решение по делу № 2-162/2011 г.



Дело № 2-162/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов                                     8 апреля 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Симакина В.Д.,

при секретаре Корнеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузаева М.А. об оспаривании действий Ульяновской таможни по задержанию автобуса,

УСТАНОВИЛ:

Бузаев М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Ульяновской таможни, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ГГТИ ОТО и ТК Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни ФИО7 было произведено задержание принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства - автобуса <данные изъяты>, о чём составлен протокол задержания товаров и документов на них. Как следует из уведомления, задержание произведено на основании п. 4 ст. 185 Таможенного кодекса Таможенного Союза как товара, таможенная декларация в отношении которого не подана в установленный срок. Задержание автобуса считает незаконным, поскольку не основано на законе. В соответствии с п. 4 ст. 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушением требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза с сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. Поскольку пересечение таможенной границы автобусом имело место до введения в действие ТК ТС, день пересечения границы установлен, нормы ТК ТС не могут быть применены для возникших правоотношений. Указанный автобус он приобрёл в ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 по договору купли-продажи. Сделка в установленном порядке недействительной не признана. В момент приобретения ему не было известно о том, что автобус не прошёл таможенное оформление. Поэтому он не может нести ответственность за таможенное оформление соответствующего транспортного средства, включая оплату таможенных платежей. О дате и времени задержания автобуса он уведомлён не был, протокол составлен в его отсутствие. Действиями Ульяновской таможни нарушены его права, как собственника автобуса.

В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал, пояснив при этом, что спорный автобус приобрёл ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ, 1 июля автобус у него был изъят. По постановлению Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ год автобус должен быть возвращён ему. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл в Пензенский областной таможенный пост для получения автобуса. Однако, при осмотре автобуса установил, что некоторых запасных частей не хватает, автобус занесён снегом, выезд автобуса был загорожен другими транспортными средствами. Сотрудниками таможни условия для возврата автобуса созданы не были, в связи с чем он отказался от его получения. О задержании автобуса в порядке ч. 4 ст. 185 ТК ТС узнал из уведомления Пензенского таможенного поста. Он является добросовестным приобретателем автобуса. Каких-либо обязанностей, в том числе и по декларированию автобуса, у него нет.

Представитель заинтересованного лица Ульяновской таможни - Петрушева О.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями Бузаева М.А. не согласилась, пояснив, что автобус <данные изъяты> был ввезён на территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Бузаев М.А. не мог его приобрести в <данные изъяты> по договору купли-продажи. Во исполнение постановления Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу в части возвращения вещественных доказательств - автобусов, хранящихся на стоянке Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, всем владельцам автобусов, в том числе и Бузаеву М.А. - владельцу автобуса <данные изъяты>, были направлены телеграммы о необходимости явиться в Пензенский областной таможенный пост для получения автобусов. ДД.ММ.ГГГГ Бузаев М.А. от получения автобуса и подписания акта приёма-передачи отказался. ДД.ММ.ГГГГ спорный автобус был задержан, о чём был составлен протокол задержания товаров и документов на них, товар помещён в зону таможенного контроля. Задержание автобуса произведено в полном соответствии с действующим таможенным законодательством и в рамках полномочий, предоставленных таможенному органу при проведении таможенного контроля в случаях, связанных с непомещением товаров под одну из таможенных процедур. В соответствии со ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, уничтожения, фактического вывоза с таможенной территории. Аналогичные положения содержались и в Таможенном кодексе Российской Федерации, утратившим силу с 29 декабря 2010 года, за исключением пункта 1 статьи 357.10 в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ. При этом ТК ТС применяется на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года. Многие положения ТК РФ с указанной даты утратили своё действие. В силу положения ст. 145 ТК ТС при проведении таможенного контроля должностные лица имеют право задерживать товары, не прошедшие таможенное оформление, и документы на них. При этом законодательством не установлено каких-либо ограничений и изъятий по задержанию товаров, принадлежащих «добросовестным приобретателям», так как в данном случае обязанность по уплате таможенных платежей на них не возлагается. Поскольку обязанность по декларированию и уплате таможенных платежей (в случае помещения под таможенную процедуру, предусматривающую их уплату), возникла после принятия решения об освобождении от уголовной ответственности лиц, незаконно переместивших товар через таможенную границу, подлежит применению ТК ТС. В соответствии с п. 2 ст. 366 ТК ТС к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу. При задержании товара в соответствии с ч. 4 ст. 185 ТК установлено единственное требование -участие понятых. При этом задержание товара может быть произведено в любом месте, у любого лица, у которого находится данный товар, в отсутствие собственника и без его предварительного извещения о времени и месте задержания товара.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).

Как следует из паспорта транспортного средства <данные изъяты> автобус <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Бузаеву М.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно постановлению вр. и.о. начальника отдела дознания Пензенской таможни ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ автобус <данные изъяты> признан и приобщён в качестве вещественного доказательства по уголовному делу с хранением его в Пензенской таможне до принятия решения по делу.

Постановлением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по уголовному делу в отношении ФИО6 и других лиц по обвинению в контрабанде автобусов разрешён вопрос о вещественных доказательствах: автобус <данные изъяты> постановлено возвратить Бузаеву М.А.

ДД.ММ.ГГГГ Бузаев М.А. обратился в Пензенский таможенный пост с заявлением о выдаче принадлежащего ему автобуса <данные изъяты>.

Из акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бузаев М.А. от получения автобуса отказался. Как следует из записи в акте приёма-передачи, причиной отказа получения автобуса послужило то, что не проведена проверка технического состояния автобуса и не обеспечен выезд автобуса (выезд загорожен другими транспортными средствами).

