мотивированное решение составлено 22 марта 2011 года. Судья В.Д. Симакин