решение по делу № 2-131/2011 г.



Дело №2-131/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                                  24 марта 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Нижнеломовского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области об организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Нижнеломовского района Пензенской области.

В ходе данной проверки установлено, что инвалиды, использующие кресла-коляски, не имеют возможности беспрепятственно войти в здание, расположенное по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия на прилегающей территории специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса.

Нижнеломовский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Нижнеломовского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (Управление Росреестра), Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области с иском об организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путем оборудования для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса к зданию, находящемуся по вышеуказанному адресу, указав, что в соответствии со ст. 15 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам социальной инфраструктуры данная норма относит, в том числе, общественные и производственные здания, строения и сооружения, и другие учреждения. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Нижнеломовского района. Согласно договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения на первом этаже здания переданы во временное владение и пользование Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области. В связи с реорганизацией УФРС его права и обязанности перешли к правопреемнику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ). Нежилые помещения, расположенные на втором этаже здания, согласно договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, переданы в пользование Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области. Из указанных договоров следует, что перепланировка и переоборудование помещений производится только с согласия администрации Нижнеломовского района. В настоящее время в указанном здании располагаются и осуществляют свою деятельность Нижнеломовский отдел Управления Росреестра по Пензенской области и Межрайонный отдел Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области в г. Нижний Ломов. Поскольку деятельность указанных учреждений связана с оказанием услуг гражданам, включая инвалидов, данные отделы можно отнести к объектам социальной инфраструктуры. Отсутствие специально приспособленного пандуса лишает инвалида возможности беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Полагает, что администрация Нижнеломовского района, Управление Росреестра по Пензенской области, Управление УФМС России по Пензенской области, являясь органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые непосредственно возлагается обязанность по созданию условий инвалидам, нарушают установленные ст.ст. 2, 7 Конституции РФ и федеральным законодательством права инвалидов, ущемляя их право на свободное обращение и доступное передвижение в органы социальной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Андреев М.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Нижнеломовского района, Бочкарева И.И., действующая на основании доверенности от 22.09.2010г., исковые требования прокурора признала, считая их обоснованными.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Васильева Т.Н., действующая на основании доверенности от 15.11.2010г., иск не признала, пояснив, что Управление Росреестра по Пензенской области не является собственником здания, перепланировка и переоборудование с согласия администрации Нижнеломовского района возможны лишь в отношении занимаемых помещений, тогда как истцом заявлено требование относительно прилегающей к зданию территории. Договор аренды предусматривает лишь обязанность Управления производить за свой счет текущий ремонт внутри арендуемых помещений и возможность проведения капитального ремонта арендуемых помещений за свой счет с последующим зачетом в счет арендных платежей, в связи с чем, на оборудование спуска либо специального пандуса не могут быть из федерального бюджета выделены денежные средства. Кроме того, полагает, что даже обустройство пандуса либо пологого спуска не решит проблему беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, так как внутри здания имеется лестница, для переоборудования которой необходима реконструкция здания.

Представитель ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области, Ульянова Л.Г., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., также исковые требования не признала, пояснив, что структурное подразделение УФМС России по Пензенской области занимает часть помещений здания, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Условиями названного договора в числе обязанностей ссудополучателя предусмотрено осуществление за свой счет текущего ремонта передаваемого имущества, право на осуществление перепланировок и переоборудования занимаемых помещений с письменного разрешения ссудодателя. Каких-либо условий, предусматривающих дополнительное строительство за счет средств ссудополучателя, в том числе пандусов к зданию, либо обустройство прилегающей территории, договор не предусматривает. Выделение денежных средств из федерального бюджета на оплату строительных работ в 2009 - 2011 г.г. не осуществлялось. В целях защиты интересов граждан, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение миграционной службы, исключения возможности ограничения или нарушения их прав на получение государственных услуг, предоставляемых Федеральной миграционной службой, Административным регламентом предусмотрено право родственников, законных представителей указанных граждан, на представление необходимых документов от их имени. В необходимых случаях для приёма документов от граждан, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение, вручения паспорта, по просьбе гражданина, законных представителей или родственников осуществляется выход (выезд) сотрудника, ответственного за приём документов, к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно Конституции Российской Федерации, её статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в РФ»).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В настоящее время пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35 - 01 - 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

В соответствии с п.1.4 названных правил проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В судебном заседании установлено, а также подтверждено материалами дела, что здание, находящееся по адресу: <адрес>, в котором располагаются Нижнеломовский отдел Управления Росреестра по Пензенской области и Межрайонный отдел Управления ФМС по Пензенской области, относящиеся к объектам социальной инфраструктуры, не имеет специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска, либо специального пандуса, следовательно, не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих креста-коляски) к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются их права на свободное передвижение и доступное обращение в указанные органы.

