решение по делу № 2-165/2011



Дело №2-165/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Нижний Ломов                                                     26 апреля 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н.,

при секретаре Поляковой Е. Ю.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой А.М. к администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

Попова А. М. обратилась в суд с иском к администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение жилого помещения бесплатно. Постановлением администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, как вдове участника Великой Отечественной войны, в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении. Считает отказ администрации в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в отношении неё не соответствующим закону, поскольку обеспечена жилой площадью на одного члена семьи менее учётной нормы, составляющей 22 кв. метра, а также в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Просила признать за ней право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебное заседание истец Попова А. М. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием своего представителя Братковской А. В., в котором также указала, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объёме.

Представитель истца Поповой А. М. Братковская А. В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования своего доверителя поддержала, просил их удовлетворить, пояснив, что её мать Попова А. М. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, в котором зарегистрированы по месту жительства и проживают сама Попова А. М., она и её сестра ФИО1 Кроме того, с ними без регистрации по месту жительства проживает супруг ФИО1 (дочь Поповой А. М.) ФИО3, то есть обеспеченность жильём нижнее меньше 15 кв. метров, установленных Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года №1870-ЗПО «Об обеспечении жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области». Дом, в котором проживает Попова А. М., выполнен из шлакоблока, и, поскольку находится в низине, постоянно подтапливается сточными водами, водами в период половодья, из-за чего существует угроза его обрушения. Членами их семьи вложены большие средства в поддержание дома в пригодном для проживания состоянии, но на сегодняшний день дом требует ремонта, составляющего около 600 000 рублей. Из удобств данный жилой дом ничего не имеет, кроме природного газа. В силу преклонного возраста и состояния здоровья (инвалид <данные изъяты> группы, но на сегодняшний день имеет полную потерю зрения, болезнь <данные изъяты>) требует ухода за собой. Братковская А. В. полный уход за Поповой А. М. осуществлять не может, так как сама является инвалидом <данные изъяты> группы, а ФИО1 работает. По названным причинам считает, что Попова А. М. имеет право быть признанной нуждающейся в жилом помещении, и, соответственно, поставлена на очередь нуждающихся в жилом помещении и получении жилья, как вдова участника войны.

Представитель ответчика - администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Никишина О. В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований Поповой А. М., пояснив, что истец обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ. После анализа представленных документов, Поповой А. М. было отказано в постановке на очередь нуждающихся, так как она представила документы, которые не подтверждают право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении, а именно, площадь, приходящаяся на каждого члена семьи Поповой А. М. составляла более учётной нормы площади жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении (10 кв. метров), а само жилое помещение соответствовало требованиям для проживания в нём, в связи с чем ей и было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении. В то же время, действительно, дом истца находится в низине, часто подмывается сточными водами, водами при авариях в водопроводных сетях, водами в период половодья. Попова А. М. обращалась в администрацию сельсовета с заявлениями об оказании материальной помощи в ремонте дома, но, поскольку администрация таких средств не имеет, ей отказывали в помощи.

Представитель третьего лица - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление о вручении повестки).

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Поповой А. М., представителя третьего лица - Департамента градостроительства Пензенской области.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно паспортным данным (<данные изъяты>) Попова А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Проживает в <адрес>, по данным похозяйственных книг с 1956 года (зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ).

Из пенсионного удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ Нижнеломовским отделом социальной защиты населения, следует, что Попова А. М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Данное обстоятельство также подтверждается отметкой в паспорте Поповой А. М. в сведениях о семейном положении, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе, участников Великой Отечественной войны.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п.2 п.3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Законом Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области:

1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны:

инвалиды Великой Отечественной войны;

участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда и иные категории (ст.1 Закона).

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в п.1 ч.2 ст.1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом указание на размер нормы учётной площади (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях) данный закон не содержит.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2).

ДД.ММ.ГГГГ, Попова А. М., полагая, что имеет право быть признанной нуждающейся в жилом помещении, обратилась в администрацию Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку в соответствии со ст.52 ЖК РФ постановку на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления, указав в нём, что основанием для постановки на учёт являются обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы и проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требований, приложив необходимые документы.