Согласно протоколу задержания товаров и документов на них от ДД.ММ.ГГГГ , ГГТИ ОТО и ТК Пензенского таможенного поста Ульяновской таможни ФИО7 в присутствии понятых ФИО8, ФИО9 произвёл задержания автобуса <данные изъяты>. Как следует из протокола, задержание произведено на основании пункта 4 статьи 185 Таможенного кодекса Таможенного союза, срок хранения - до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пунктов 2, 3 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года, Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года с учетом изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года.

Принято к сведению, что Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, указанный в пункте 2 настоящего Решения, применяется в Республике Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года.

Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии с действовавшей до 1 июля 2010 года статьёй 123 ТК РФ товары подлежали декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183,184,247,391 настоящего Кодекса.

Декларирование товаров с силу ст. 124 ТК РФ производилось декларантом либо таможенным брокером путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В соответствии со статьёй 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Товары, указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 145 ТК ТС при проведении таможенного контроля в случаях, установленных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 настоящего Кодекса, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.

В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение сроков, установленных настоящим Кодексом.

Задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом.

При задержании товаров таможенными органами в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи расходы по хранению задержанных товаров возмещаются лицами, указанными в статье 147 настоящего Кодекса, которым фактически возвращаются товары. Расходы по хранению задержанных товаров, не востребованных такими лицами в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 настоящего Кодекса, возмещаются за счет сумм, полученных от реализации указанных товаров, с учетом положений пункта 1 статьи 149 настоящего Кодекса.

Порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров определяется законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.

В силу ст. 146 ТК ТС задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 1 (одного) месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 (двадцати четырех) часов.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 (трех) суток.

Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.

Из Положения от отделе таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, утверждённого приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что основными задачами отдела являются, в том числе: производство в пределах своей компетенции таможенного оформления и проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в формах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза; осуществление контроля за помещением товаров в зону таможенного контроля, в том числе на склад, магазин беспошлинной торговли и другие места, где могут находиться товары под таможенным контролем, их хранением, в том числе за соблюдением сроков их хранения и выдачи.

Отдел ТО и ТК фиксирует факт подачи таможенной декларации и документов; осуществляет контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации; осуществляет контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей; осуществляет контроль соблюдения условий помещения под заявленный таможенный режим, а также специальной таможенной процедуры; проводит в установленные сроки и в необходимом объёме таможенный досмотр (таможенный осмотр), а также таможенный контроль в иных формах, относящихся к компетенции Отдела, и фиксирует его (их) результаты в установленном порядке; при выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения таможенного законодательства принимает меры, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации; выявляет и пресекает попытки незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза; осуществляет контроль за порядком хранения и выдачи товаров, находящегося на временном хранении.

ОТО и ТК вправе применять меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства таможенного союза при перевозке товаров, транспортных средств и документов на них при таможенном оформлении.

В соответствии с должностным регламентом главного государственного таможенного инспектора (ГГТИ) ОТО и ТК Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, утверждённым начальником Ульяновской таможни ДД.ММ.ГГГГ, ГГТИ ОТО и ТК обеспечивает своевременное и точное выполнение требований Таможенного кодекса таможенного Союза, Таможенного кодекса РФ, решений Комиссии таможенного союза, приказов и распоряжений ФТС России, ПТУ, руководства таможни по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного Союза; проводит в установленные сроки и в необходимым объёме таможенный досмотр (таможенный осмотр), а также таможенный контроль в иных формах, относящихся к компетенции подразделения, и фиксирует его (их) результаты в установленном порядке; выявляет и пресекает попытки незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

С указанным должностным регламентом ФИО7 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, таможенное оформление автобуса <данные изъяты>, незаконно ввезённого ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (до ДД.ММ.ГГГГ), до настоящего времени не произведено.

Следовательно, правоотношения, возникшие по таможенному оформлению автобуса до настоящего времени не прекращены.

Доводы Бузаева М.А. о том, что к правоотношениям, возникшим по поводу уплаты таможенных платежей на принадлежащий ему автобус, и задержанию данного автобуса не может быть применён ТК ТС, суд находит несостоятельными.

Обязанность по декларированию автобуса возникла после вступления в силу постановления Нижнеломовского районного суда Пензенской области об освобождении от уголовной ответственности лиц, переместивших автобус через таможенную границу (после ДД.ММ.ГГГГ), то есть во время действия ТК ТС.

Каких-либо ограничений по задержанию автобуса у лиц, переместивших его через таможенную границу, либо у лиц, в чьём владении, пользовании, а также собственности находится автобус, а также ограничений по времени и месту задержания, действующее законодательство не содержит.

Не возлагает действующее законодательство на сотрудников таможенных органов и обязанности заблаговременно известить собственника имущества о производстве задержания, поскольку задержание, как мера обеспечения таможенного контроля, применяется в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Копия же протокола задержания автобуса от ДД.ММ.ГГГГ направлена Бузаеву М.А. в тот же день.

Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что задержание автобуса <данные изъяты>, принадлежащего Бузаеву М.А., произведено должностным лицом - ГГТИ ОТО и ТК Пензенского областного таможенного поста ФИО7 в пределах его полномочий, в соответствии в действующим на момент задержания автобуса законодательством. Установленный порядок задержания автобуса соблюдён.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жалоба Бузаева М.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194,198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

заявление Бузаева М.А. об оспаривании действий Ульяновской таможни по задержанию ДД.ММ.ГГГГ автобуса <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                              В.Д. Симакин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                              В.Д. Симакин