Собственником указанного здания на основании решения собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ является Муниципальное образование Нижнеломовский район (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения на 1 этаже здания общей площадью <данные изъяты> кв.м. переданы во временное владение и пользование Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области, ныне именуемому, как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, на срок до ДД.ММ.ГГГГ Арендуемые помещения определены приложениями к договору.

При этом, согласно п.2.2.3 договора арендатор обязался не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений, вызываемых потребностями арендатора, без письменного разрешения Балансодержателя и Арендодателя; своевременно производить за свой счёт текущий ремонт внутри арендуемых помещений (п.2.2.4). Арендатор вправе провести капитальный ремонт арендуемых помещений за свой счет с последующим зачетом в счет арендных платежей, подлежащих уплате Арендатором по названному договору.

Вместе с тем, следует отметить, что ни договор аренды, ни дополнительное соглашение к нему не предусматривает никаких обязанностей Управления Росреестра касающихся мест общего пользования (лестничный пролет) и прилегающей территории.

Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ, часть названного здания площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлены в безвозмездное временное пользование Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям договора ссудодатель обязался производить за свой счет текущий ремонт передаваемого имущества (кабинетов, указанных в Приложении к договору), не производить никаких перепланировок и переоборудования помещений без письменного разрешения ссудодателя (п.2.2.3, 2.2.4).

При этом, названный договор, дополнительное соглашение к нему также не содержат условий, касающихся мест общего пользования, оборудования прилегающей территории.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеуказанных требований закона, на истце лежит бремя доказывания обоснованности требований, заявленных как в отношении собственника, так и в отношении арендатора и ссудополучателя.

Обязанность Управления Росреестра по Пензенской области и Управления ФМС по Пензенской области по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание по <адрес>, истец фактически обосновывает лишь тем, что указанные учреждения относятся к объектам социальной инфраструктуры, оказывающим услуги гражданам, включая инвалидов, однако при этом не учитывает, что названные учреждения являются пользователями части нежилых помещений в этом здании соответственно на основании договора аренды недвижимого имущества и договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, которыми, как указано выше, предусмотрена лишь возможность проведения арендатором и ссудополучателем текущего ремонта занимаемых помещений, и арендатором - капитального ремонта, также арендуемых помещений. Договорами предусмотрена возможность переоборудования и перепланировки, но лишь с письменного согласия арендодателя, ссудодателя и только занимаемых помещений. Какие - либо условия, касающиеся обслуживания (оборудования, ремонта) мест общего пользования (лестничной клетки), прилегающей территории (а истец просит оборудовать пандус к зданию, вход в которое осуществляется по прилегающим к нему ступеням), в договоре отсутствуют, тогда как, исходя из положений п.1 ст. 209 ГК РФ, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из п.4 ст.421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Поскольку иное не предусмотрено договором аренды и безвозмездного пользования обязанность по организации работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, в виде оборудования пологого спуска либо пандуса, лежит на его собственнике - муниципальном образовании Нижнеломовский район в лице органа местного самоуправления.

Таким образом, основания для возложения такой обязанности на Управление Росреестра по Пензенской области и Управление ФМС по Пензенской области отсутствуют.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика - администрации Нижнеломовского района, исходя из строительных норм и правил возможность оборудования пологого спуска либо специального пандуса к названному зданию, имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к администрации Нижнеломовского района, подлежат удовлетворению, а в удовлетворении иска к Управлению Росреестра по Пензенской области и Управлению ФМС по Пензенской области следует отказать.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям, в связи с чем, суд не входит в обсуждение вопроса о необходимости реконструкции здания в связи с наличием лестницы внутри здания.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с администрации Нижнеломовского района подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.     

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

обязать администрацию Нижнеломовского района организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (Нижнеломовский отдел Управления Росреестра по Пензенской области, Межрайонный отдел Управления ФМС по Пензенской области), путем обустройства специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса к зданию, расположенному по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска к Управлению Росреестра по Пензенской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области об организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отказать.

Взыскать с администрации Нижнеломовского района государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                              Т.А. Сухова

В окончательной форме решение принято 25.03.2011г.

Судья                                                                            Т.А. Сухова