Постановлением администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Поповой А. М. - вдове участника Великой Отечественной войны, проживающей по адресу <адрес>, отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учёте нуждающейся в жилом помещении.

Отказ органа местного самоуправления - администрации Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района в принятии Поповой А. М. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении основан на законе.

Так, отказывая Поповой А. М. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с представлением документов, которые, не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, администрация Кривошеевского сельсовета исходила из оснований признания нуждающейся, указанных Поповой А. М. в заявлении, а именно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, и проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Однако, указанные Поповой А. М. основания не нашли своего подтверждения ни при рассмотрении её заявления администрацией сельсовета, ни в суде.

Из свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом, следует, что Попова А. М. является наследником имущества умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Наследственное имущество состоит, в том числе, и из жилого дома, находящегося в <адрес>, общеполезной площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой - <данные изъяты> кв. метра.

Данный документ является правоустанавливающим и подтверждает право собственности истца на жилой дом, в котором она проживает.

Представление в суд Поповой А. М. справок организаций, занимающихся инвентаризацией строений, об отсутствии у неё жилья, а также уведомлений об отсутствии сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, не опровергают данное свидетельство, так как оно выдано ранее введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ранее возникшее право), а инвентаризация в сельской местности, по объяснениям представителя ответчика, проводилась по желанию граждан. Этого также не отрицал и представитель истца Братковская А. В., пояснившая, что инвентаризацию домовладения они провели лишь в 2009 году.

Согласно выписке из домовой книги на домовладение по адресу <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в данном доме проживают Попова А. М., Братковская А. В., ФИО1 (дочери Поповой А. М.).

При этом общая площадь дома, согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> кв. метров, жилая - <данные изъяты> кв. метров.

Решением Комитета местного самоуправления Кривошеевского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории Кривошеевского сельсовета установлена учётная норма площади жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, на каждого члена семьи Поповой А. М. приходится более 10 кв. метров (<данные изъяты>), что значительно превышает учётную норму, а потому по этому основанию она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Довод представителя истца о том, что в доме, кроме зарегистрированных по месту жительства лиц, проживает муж ФИО1 ФИО3 не может быть принят судом, поскольку общая площадь жилых помещений на одного члена семьи всё равно будет больше учётной (<данные изъяты>), а кроме того ФИО3 имеет в собственности другие жилые помещения (жилой дом по адресу <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, серии <данные изъяты>), и со слов представителя истца - квартиру <адрес>, приобретённую супругами в период брака.

Не нашёл своего подтверждения и довод истца о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Так, согласно техническому паспорту на жилой дом и справке по результатам инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ общий процент износа по дому составляет 34.

Состояние домовладение подтверждено также заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеломвского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом по адресу <адрес>, имеет общий процент износа 34, и признан пригодным для проживания.

Ссылки Братковской А. В. на отсутствие удобств не являются безусловным основанием для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания, поскольку в силу п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого ПостановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Данное заключение о признании жилого дома пригодным для проживания Поповой А. М. не опровергнуто.

Доводы Братковской А. В. о том, что дом находится в зоне подтопления паводковыми водами, рядом с канавой для сточных вод, в результате чего дом неоднократно подтапливался, разрушался фундамент, также ничем не подтверждены, хотя именно в силу ст.56 ГПК РФ истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.

На предложение обсудить возможность назначения независимой строительной экспертизы для определения состояния жилого дома, возможности его разрушения в случае подтопления водами, представить доказательства обращения для оказания помощи в ремонте дома в соответствующие инстанции, представитель истца ответила отказом, просила рассмотреть дело по имеющимся в деле материалам.

Не влияет также на нуждаемость в жилом помещении и на признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания состояние здоровья истца, поскольку он не имеет заболеваний, установленных Правительством РФ для признания нуждающимся в жилом помещении, а определение пригодности (непригодности) жилья для проживания не поставлено в зависимость от состояния здоровья гражданина.

Представленная истцом смета расходов на ремонт дома никем не заверена, не подписана, в связи с чем непригодность дома не может быть подвержена данным доказательством, поскольку оно получено в нарушение требований гражданского процессуального законодательства.

При таких обстоятельствах требование Поповой А. М. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

требования Поповой А.М., <данные изъяты> о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                              В. Н. Мананникова